СЛОВО В ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ИЗ ЕДЕССЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Храм Нерукотворенного Спаса г. Смоленск. 2020 г.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог ради домостроительства нашего с вами, братья и сестры, спасения, создал этот прекрасный мир. И окружающий нас мир должен свидетельствовать о славе Божией. Эту истину подтверждает Священное Писание. За вечерним богослужением в храмах Божиих звучат такие слова: “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь” (Пс. 18.2). А у апостола Павла в послании к Римлянам можно прочитать такие слова: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы » (Рим. 1.20).

Отцы и учителя Церкви также разделяли эту истину. Ещё в IV веке святитель Григорий Богослов писал о том, что леса, луга, океаны, реки, – это та книга, прочитав которую можно видеть творение Божие.

И великие учёные, изучая окружающий нас с вами физический мир, пришли к выводу что в мире существует первопричина, Творец, то есть Бог. Вот послушайте, что говорил основоположник нашего отечественного знания Михаил Васильевич Ломоносов: » Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира – физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть тоже, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители”. Это означает что первая книга – видимый мир, вторая – Священное Писание. Первую должны прочитать учёные и естествоиспытатели, вторую – священнослужители и учители церкви. Первая свидетельствует о всемогуществе Божием, вторая показывает Его благоволение к спасению рода человеческого. Ученый считал, что между религией и наукой не может быть противоречия, поскольку предмет исследования научного знания и религиозного разный.

Бог с целью нашего с вами духовного руководства основал святую соборную и апостольскую Церковь. Церковь хранительница Божественного Откровения. В церкви в таинствах и обрядах происходит освящение верующих людей.

Богата жизнь церковная по своему содержанию и разнообразна. Благодать Божию источают и святые иконы. Порою они кровоточат, напоминая нам о грозных временах в будущем. Но всё это происходит с одной целью, – для укрепления нас в вере. В нашей церкви иконы, по выражению священника Павла Флоренского, – это окна в духовный мир и через эти окна мы должны постигать Божественную реальность.

Икона – это символ, за котором скрывается духовная реальность.

Вот и в сегодняшний день Церковь установила отмечать праздник в честь Нерукотворного Спаса. В 944 году был установлен праздник перенесения Образа Нерукотворного Спаса из города Едессы в Константинополь. История почитания Образа Нерукотворного Спаса следующая. Ещё в то время, когда Господь наш Иисус Христос проповедовал своё Божественное Слово на земле Палестины, в далёкой Сирии проживал князь Авгарь. Этот человек достиг славы, достатка, почёта. Всё у него было.

Но, как и любой человек, он должен был пройти в жизни через испытания. И этим испытанием послужила для него болезнь. Он заболел страшной восточной болезнью проказой. Течение этой болезни было таково, что тело больного покрывалось гнойными струпьями, а через некоторое время начинался распад человеческого организма. Болезнь заставила Авгаря глубже вникнуть в содержание человеческой жизни. Он начал размышлять о смысле и цели жизни. Авгарь, конечно, слышал о том, что в Палестине проповедует своё Учение о Царстве Божием Учитель, Иисус Христос. И обрёл веру в Спасителя, который проповедовал Своё учение, запечатлевая чудесами. Уверовал в Его Божественное достоинство. Авгарь написал письмо для Иисуса Христа, в котором указывал на то, что слышал, что Он подвергался преследованию со стороны властей в Палестине. В письме Авгарь приглашал Христа прийти в Едессу, чтобы соцарствовать вместе. Он в душе верил в то, что Спаситель мира может его исцелить от физического и духовного заболевания. И послал в Иерусалим живописца Ананию. Когда Анания прибыл в Иерусалим, Спаситель проповедовал Своё Учение в окружении огромного количества народа. Анания решил написать лик Спасителя на полотне. Поэтому взошёл на высокий камень. Но как он ни пытался изобразить лик Христа Спасителя, Божественный лик оказался неописуем. И тогда Сердцеведец душ человеческих пригласил к себе Ананию, попросил принести воды, умыл лицо, вытер полотенцем и на этом полотенце запечатлелся его Божественный лик. Этот Нерукотворный Образ, изображение лика Спасителя на полотне, Анания принёс в Едессу, где Авгарь с благоговением приложился к Нерукотворному Образу Спасителя и получил исцеление. А окончательно его исцелил позже апостол Фаддей, который проповедовал Евангельское слово на земле Едессы. В знак благодарности Спасителю мира Авгарь повелел Нерукотворный Образ поставить в нише над городскими воротами. И все те люди, которые направлялись в город, обращали свой взор на лик Христа Спасителя и славили его Божественное достоинство.

Братья и сестры, история христианства, – это история не только побед и духовных взлётов, но это ещё и история жизненных испытаний и гонений. В истории были такие времена, когда почитателей святых икон называли идолопоклонниками. Святые иконы иконоборцы изымали из храмов, бросали в реки, сжигали в кострах, а иконопочитателей преследовали. С целью опровержения ереси иконоборчества и был созван в 787 году VII Вселенский собор. Ересь иконоборчества была опровергнута, были приняты правила, определения, основываясь на которые мы почитаем святые иконы. Одно из них гласит: «честь воздаваемая образу, переходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Это означает, что если на иконе изображен Спаситель мира, то, поклоняясь святому образу, мы поклоняемся Самому Богу. Если на иконах изображена Богоматерь или святые, то, почитая эти образы, мы почитаем Деву Марию и святых небожителей.

Но основой иконопочитания является догмат о Боговоплощении. Раз по плоти Спаситель мира родился от Девы Марии, раз он проповедовал Своё учение, Его слышали, Его видели, от Него получали исцеление, то это дает нам право изображать Спасителя мира на иконах по человеческой природе. Поскольку человеческая природа описуема.

Мы живем с вами в такой период времени, когда мир достиг значительного технического прогресса. Но что касается духовной жизни, – здесь наблюдается духовная расслабленность, а порой в обществе звучит голос, отрицающий значимость молитвы в человеческой жизни.

Молитва дана нам Богом как средство духовного общения. Молитва призвана умиротворять людей, духовно обогащать. Молитва в годы лихолетия, снизводит милость Божию с неба на землю и претворяет Его праведный гнев на милость. Примеров в истории того, как Господь посылал свою милость на землю, очень много. Ещё в середине XIX века в своей переписке с Белинским русский писатель Николай Васильевич Гоголь писал о значимости молитвы, о том, что Россия долго молилась и молитвой спасалась: “Она помолилась в 1612 и спаслась от поляков; она помолилась в 1812, и спаслась от французов”. Так должно быть и впредь.

О чём же нам с вами необходимо молиться в наше время? Молиться, прежде всего, необходимо об укреплении в вере, о сохранении единства в нашей Церкви и в стране. И когда мы с вами проходим через очередное жизненное испытание, молитва наша должна быть направлена к престолу Божию с покаянием, с просьбой к Богу избавить нас от вредоносного опасного заболевания. И если мы будем ходить в свете заповедей Божиих, если будем проявлять ревность о славе Божией, если будем совершать дела добра и любви, – то Бог непременно нас вознаградит. Он пошлет на землю мир, а в наши семьи – любовь, согласие и взаимопонимание. И обязательно своим божественным покровом покроет землю Русскую от всех скорбей, напастей и болезней. Аминь.