Александр Сергеевич Пушкин о святителе Георгии Конисском, Архиепископе Могилевском и Белорусском

К 300-летию со дня рождения Георгия Конисского и к 180-летию со дня кончины А. С. Пушкина

«Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу»

А.С. Пушкин

О том, что Александр Сергеевич Пушкин дважды посетил город Витебск, в мае 1820 года проездом из Петербурга на юг и в сентябре 1824 года, возвращаясь из южной ссылки в Михайловское, всем хорошо известно. Об этом же гласит надпись у памятника великому поэту в центре города.

Витебчане благодарно увековечили память любимого поэта: улица, библиотека, мост через реку Витьба носят его имя. Ежегодно областной Союз писателей у памятника Пушкину проводит праздник поэзии его стихов. Все это прекрасно.

Великий Достоевский объясняет любовь русского народа к Пушкину тем, что он вмещал в себе в степени высшего совершенства ту широту русской души, из которой она может перевоплощаться в умы и сердца всех народностей, обнимать собою лучшие стремления всякой культуры и вмещать их в единстве нашего народного христианского идеала.

А потому мне хотелось бы отметить примечательную сторону его творчества, связанную с историей Православия на Беларуси.

За несколько веков католической и униатской экспансии на белорусских землях сотни православных праведников сподобились мученической кончины за исповедание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Немало духовных наставников возвышало свой голос в защиту теснимой веры отцов, культуры и языка белорусского народа.

Одним из тех, кто полагал конец угнетению православной веры, был архиепископ Могилевский Георгий Конисский, прославненный Богом и почитаемый потомками.

В 1835 году в С-Петербурге вышло двухтомное собрание сочинений этого белорусского святителя в издании протоиерея Иоанна Григоровича.

Александр Сергеевич Пушкин, превосходно знавшего и любившего Белоруссию, сразу привлек внимание обширный труд Георгия Конисского и сразу же в первом томе журнала «Современник» откликнулся статьей «Собрание сочинений Георгия Кониского, Архиепископа Белорусского».

В этой статье Пушкин назвал белорусов «народом, издревле нам родным». Обратим внимание: не братским даже, как часто принято ныне говорить, а родным, не имея в виду историческую и духовную общность.

Статья начинается с упоминания о том, что Георгий Конисский известен в России краткой речью, которую произнес он в Мстиславле императрице Екатерине во время ее путешествия в 1787 году. «Речь сия, православная во всех наших риториках, не что иное, как остроумное приветствие и заключает в себе затейливую игру выражений и в умилительной простоте своей глубокое истинное красноречие».

Гений всегда творит из глубины национального духовного опыта, именно творит, а не заимствует и не подражает. По воспоминаниям князя Вяземского, Пушкин в последние годы жизни особенно имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Еванглие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их. Как-то, держа Еванглие в руках, Пушкин сказал: «Вот Единственная книга в мире: в ней есть все».

Тщательно изучал жития святых, Четьи-Минеи и Пролог, откуда делал выписки, готовясь составить Словарь о Святых православных в Российской Церкви. Назначение Поэта Пушкин выразил в стихах:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв, -

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв

Особенно его поразило обширное сочинение «История руссов», в котором Пушкин отметил у автора глубокое знание Белоруссии и Малороссии, сочинение поэтической свежести, критики и страстной любви и боли за судьбы народов, их населяющих. Он увидел в Георгии Конисском выдающегося проповедника, замечательного живописателя и пламенного патриота своей православной родины. Хотелось бы привести несколько высказываний из этой статьи Пушкина, редко упоминаемой нашими писателями и журналистами.

«Григорий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории. Он вступил в управление своею епархией, когда Белоруссия находилась ещё под игом панской Польши. Православие было гонимо католическим фанатизмом. Церкви наши стояли пусты или отданы униатам. Миссионеры насильно гнали народ в униатские костелы, ругались над ослушниками, секли их, заключали в темницы, томили голодом, отымали у них детей, дабы воспитывать их в своей вере, уничтожали браки, совершенные по обрядам нашей церкви, ругались над могилами православных».

Самого Георгия Конисского Пушкин считает героем и мучеником своего пастырского долга, ибо он дважды подвергался нападению католиков, и оба раза с опасностью для жизни. С возмущением описывает он второе покушение на жизнь Георгия Конисского, организованное иезуитскими воспитанниками в Могилеве: «Буйные молодые люди вломились в ворота (архиерейского дома), ранили несколько монахов, семинаристов и слуг, но , к счастью, не нашли Георгия, скрывшегося в подвалах своего дома».

Пушкина привлекли простота, увлекательная искренность проповедей, большое достоинство политических речей и глубокая вера архиепископа Георгия Конисского. Он поместил в статье несколько отдельных мыслей из его проповеди:

«Для молитвы пост, есть то же, что для птицы крылья».

