Василий Никифоров-Волгин – незаслуженно забытый русский православный писатель

Выдающийся русский писатель – прозаик Василий Акимович Никифоров-Волгин (24.12.1900 г.  – 14.12.1941г.) обладает своим неповторимым стилем, своими темами, своими персонажами, в которых ярко выражены стремление и Истине, к вечным проблемам бытия человеческого, выяснению  цели и смысла жизни. Его называли «современным  Лесковым», так как ближе всего писателю  «святые люди», праведники, а их он талантливо изображает в своих произведениях. Книги его – поистине народные, необходимые во всех православных семьях.

Никифоров-Волгин, как  тонкий психолог, показывает все беды и ужасы, выпавшие на долю людей в годы гражданской войны и революции. Важная тема, раскрытая им, – преследование религии, верующих людей, гибели Церкви в советское время исполнена глубокого трагизма и переживаний.

В статье «Вера народа» автор пишет: «И только храм остался для нас единственным уголком Святой Руси, ты чувствуешь себя пригретым и обласканным».

Святая Русь, с её церквушками, бескрайними просторами, православными праздниками, церковными обрядами, её людьми, переживающими за свои поступки, радость и грусть – вот что глубоко волнует писателя.

Что такое Святая Русь, которую помнит и любит душа? На этот вопрос отвечают герои Никифорова-Волгина, исполненные сердечной любовью и глубокой верой.

Родился писатель 24 декабря 1900-го года в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии в семье сапожника из крестьян, мать его была прачкой. Семья была большой, у Васи было четыре сестры и два брата, жилось им очень трудно.

Вскоре после рождения Василия семья переехала в Нарву, где почти половину населения составляли русские. Будущий писатель окончил церковно-приходскую школу при Свято-Владимирском братстве, экстерном сдал экзамены в седьмой класс Нарвской русской эмигрантской гимназии, но продолжить образования не смог из-за отсутствия средств. Юноша серьезно занимался самообразованием, увлекался философией, историей, логикой, но больше всего любил русскую литературу. Высоко ценил Федора Достоевского, Николая Лескова,  Антона Чехова, Сергея Есенина.

Очень рано начал сам писать, хотя не любил рассказывать об этом окружающим.

Старинная Нарва представила для интеллектуального развития юноши неплохие возможности, была центром эстонской и русской культуры.

В 1920 году Никифоров-Волгин стал одним из членов  «Союза русской молодежи», которая устраивала литературно-музыкальные вечера, концерты, спектакли.

С 1923 года Никифоров-Волгин публикует в русских периодических изданиях, выходивших в Эстонии, статьи, очерки, миниатюры. Публикации он подписывал псевдонимом Волгин в память о великой русской реке, где прошли его первые годы жизни, этим подчёркивает свою связь с оставленной родиной.

Василий Никифоров-Волгин, выросший в религиозной семье, хорошо знал и любил православное богослужение, он служил псаломщиком до 1932 года в Спасо-Преображенском соборе города Нарвы, обладал прекрасной дикцией, высоким голосом. Отсюда – и знание церковной жизни и быта духовенства, которое прослеживается в его творчестве.

На конкурсе молодых литераторов, проведённом в Таллине, в 1927 году Никифорову – Волгину присуждена первая премия за рассказ «Земной поклон». В этом же году при непосредственном участии писателя было создано русское спортивно-просветительское общество «Святогор», ставшее основой культурной работы русских. С 1930-1932 гг. Волгин возглавлял работу литературного кружка общества «Святогор». Этот кружок объединил почти  всех русских литераторов и любителей словесности Нарвы.

При обществе «Святогор» был создан религиозно-философский кружок,положивший начало местной организации русского студенческого христианского движения.

Василий Никифоров-Волгин был увлечён новыми течениями в русской зарубежной философской мысли,  трудами Н. Бердяева, С. Франка, И. Ильина. Съезды кружка проходили в Пюхтицком и Печерском монастырях.

В 30-е годы он редактировал вместе с местным литераторам А.Аксом выходивший в Нарве журнал «Полевые цветы», ставший органом русской литературной молодёжи в Эстонии.

