Православный писатель Виктор Васильевич Афанасьев (Монах Лазарь)

Виктор Васильевич Афанасьев – русский писатель, поэт, литературовед, автор более 50 книг, просветительских очерков и статей. Афанасьев на протяжении четверти века активно печатался в церковной периодике, был главным редактором православного журнала «Глаголы жизни», член Союза писателей России, автор многих биографических книг о русских поэтах 19-го века.

Известно его биографические сочинение о Жуковском, Батюшкове, Иване Козлове, Языкове, Лермонтове. В энциклопедическом словаре «М. Ю. Лермонтов», приуроченном к 200 – летию со дня рождения поэта, им написана вступительная статья «Парус одинокий», статьи и очерки о Лермонтове и его окружении.

Судьба поэта не была легкой. Он родился в 1932-м году 22 мая в Москве. С детства любил литературу, рано начал писать стихи, когда ему исполнилось девять лет началась Великая Отечественная война, которая принесла тяжелые испытания.

В 1943-м году он стал работать помощником продавца в книжном магазине; учился переплётному делу, в дальнейшем освоил немало разных профессий, побывал во многих уголках России. Афанасьев постоянно занимался самообразованием, много писал, выпускал рукописный журнал «Памяти прошлого». А в 1946-м году начал печатать свои стихи вместе с другом детства Вадимом Кожиновым.

Первый сборник стихов вышел в 1969-м году. В 70-е годы автор резко прекращает поэтические опыты, почувствовав как будто оскудение своего дара, переходит к жанру художественной биографии, литературного портрета. В серии «Жизнь замечательных людей» выходят книги о Рылееве, о  Жуковском, о Лермонтове

В 1971 году Афанасьев принят в Союз писателей России.
Вскоре он понял, что все написанное ранее было лишь подготовкой к творчеству иного рода. С 90-х годов начинают выходить созданные Афанасьевым жизнеописания великих подвижников: преподобного Серафима Саровского (книга «Дивный старец»), первая полная биография великого святого, преподобного Антония Великого, оптинского старца Варсонофия, духовные очерки и жития святых. Целый ряд его работ был напечатан в журнале «Московской Патриархии» и других периодических изданиях.
Начинается яркий взлёт духовно-поэтического творчества, выходят сборники духовных стихов «Лествица», «Зреет жатва». Названия их примечательны. В них поэт раскрывает состояние человека, совершающего жизненный путь в нелёгком восхождении от дольнего к горнему, в постоянном памятовании о грядущей жатве Господней.

Доктор богословия, доктор филологии Михаил Михайлович Дунаев проницательно указывает на характерные черты подлинно духовной поэзии. «Истинно православное религиозное чувство, нужно помнить, отличается всегда сдержанностью, строгостью выражения и отсутствием какой бы то ни было экзальтации и слащавости (что весьма ощутимо бывает у католиков), – и это составляет важную особенность Афанасьева как поэта. Также и в том особенность его стихов, что при всей искренней индивидуальности выраженных в них переживаний они всегда могут быть соотнесены с мудростью надличностной. Это укорененное в православном сознании свойство миропонимания: ничего не вносить в него слишком от себя, от своего мудрствования, от стремления выпятить неповторимый собственный взгляд на мир. Православная вера проверяется всегда истинами Писания и духовным опытом святых отцов. Оттого-то она и истинна. Потому-то автор » Лествицы» и не боится сопоставления его стихов со святоотеческой мудростью: они, напротив, рассчитаны на такое сопоставление»
Заглавное стихотворение сборника «Лествица» – одно из ключевых:

Как страшен для меня был этот день, –
Вскарабкался я на одну ступень,
Взглянул наверх, – а там лазурь небес…
Напрягся я и на вторую влез,
И вот душою радостен и смел,
Но весь в поту, я третью одолел!
Взглянул наверх: как тёмен свод небес!
А вкруг меня с крюком летает бес,
Да крюк-то острый и в крови уж тех,
Кто рвался к небу, обгоняя всех.