«Душа бессмертная от бренного тела, как птица из растерзанной сети, весело взлетевши, воспаряет в рай Богонасажденный, где вечно цветет древо жизни, где жилище Самому Христу и Избранным Его».

«Нигде не читаем, чтобы язычники страдали за своих идолов так, как Мученики Христианские за веру Христову, да и в нынешних богоборных сонмищах атеистов и натуралистов, в главных гнездах их, во Франции и Англии, нашелся ли хотя такой ревнитель, который бы за безбожие свое или натурализм произвольно на муки дерзнул?»

«Радость плотская ограничивается наслаждением: по мере как затихает веселый гудок, затихает и веселость. Но радость духовная есть радость вечная; она не умаляется в бедах, не кончается при смерти, но переходит по ту сторону гроба».

В этой же статье Пушкин показал и поэтическое дарование Георгия Конисского, автора русских, польских и латинских стихов. Он отметил, что в художественном отношении они не совсем совершенны, зато «виден дух мыслящий». Одна из элегий показалась ему особенно примечательной, а потому он привел ее полностью. Приведу одно четверостишие:

О! смертный, беспечный, посмотри в зерцало:

Ты сед, как пятьдесят лет тебе миновало.

Как же ты собрался в смертную дорогу?

С чем ты предстанешь Правосудному Богу?

В 1768 году, несмотря на Трактат вечной дружбы двух государств, гонители-католики решили схватить и убить епископа Георгия. Верующие люди заблаговременно предупредили об опасности и просили Святителя выехать из Могилева.

Владыко Георгий 24 июля этого же года отбыл в Смоленск и находился там по 1772 год.

Находясь в Смоленске, Святитель продолжает заниматься попечением о своей пастве посредством писем. В соавторстве с епископом Смоленским Парфением (Сопковским) он составляет практическое пособие «О должностях пресвитеров приходских», очень нужное для священнослужителей. Это классическое произведение по вопросам литургики, проповеди и особенно пастырского богословия переведено на английский и другие языки.

Так же, в Смоленске, епископа Георгия застала весть о первом разделе Польши. Отошедшие к России южные провинции Беларуси – Могилев, Орша, Мстиславль и Рогачев составили теперь Могилевскую епархию.

10 марта 1773 года Святитель Георгий был вызван в Санкт-Петербург, где получил назначение архиерея Могилевской епархии.

Деятельность епископа Георгия по защите Православия и борьбе за возвращение униатов в лоно Православной церкви не осталось без внимания.

В 1783 году он был возведен в сан Архиепископа и назначен членом Святейшего Синода. Апостольские труды Архиепископа Георгия не ограничивались только пределами Могилевской губерни, но распостранялись на всю Беларусь и Украину.

Незадолго до своей кончины архипастырь составил завещание, в котором выражалась забота о церковном богослужении, порядке в Церкви, о монашестве, о семинарии и делах епархии, о клире, пастве и благотворительности. Им был установлен порядок благотворения по субботам в городских церквах.

Будучи гениальным поэтом, Пушкин в статье о Георгии Конисском показал себя и как историк, и как теоретик и историк литературы, и как критик и публицист. Мы действительно убедились в его, как выразился через 45 лет. Достоевский, изумительной «всемирной отзывчивости». И во всем мы видим глубокий проницательный ум, доброе сердце, мужественную волю. Он не ошибся в достоинствах будущего белорусского святого.

Исповедническая праведная жизнь Святителя Георгия оставила в белорусском народе светлую память. Он, как и предсказывал Пушкин, вошел в историю Беларуси, как выдающийся церковный деятель, прославленный проповедник 18-го века, талантливый политик и дипломат, ученый, педагог, писатель, как мужественный борец за веру против религиозного и национального угнетения, самоотверженно преданный Церкви пастырь Христов.

12 декабря 1992 года в связи с 275-летием со дня его рождения в г. Могилеве Отечественный фонд Беларуси назван именем Георгия Конисского, а на доме архиепископа установлена мемориальная доска. А еще через год решением Могилевского совета возвращено валу Красной Звезды историческое название – Архиерейский вал им. Георгия Конисского.

К 200-летию со дня кончины Святителя при кафедральном соборе в г. Могилеве построен и освящен крестильный храм во имя святого Георгия, архиепископа Могилевского и Белорусского. Ежедневно в этом храме читается акафист Святителю.

Можно сказать, Георгий Конисский достойно встал в один ряд с Ефросинией Полоцкой, Кириллом Туровским, Софией Слуцкой, Афанасием Брестским и другими святыми, в земле Белорусской просиявшими и слившимися с сонмом русских святых. Значит, недаром великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин назвал белорусов «народом, издревле нам родным».

Многим известно крылатое выражение Аполлона Григорьева «Пушкин – наше все». Но вот что пишет дальше выдающийся критик: «Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим дешевным, особенным после столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организациями все то, что принять следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, – образ, который мы долго еще будем оттенять красками».

Нина Тихомирова , публицист,

г.п. Лиозно, Беларусь.

2016 г.