Никифоров-Волгин сотрудничал во многих газетах, кроме корреспонденций печатал очерки и популярные статьи

К середине 30-х годов Никифоров-Волгин стал уже известным писателем. Он состоял в переписке с известными русскими писателями-эмигрантами, в том числе И. Шмелёвым, Б. Зайцевым, А. Амфитеатровым и др.

Популярный парижский журнал «Иллюстрированная Россия», проводивший литературный конкурс, удостоил писателя премией за рассказ  «Архиерей», опубликованный на страницах этого издания.

Русский критик П. Пильский в известной рижской газете «Сегодня» поместил восторженный отзыв о творчестве Волгина и привлёк его к сотрудничеству в этой газете.

Последние годы жизни писателя газета «Сегодня» стала основным изданием, где печатаются его произведения. В таллинском издательстве «Русская книга» выходят сборники рассказов «Земля-именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938), встреченные одобрительными рецензиями в ряде зарубежных русских органов печати.

Василий Никифоров-Волгин был глубоко верующим человеком, это в основе его мироощущения. «Все преобразования в обществе и в личности каждого должны основываться на вере, христианских ценностях»,- считал Василий Акимович.

В повести «Дорожный посох», в рассказах положительные герои – носители веры, сторонники высоких нравственных идеалов, мученики за веру, страдальцы, не дающие людям превращаться в зверей.

Сам Никифоров-Волгин, по воспоминаниям хорошо знавших его людей, был удивительно добрым, сердечным, отзывчивым человеком, готовым всегда прийти на помощь.

В 1940-м году установленная в Эстонии советская власть положила конец культурной жизни и литературной деятельности русской эмиграции.

24 мая 1941г. органы НКВД арестовали Никифорова-Волгина, а с началом войны его отправили по этапу в город Киров (Вятка), где он был расстрелян 14 декабря 1941 года «за издание книг, брошюр, пьес клеветнического антисоветского содержания», тайно захоронен с такими же страдальцами на Петелинском кладбище.

Официально Никифорова-Волгина реабилитировали только в 1991-м году.

Все рассказы, миниатюры, повести Никифорова-Волгин – это сердечная тихая песня о русской земле, о тех, кто хранит в своем сердце искреннюю любовь к Святой Руси, её великим святыням, православной вере.

Это неторопливый рассказ о тех, кто во время войны, революции, беззаконий, гонений, обрушившихся на русскую землю, сохраняет в чистоте свое сердце, свою душу, несёт утешение страждущим.

Христианская вера, Церковь является для писателя основой, соединяющий всё в гармоничный мир.

Герой рассказа «Древний свет» старик Федот Дымов на вопрос «мог ли бы он благословить теперешнюю жизнь, говорит: «Как тебе ответить, родной мой? Мог бы и благословить её, если человек души своей не утратил. С новым человеком я говорить не могу. Не живой он. Теплом от него не пахнет. Не люди, а заводные машины какие-то пошли. Ни одного лица мало-мальски светлого не встретишь. Наша стариковская жизнь, не спорю, была со всячиной: серой, дикой и неустроенной, но зато от многих сияние шло, Христос по земле любил ходить».

В повести «Дорожный посох» читаем: «Много спасёт русский народ великим своим даром покаяния! Только мы способны заплакать словами канона Андрея Критского: «Погубив первозданную доброту и благолепие мое, и ныне лежу наг и стыждуся.»

«А леса-то наши вырубают! Кругом села такие были заповедники, такая чащоба, сколько птиц и зверей было, а теперь пустыри…Примечаю я: чем больше природы уничтожается, чем хуже на земле становится, и лик человека утрачивает свою ясность.

Над природой человек озоровать стал! Так и норовит засорить её, растоптать, власть и силу над  ней показать. Сколько было случаев, когда ради озорства выжигались многовековые леса, убивали зверя и птицу. Пугливо стала смотреть природа на человека… Не произошла бы от этого великая скорбь!»

«Одинок русский человек, очень одинок! Утешитель ему нужен. В России обязательно должны быть монастыри и старцы-печальники, без них некуда деваться душе нашей! Не от  одиночества ли нашего и все скорби и туга душевная, и надрыв, и грех?»

