О любви к Богу и людям. Слово в неделю 15-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор, 2020 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Бог ещё до Рождества Христова начал домостроительство спасения рода человеческого. С этой целью и была в ветхозаветные времена основана Ветхозаветная Церковь. В этой церкви был свой храм, свои священнослужители. При храме за грехи человеческие приносились кровавые жертвы животных. Этой церкви было дано и Божественное Откровение – Священное Писание. Красной нитью через это Писание проходила идея пришествия в мир Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа, Мессии. Задача, которая была поставлена перед Ветхозаветной Церковью, – сохранить целостность и неповреждённость Божественного Откровения и передать его Новозаветной Церкви. И в лице лучших своих представителей Ветхозаветная Церковь справилась с этой задачей.

Ветхозаветное Откровение можно подразделить на закон и пророки. Закон включал в себя Пятикнижие Моисея. Пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числ и Второзаконие. Сердцевиной Пятикнижия Моисея служил Декалог – Десять Заповедей, которые Моисей получил от Бога и передал народу Израиля. Эти заповеди мы хорошо знаем, стараемся выполнять. Некоторые из них следует напомнить: «…не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй: почитай отца и мать… » и другие. В ветхозаветное время народ Израиля в духовной жизни руководствовался и учением святых пророков. История знает четыре великих: Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил и 12 малых. Пророки были вестниками воли Божией. Они стояли на страже соблюдения норм закона Моисея, свидетельствовали о пришествии в мир Мессии, Христа Спасителя, предсказывали будущее, – а когда народ Израиля подпадал под влияние языческих народов и впадал в идолопоклонство, их проповедь начинала носить строгий, обличительный характер. Итак, в ветхозаветное время духовной основной жизни народа Израиля служил закон и пророки.

Мы с вами живём в Новом Завете. Спаситель мира принёс Новозаветное Откровение, более возвышенное. И вот, в сегодняшнем Евангелии повествуется, как однажды к Спасителю пришёл некий законник, знаток закона Моисея и спрашивал Спасителя какая наибольшая заповедь в законе. Спаситель ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя » (Мф. 22: 37-39). На этих заповедях, по словам Спасителя, утверждается весь закон и пророки.

Но как же нам с вами в наше время научиться любить Бога и образ Божий, которым являются наши ближние? Прежде всего, братья и сестры, для того чтобы выполнить эти заповеди необходимо приобрести религиозный опыт. Закономерность жизни вот какова. Невозможно без любви к Богу полюбить своих ближних. Для того чтобы исполнить заповедь любви к Богу необходимо стать на путь богопознания. Этот путь включает в себя универсальный подход. Требуется совершать молитвенный подвиг и в домашних условиях, и в церкви. Знакомиться с кладезью богатства святоотеческой мысли, с их произведениями, изучать слово Божие, посещать храм Божий. Вместе с архипастырями и пастырями принимать участие в принесении в храмах Бескровной жертвы Богу за грехи человеческие и участвовать в делах добра и любви. И если Господь коснётся своей силой, своей благодатью нашего сердца, если мы будем ревностны и тверды в своём православном мировоззрении, если на душе утвердится мир, радость и покой, если будет желание совершать добро людям, – это и означает что мы научились любить Бога.

А как же проводить жизнь чтобы выполнить вторую заповедь о любви к ближним, о которой Господь говорил в своё время? Да, мы стремимся любить своих родителей, своих детей, свои семьи, своих родственников. А вот попробуйте с любовью относиться к соседям, которые даже игнорируют знаки приличия, например не здороваются. Попробуй с любовью относиться к тем, кто постоянно других осуждает или нам с вами делает зло.

Но Господь, обращаясь к нам, говорит: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…” (Мф. 5:44). Что это означает? Это означает, что злом зло не победишь. В индивидуальных отношениях с другими людьми мы должны непременно совершать дела добра. Не может быть и речи о любви к ближним, если мы не будем совершать им добро. Первой ступенью исполнения этой заповеди и является совершение добра всем людям. И в этом плане для нас примером являются христианские подвижники благочестия, святые.

Вот вам пример. XVI век, город Муром. Этот город поражает голод. В городе в числе других людей проживает семья Иулиании Лазаревской. Голод – это испытание. И Иулиания Лазаревская усиливает свой молитвенный подвиг и, параллельно с просьбой к Богу спасти народ от гибели, раздает милостыню, ухаживает за больными, погребает умерших. Сильный голод заставил её с семьей переселиться в Нижегородские пределы. Там она искренно молилась и дала указание слугам выпекать хлеб, смешивая муку с древесной корой и лебедой для себя и для бедных. Таким образом, она спасла от неминуемой смерти свою семью и многих людей. Да, она ушла в вечность, но праведники живут вечно. Мощи её нетленны, Бог их прославил, они источник благодати, врачующий душевные и телесные болезни рода человеческого.

Любовь – это вершина христианских добродетелей. Вот, послушайте что об этом в свое время в послании к коринфянам писал апостол Павел: «…Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает …» (1 Кор,13,4,6-8). Но вершиной любви является самопожертвование. И христианская вера побуждала верных чад церкви помнить об этом.

Вот ещё один пример. XX век грозный, суровый. После известных октябрьских событий 1917 года множество русских людей оказались за границей. Там никто их не ожидал. Грянул гром, началась Вторая Мировая война, немцы оккупировали Париж. Началось французское Сопротивление. Участие в этом сопротивлении принимали и русские эмигранты, за что их немцы арестовывали и направляли в концлагерь. В этом концлагере оказалась и русская монахиня, мать Мария (Скобцова). Это был ад на земле. О каких делах добра и милосердия можно там было думать? Но в верующих сердцах огонь божественной любви горит постоянно, независимо от времени. И даже побуждает совершать во благо ближним самопожертвование. Спасая жизнь матери малолетнего ребенка, мать Мария добровольно пошла в газовую камеру и принесла себя в жертву за грехи свои и своего народа.

Наученные Евангельским учением, мы должны с вами стремиться к укреплению религиозного мировоззрения. И, конечно, будем помнить, что вершиной христианской любви является самопожертвование. Самопожертвование во славу Божию, во благо своей семьи, своего народа и Отечества.

Аминь.