Слово митрофорного протоиерея Свято-Успенского кафедрального собора Михаила Горового в день празднования иконы Божией Матери «Тихвинская»

Свято-Успенский кафедральный собор, 2017 г.

«Радуйся, Невесто Неневестная! Радуйся, нечаянную радость верным дарующая!»

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Братья и сестры, сегодня мы с вами вместе со святой Церковью отмечаем празднование иконы Божией Матери «Тихвинская». Этот образ – великая святыня и, вместе с тем, символ покровительства Божией Матери русскому народу. Образ Тихвинской иконы Матери Божией явился нашему Отечеству в годы лихолетий. В то время Русская земля стонала под ордынским игом. Ещё в 1237 году кочевники монголо-татары напали на нашу землю. Огнём и мечом истреблялись русские города и селения, русская культура. Вместо православия навязывался другой религиозный стереотип. Народ был пленён, и, как свидетельствует летописец, жуткий страх господствовал на Русской земле. А когда народ пребывает в страхе, возможно ли развитие культуры, духовности или строительство государственности? И вот в это сложное время Господь посредством явления иконы и молитвенного заступничества Своей Пречистой Матери поддержал землю Русскую.

В 1380 году на поле Куликовом решалась судьба не только России, но и всей Европы. По благословению преподобного Сергия Радонежского, благоверный князь Дмитрий Донской разбил армию хана Мамая. Но какой ценой досталась эта победа! Потоки крови лились по Русской земле. И вот именно тогда, буквально через три года после Куликовской битвы, и произошло явление русскому народу Тихвинской иконы Матери Божией. В1383 году на Ладожском озере её встречали рыбаки, монашестующие, народ Божий. На месте явления иконы Божией Матери была сооружена деревянная Успенская церковь, а позже возник монастырь.

Да, в это время ещё продолжало господствовать на Руси ордынское иго. Но, чудесно явившись своим образом на Ладожском озере, Матерь Божия распростерла покров Своего заступничества над всей Русской землёй. Высокодуховным людям уже тогда было понятно, что пройдёт некоторое время, и Русь, молитвенным заступничеством Богоматери, свергнет ордынское иго.

Что касается происхождения Тихвинской иконы Матери Божией, то этот образ был написан святым апостолом и евангелистом Лукой. В качестве дара он вручил его правителю Антиохии Феофилу. А когда тот скончался, императрица Евдокия в V веке перенесла его в Константинополь. Там он и находился во Влахернском храме-реликварии, где размещались главные святыни Византийской Церкви. Но вот в VIIIвеке возродилась ересь иконоборчества. И тогда, спасая икону от поругания, её перенесли в обитель Пантократора и замуровали в стене. Прошло 60 лет, и икона была снова обретена, а затем таинственно оставила Константинополь.

Почему икона Божией Матери покинула Константинопольскую землю? Отвечая на этот вопрос, один из иерархов Константинопольской Церкви, сказал: «Безвозвратно отбыла она из Византии. За гордость, ненависть и неправды народа».

Новым местом пребывания образа Богоматери стал Тихвинский монастырь, который был основан во времена Иоанна Грозного в 1560 году. В Успенском соборе этого монастыря и находилась икона Божией Матери. В годы богоборчества Господь чудным образом её сохранял. Эту икону не смогли забрать в свой дом верующие люди. Эта икона не была продана на акционе любителями старины. Эта икона сохранялась Божией силой в святой обители даже тогда, когда в 1926 году собор был закрыт и превращён в склад. Чудодейственный образ Богоматери по-прежнему оставался невидимым для богоборцев и продолжал пребывать в монастыре до 1941 года, подобно тому, как когда-то он сохранялся замурованным в Пантократоровой обители в Константинополе.

Икона Матери Божией спасала, заступала, врачевала немощи человеческие, являла особую силу заступничества за нашу государственность. Особенно эта чудодейственная сила проявилась в годы Смутного времени. Когда шведы осадили Успенский монастырь, иноки стали усиленно молиться перед образом Божией Матери. Служились молебны, совершались крестные ходы с иконой внутри и вокруг стен монастыря, и Богу содействующему, осада монастыря была снята.

Тихвинская икона Божией Матери всегда имела особое значение в истории русского государства. Когда в 1613 году на русский престол был избран Михаил Феодорович Романов, его благословили на царствование списком с Тихвинской иконы Божией Матери. В 1617 году мирный договор со Швецией заключался также у образа Тихвинской иконы Божией Матери.

Но вот наступил 1941 год. Пришло время испытаний для нашего народа. И когда немцы захватили Тихвин, икона Божией Матери оказалась в их руках. Через некоторое время икону перевезли в Псков, а затем в 1944 году – в Ригу, где её хранителем стал епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Осенью 1944 года епископ Иоанн покинул город. И вот владыка вместе с юношей Сергием, который стал его приёмным сыном оставив Ригу вывезли икону в Германию. Затем она оказалась в Австрии и, наконец, остановилась в Соединённых Штатах Америки в городе Чикаго. Её поместили в Троицком соборе, настоятелем которого стал епископ Иоанн. Удивительно, что в строительстве этого собора принимал участие русский священномученик Иоанн Кочуров. После октябрьского переворота отец Иоанн прибыл на родную землю, оказался в Царском селе и там одним из первых принял мученический венец: за исповедание веры Христовой он был расстрелян. С течением времени Сергий, приёмный сын владыки Иоанна (Гарклавса), принял священный сан и впоследствии стал протоиереем Американской Православной Церкви. Незадолго до своей кончины владыка Иоанн сделал ему завещание: если будет открыт Тихвинский монастырь, если там возродится духовная жизнь, образ Тихвинской иконы Божией Матери необходимо будет передать в этот монастырь.

В 1995 году монастырь Тихвинской иконы Божией Матери был передан в ведение Русской Православной Церкви, а в 2004 году протоиерей Сергий Гарклавс вместе со священнослужителями Американской Автокефальной Православной Церкви прибыли в Тихвин и передали инокам монастыря икону Божией Матери «Тихвинская».

Иконы в православии – это не только свидетельство и напоминание людям о Боге, о Богоматери, о святых небожителях, но это и окна в духовный мир. Иконописцы, когда пишут иконы, должны достигнуть главной цели: через образы передать красоту духовного мира. А когда народ Божий совершает молитву перед святыми образами, он интуитивно входит в соприкосновение с этим духовным миром и становится чище, святее, краше. Иконы – это источники благодати.

Так останется ли Тихвинская икона Божией Матери вместе с нашей страной, с нашим народом или быть может она снова окажется на земле Греции, Германии, Австрии, Соединённых Штатов, где она уже пребывала? Это, братья и сестры, во многом зависит от нас с вами. Если наш народ в ближайшем будущем обретёт свою веру и найдёт свою дорогу к храму, в этом проявится великая милость Божия.

Мы молимся и просим, чтобы наш народ беспристрастно изучил историю своего Отечества и возвратился бы к животворным родникам, корням своей веры и духовности. Но для того, чтобы это произошло, в настоящее время требуется отказаться от политико-философских суррогатов нашего времени. И такими суррогатами, идолами, своего рода «опиумом для народа», являются марксизм, социализм, коммунизм и атеизм. Если наш народ отвергнет всё это и обратит своё сердце к Богу, Богоматери, к небесному заступничеству, то непременно икона Богоматери будет пребывать с нами всегда. И тогда заколосится, возродится и духовно преобразится Русская земля.

Аминь.