Слово в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Свято-Успенский кафедральный собор, 2019 г.

« Благовествуйте день за днем спасение Бога нашего»
(прокимен праздника)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, братья и сестры, собрались в этом величественном храме, чтобы в союзе мира и единстве духа отметить праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Слово Божие, Священное Писание свидетельствует о том, что Творцом человеческой жизни является Бог (Быт. 1,27). Он по Своему образу и подобию создал первых людей Адама и Еву, от которых произошел род человеческий, расселившийся по лицу земли. Первые люди поселились в райских селениях. В целях укрепления их воли в добре им дана была заповедь, запрещающая вкушать плоды от древа познания добра и зла, в тоже время они могли есть плоды от других райских деревьев. Укрепляясь в добре, прародители рода человеческого должны были совершенствовать свою праведность и достигать духовных вершин.

Наши прародители Адам и Ева преступили заповедь Божию. Грех вошел в мир, нарушилась гармония в мирозданиии: «тварь стенает и мучится» (Рим. 8, 22), «терния и волчцы» произрастают на земле (Быт. 3,18). Грех наложил отпечаток на природу человеческую: разум помрачился страстями, воля стала более склонной к злу, нежели к добру, омрачил грех и органы чувств. Отмечая власть греховности над человеческой природой, апостол Павел пишет: « Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим. 7,19)

Грех стал передаваться из поколения в поколение, начали совершаться страшные грехи. Сын Адама и Евы Каин из зависти убил своего брата Авеля. Греховное средостение между Богом и людьми увеличивалось. Требовалась жертва умилостивления за грехи человеческие.

И тогда в Совете Неизреченной Троицы было принято решение послать в мир Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Боговоплощением, земной проповедью и общественным служением людям, голгофскими страданиями, смертью и воскресением совершить дело домостроительства человеческого спасения. Своими искупительными страданиями Сын Божий примирил Небо с землей, людей с Богом (Ин. 3,16).

А более всех земных делу домостроительства спасения рода человеческого послужила Божия Матерь. С детского возраста Она воспитывалась при Иерусалимском храме: изучала Священное Писание, училась рукоделию, участвовала в делах любви и милосердия. Здесь происходило Её религиозное воспитание и духовное становление. Воспитанница Иерусалимского храма стала сосудом чистоты и святости. Несмотря на то, что над Ней тяготел первородный прародительский грех, Она сохранила личную святость. Подобно тому, как озоновый шар предохраняет нашу земную планету от инфракрасных лучей, так благодать Божия предохраняла Её от разновидности греховности и зла. По достижении совершеннолетия Она была обручена овдовевшему старцу Иосифу, который и стал хранителем Её девства.

По исполнении полноты времени к Деве Марии в Назарет Богом послан был архангел Гавриил раскрыть содержание Совета Неизреченной Троицы о том, что Она должна стать Матерью Господа. Архангельская благая весть привела в смущение Деву Марию: проводя девственный образ жизни, Она не могла понять, как это может произойти. Архангел ей ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя; посему раждаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1,35). Богоматерь проявила смирение и послушание промыслу Божиему: «Да будет Мне по слову Твоему» ( Лк.1,38).

Сегодняшний праздник именуется главизной, то есть началом нашего спасения. Святые отцы и учители Церкви, прославляя Божию Матерь, указывают на то, что через первую женщину Еву грех вошел в мир, а через подвиг Богоматеринства бессмертие вошло в человеческий род. Она стала Небом, вместившим Невместимого Бога.

В этот праздничный день Церковь призывает нас почтить и подвиг материнства. Главное призвание женщины в этом мире – послужить делу продолжения жизни рода человеческого. А такие ценности, как отцовство, материнство, деторождение в семье, супружеская верность и ответственность за воспитание детей, – должны стать духовной основой нашей государственности и носить непреходящий и вечный характер.

Вспоминая благую весть о спасении рода человеческого, принесенную архангелом Гавриилом Божией Матери, а также Её заступничество, помощь в скорбях и жизненных испытаниях, духовный покров над страной и народом нашим, – вместе со Святой Церковью прославим Её словами акафистного пения: «Радуйся, падшего Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.

Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслами; радуйся, глубино неудобозримая человеческими очима. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественного воплощения. Радуйся, Невесто Неневестная». Аминь..