Слово протоиерея Михаила Горового, произнесённое у мощей святителя Феофана Затворника

Спасо-Вознесенского женский монастырь, 2016г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Праведники живут вовеки — их память будет существовать вечно. Русский писатель в XIX столетии писал: «Праведники на Руси были, есть и будут». И одним из носителей этой праведности был святитель Феофан Затворник, чьи мощи прибыли под своды этой святой обители.

Будущий святитель родился в 1815 году на Орловщине в семье священника. Первые уроки веры и благочестия получил в семье. Чувствуя Божие призвание к пастырскому служению, он с целью получения богословских знаний, первоначально поступил в Орловскую семинарию, а в 22 года стал студентом Киевской духовной академии, которая в то время достигла своего расцвета. Там преподавали замечательные профессора и педагоги. Наука давалась юноше очень легко, а на духовное его возрастание огромное влияние оказала Киево-Печерская лавра. Там он любил молиться, вёл беседы со старцами, там происходило его духовное становление.

Блестяще закончив Киевскую духовную академию, будущий святитель некоторое время возглавлял Киево-Софиевское духовное училище в качестве ректора, а затем был назначен инспектором в Новгородскую семинарию. Видя его талант педагога-богослова, вскоре его пригласили в качестве преподавателя богословских дисциплин в Санкт-Петербургскую духовную академию. Казалось бы, чего ещё желать: северная столица, славная Духовная академия, но душа стремилась к другому. По природе он был монахом, искал уединения. Душа жаждала встречи с Богом.

Услышав, что в Русской духовной миссии появилась вакансия, он обратился с прошением в Священный Синод и получил назначение на Святую Землю в состав Русской духовной миссии.

В течение 7 лет пребывал на Святой Земле. Пройдя тропами, по которым ходил, совершая проповедь Своего Учения Спаситель мира, святитель Феофан осуществил ещё и огромную научную работу. Несколько раз посещал он Святую гору Афон, где вел беседы со старцами, изучал рукописи, содержащие аскетическое учение христианских писателей.

Но началась Крымская война, и святитель был отозван на родину. Ему поручили возглавить Олонецкую духовную семинарию, которая на тот момент не имела даже собственного здания. Изрядно потрудившись, он получил новое назначение в качестве настоятеля посольской церкви в Константинополе. Там он внес свой вклад в примирение враждовавших тогда между собою греков и болгар.

Возвратившись из Константинополя, он получает высокое назначение – ректора Санкт-Петербургской духовной академии, начинает публиковать свои труды, становится редактором епархиального журнала. А через некоторое время Господь возвел его на самую высокую свещницу пастырского служения — он был поставлен во епископа Тамбовского и Шацкого. В течение трех лет владыка занимался устроением церковной жизни и однажды совершил архипастырский визит в Вышенскую пустынь. Душа его прикипела к этому месту, и он говорил себе: «Если бы мне здесь остаться!» Но продолжал исполнять церковное послушание. Назначая архимандрита к качестве настоятеля этой пустыни, он сказал: «Поезжай! Через некоторое время и я приеду».

Вскоре Священный Синод назначил его епископом на более древнюю Владимирскую кафедру. И здесь он добросовестно трудился во славу Божию и во благо народа Божия. Но душа звала к другому, душа по-прежнему искала духовных подвигов, и владыка пишет прошение о том, чтобы с него сняли послушание архиерея и отправили на покой. Священный Синод удовлетворил его желание и назначил настоятелем Вышенской обители, в которую так стремилась его душа.

Через некоторое время, планируя заняться научной работой, святитель попросил освободить его от настоятельства и затем приступил к написанию научных трудов.

Святитель Феофан вошёл в историю Русской Церкви как один из самых плодовитых церковных писателей XIX столетия. Его многочисленные труды можно разделить на три части. Первая часть — экзегетические труды, посвященные толкованию Священного Писания, в том числе апостольских посланий. В течение первых шести лет пребывания в Вышенской пустыни, он вел активную духовническую работу. Святитель Феофан стал одним из выдающихся духовных пастырей Земли Русской.

Когда святитель достиг вершины своей духовной жизни, ему предложили возглавить Московскую кафедру. А святитель Николай (Касаткин), который находился в далёкой Японии, приглашал его на миссионерский подвиг в Японию. Однако святитель Феофан не принял эти предложения и в 1872 году решил уйти в затвор. Там он соорудил церковь и последние 11 лет своей жизни ежедневно совершал Божественную литургию в храме Богоявления. Уйдя в затвор, святитель не прекратил общения с народом Божиим.

Вторая часть его трудов — это основы нравоучения. Святителя Феофана называют учителем нравственной жизни. Главный его труд носит название «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». И трудно совершать монашеский подвиг, если не познакомиться с этим трудом замечательного подвижника Русской Православной Церкви. Находясь в затворе, он продолжал руководить духовной жизнью русских людей и, получая ежедневно около 30-40 писем, отвечал на них.

Третья часть его трудов — это переводческая деятельность. Святитель находясь на Востоке хорошо изучил греческий язык, был также знаком с еврейским и арабским языками. С греческого языка он перевёл «Добротолюбие», излагающее духовный опыт христианских аскетов и подвижников.

Святитель Феофан преставился в 1894 году в Казанской Вышенской обители и был погребен в Казанском приделе Вышенской пустыни. За его чистое сердце, за его ревность о славе Божией, за его проповедническую и богословскую деятельность, за любовь к Богу и людям Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году он был причислен к лику святых. Подвигом своей жизни он стяжал святость. Феномен святости — свидетельство истинности нашей религии.

Жизнь святых – это примеры для подражания всем, ищущим спасения, ибо где святость, там и истина. Своим подвигом святости святитель Феофан засвидетельствовал, что сила Божия зримо действует в этом мире и обладает преображающей силой. Перед вами частица его святых мощей, которые источают благодать Божию.

Со смирением подойдите, приложитесь к образу Богоматери Казанской, перед которым молился великий святитель, приложитесь к его мощам и попросите, чтобы его молитвами и предстательством Господь послал мир на нашу землю, а в наши семьи — любовь, согласие и взаимопонимание. Просите, чтобы Господь благословил Землю нашу, Церковь нашу, народ наш. И не забудьте завет апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7)». Аминь.