Слово в неделю 29-ю по пятидесятнице об исцелении десяти прокаженных

Свято -Успенский кафедральный собор, 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении повествовалось об исцелении Господом десяти прокаженных. Совершая общественное служение роду человеческому, Господь путешествовал из Галилеи в Иерусалим, при входе в одно из селений Он повстречался с прокаженными.

В то время на Востоке свирепствовала болезнь проказа. Болезнь носила заразный характер, прокаженных общество стремилось изолировать. В древние времена прокаженные жили в пещерах за пределами городов и селений, в новое время в специальных местах – лепрозориях, вдали от жизни общества. У заболевших проказой тело покрывалось гнойными струпьями, волосы выпадали, пораженные болезнью начали гнить заживо.

Относительно прокаженных Ветхий Завет предписывал: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист, нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13, 45-46).

Но бывали случаи и выздоровления от болезни. Тогда выздоровевший должен был показаться священнику. Священник производил освидетельствование и давал разрешение на жительство в обществе. Исцелившемуся требовалось принести в жертву двух чистых живых птиц, кусок кедрового дерева, червленую шерстяную нить и иссоп.

В Евангелии говорится, что прокаженные, повстречавшись с Господом, обратились с просьбой: «Иисус Наставник! Помилуй нас!» (Лк 17, 13). Сердцеведец Господь увидел веру в сердцах этих страдальцев и повелел им пойти показаться священнику: и когда шли, очистились. Получив исцеление, поблагодарить Господа пришел лишь один самарянин. Девять израильтян, исцелившихся от заболевания проказой, не посчитали нужным поблагодарить Бога.

Нередко и мы забываем благодарить Господа в нашей повседневной жизни. За что необходимо благодарить Бога? Прежде всего за бесценный дар жизни. Жизнь – это самая высокая ценность. Жизнь необходимо любить, ценить. И жить так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.»

В жизни необходимо достигнуть богопознания и научится, совершая дела добра, любить Бога и ближних.

Лучшим средством для благодарения Бога за все материальные и духовные блага для нас христиан является святая Евхаристия, таинство Благодарения. Евхаристия носит характер космического измерения. Евхаристическая Жертва приносится Богу за грехи всего мира: «за всех и за вся». Она призвана духовно преображать мир. Причащаясь святых Христовых Таин мы достигаем обожения: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём». (Ин. 6, 56). Духовно обогащая нас, Евхаристия служит подлинному просвещению: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». (Ин. 7, 12).

Практика редкого причащения способствует понижению уровня духовной жизни. Это ярко можно было наблюдать в Синодальный период, не изжито это явление на некоторых приходах и в наше время. Сквозь пласт веков звучит голос Спасителя, обращенный к нам: «Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон как ветвь и засохнет». (Ин. 14, 5-6).

Благодарить Бога мы должны и посредством молитвы. Апостол Павел учит: «Непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1Фес. 17-18). Молитвы наши должны носить не только просительный, но и благодарственный характер.

Важно за исполнение наших просьб и ниспослание земных благ заказывать в храме благодарственный молебен, а в домашних условиях читать благодарственный акафист «Слава Богу за всё» (и за скорбь и за радость).

Несмотря на то, что мы проходим через полосу жизненных испытаний: преодоление ковидной инфекции, отстаивание свободы человеческой личности, суверенитета страны и традиционных духовно-нравственных ценностей посредством боевых действий (спецоперации) с «коллективным Западом», – мы должны быть благодарны Богу за настоящее время. Мы имеем возможность беспрепятственно исповедовать свою веру, посещать и строить храмы, воспитывать детей в истинах веры Христовой. В общеобразовательных школах дети знакомятся с духовной культурой своего народа. Но ведь были времена и лихолетий, гонений на веру Христову. Поражаешься мужеству, силе духа и веры святых Новомучеников и Исповедников нашей Церкви. Их подвиг жизни – свидетельство миру правды Божией, но это и отражение Фаворского света, призванного освещать и наш жизненный путь. Находясь в узах темничных за исповедание веры в Бога, невинно страдая, они стремились идти за Христом на свою голгофу к Воскресению и благодарили Бога.

В качестве примера приведём содержание одного из писем священномученика Виктора Киранова к своим близким: «Путь ко спасению проходит нормально, по указанию апостола Иакова – сперва страдания, затем терпение, а перенося их, приучаешься к смирению, которое, надеюсь, породит в будущем любовь и приведет ко спасению…

Страдаю я, как вам известно, совершено невинно юридически и фактически, так как перед государством и перед властью ни в чём не повинен, весь город это может подтвердить…

Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное. Карцер – отсюда только и просить Бога, чтобы простил меня, а я его лишь благодарю за милость исправления этим путем». (Протоиерей Николай Доненко. Новомученики Бердянские. Феодосия – Москва. 2009, с. 155).

Будем помнить, братья и сестры, что благодарить Бога за каждый прожитый день наш долг. Ведь Голгофа Спасителя мира – это высшее проявление любви Божией по отношению к миру, а голгофа Новомучеников Церкви нашей – это благодарность Богу за всё. Поистине «праведный верою жив будет» (Евр. 10, 38).

Аминь.