Отцы Церкви предупреждали об опасности самого духовного возвышения: чем выше, тем опаснее бесы и тем больше опасность падения.

Истина дана всем в Откровении Божием и запечатлена в полноте православия. Каждый человек должен как бы вновь долгими усилиями в поте лица своего обретать её в себе. Поэт порой шествует чуть впереди многих, заставляя посредством своего дара, от Бога полученного, в глубине души своей заново сознать, пережить издавна знаемое , но так забываемое в повседневности:

Вот я стою в преддверии…
– Веруешь ли? Не лги!
– Верую! Моему неверию
Господи, помоги!
Душу ослепшую, вялую,
Боже, восставь, пробуди!
Веру умножь мою малую!
В правде меня утверди!

Поэзия помогает каждому высветить в душе его то, чего он не сознает или даже таит от себя порою. Поэзия пробуждает покаянные чувства, столь потребные душе:

Помилуй, Владыко вселенной, –
Мне глаз не поднять к небесам…
Душа моя – храм разоренный,
А тот разоритель – я сам.
Я храм этот строю и рушу,
И падаю день ото дня…
Спаси мою бедную душу
От дьявола и от меня!

Православное жизнеощущение основано на смирении, на страхе Божьем.Эти великие ценности положены в основу православный духовности, а также сознание того, что без помощи Божьей не одолеть своего пути:

Душа моя не птица
И крыльев нет у ней,
Её удел тащиться
На паре костылей.
Дай, Господи, терпенья
Идти на костылях:
Один из них – смирение,
Другой же – Божий страх.
Иду через потёмки
Нет – нет да встану вдруг
Опоры мои ломки
И падают из рук
– Других ты не получишь, –
Я говорю тогда, –
Скрепи-ка их получше
И в путь! А то беда
Ты молишься не много,
И дух твой словно спит,
А кто же кроме Бога
Тебе их укрепит?

О потребности такого укрепления, такой помощи – многие стихотворения Афанасьева. Они становится выражением молитвенного состояния человека, покаянный мольбы:

Тебя в своем сердце убогом
И дома и в храме святом
Просил я, о Боже, о многом,
Но чаще всего не о том.
Дай то,что всего мне дороже,
Чем жить и дышать я рождён,-
Подай мне любовь к Тебе, Боже, –
И буду я с нею спасён!

Всё, о чем пишет Виктор Васильевич – и есть Церковь Христова, которая хранит всех вне времени и пространства. Его стихи о России, о пути народа к Богу, об ощущении своей связи со всем, о единстве человека с Творцом, о духовном единстве с нашими предками

Мы без имён помянем ныне
Безвестных всех за все века,–
Их души там, в небесной сини,
Услышат нас наверняка
Весь сонм их с именем Христовым
В тот час движением одним
Падёт перед Его престолом
И нас помянет перед Ним.

Помимо лирических стихотворений Афанасьев сложил несколько поэм, одна из которых посвящена игумену земли Русской, преподобному Сергию Радонежскому, написана в традиции похвалы святому. Это яркое произведение русской духовной поэзии.
В 1999-м году Виктор Васильевич принял монашеский постриг и наречен Лазарем в честь преподобного Лазаря иконописца. Оптинская тема стала едва ли не главной в творчестве монаха Лазаря. Им написаны жития оптинских старцев (Исаакия, Варсонофия, Моисея, Антония, Нектария). Книги «Житница жизни», «Оптинские были», создан фундаментальный труд по истории Оптинской пустыни; много книг написано для детей. Документальное повествование – «Жизнь Петра Аркадьевича Столыпина». Монах Лазарь (Виктор Васильевич Афанасьев) на 83-м году жизни преставился о Господе. Похоронен в Оптинской пустыне, на монастырском кладбище великой обители, рядом с могилами убиенных оптинских насельников: иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима, жития которых он написал.

Нина Ивановна Колобаева

поэт, публицист