В творчестве Никифорова-Волгина прослеживается глубокая влюблённость в русский язык, в неповторимые обороты русской речи.

В рассказе «Радуница» читаем: «Хорошее слово «Радуница». Так и видишь его в образе красного яйца, лежащего в зелёных стебельках овса, в корзине из ивовых прутьев.

И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно и со смыслом одно только слово, и уже всё видишь и слышишь, что заключено в нём. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся…Вот, например, слово «ручеек». Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками!

Или другое слово зной. Зачнешь долго тянуть букву «З» , то так и зазвенит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору.

Произнёс я слово – вьюга, и в ушах так и завыло это зимние, лесное: ввв-и-ю…

Сказал как-то при мне своим басом дворник Давыд «гром», я сразу услышал громовой раскат за лесною синью.

В день Радуницы много перебрал всяких слов и подумал с восторженным, впервые охватившим меня чувством:

-Хорошо быть русским!»

Герой рассказа «Молнии слов светозарных» дедушка Влас любил сребротканый лад церковнославянского языка. Как заговорит бывало о красотах его, то так и обдает тебя монастырским ветром, так и осветит всего святым светом. Каждое слово его казалось то золотым, то голубым, то лазоревым и крепким, как таинственный адамантов камень.»

А какие слова-то, Господи, встречаются: «световидный», «светоблистанный», «светоносный», «светозарный», – говорит сквозь слезы.

«Душу мою озари сияньями невечерними», «цвете прекрасный», «зарею пресветлою озари концы вселенной», «жизнь нестареемая», «одеяся светом яко ризою», «милосердия двери отверзи нам».

Все светло, все от сердца, от чистоты, от святости, от улыбки Господней… Подозвал, помню, меня дед к себе, погладил по голове и сказал:» Возлюби Божью красоту!»

Замечательные произведения Василия Никифорова-Волгина, пронизанные особым лиризмом, согретые теплом православного сердца, подлинно народные сочинения.

А. Амфитеатров в письме к Вячеславу Иванову (от 10.11.1937) отметил: «…если попадется Вам на глаза «Земля-Именинница» Василия Никифорова-Волгина, рекомендую обратить на нее внимание; весьма замечательная книжка рассказов – оригинально, просто, коротко, свежо» Перед смертью в Италии А.Амфитеатров просил прочитать ему рассказы Волгина.

Известный тогда критик Пильский справедливо писал, что все творчество Никифорова-Волгина – это «искренняя исповедь писателя, отражение и отзвук исканий Бога, чистая, горняя мечта по некоему невидимому граду благодати и успокоения. Никифоров знает и ценит лучших представителей православного духовенства, понимает, что последние годы наложили на их плечи непомерную тяжесть, огромное горе, ливни жалоб и слез».

Никифоров-Волгин был консерватором. Его любовь странная, богомольная, лапотная Русь, Русь с Православной Церковью, Царем, древними русскими национальными традициями, обрядами, обычаями. Она гибнет, уничтожаемая революцией, и писатель горестно оплакивает ее гибель. Его надежда на то, что все-таки большевикам не удалось уничтожить всю старую Русь, остатки ее сохранились, выжили.

«Тот народ спасет Россию, который глубоко сохранил в своем сердце образ тихого, ласкового и печального Бога – Христа! Эта Русь, этот народ-печальник, народ-богоносец спасет всех нас. Ни Троцкий, ни Луначарский, ни Горький, ни Маркс, ни иностранцы, ни Милюковы, ни социалисты и монархисты спасут Россию, а «глупая», «наивная» вера «выживших из ума» стариков.»

Консерватизм приводил писателя не только к отрицанию революции, большевизма, но к отрицанию современной ему западной цивилизации с её модой, сенсациями, конкурсами красоты, биржевиками, выборами, жаждой наживы.

Никифоров-Волгин писал: «Нашим кумиром должна быть Россия, национальное единство, чистый неискаженный «заграницей» язык Аксакова, Толстого, Тургенева, своя песня, свои обычаи и своя культура. Мы мечтатели о всемирном братстве, но совершенно забыли, что сперва надо создать великое русское братство. У нас свое историческое развитие, быть может, покрепче и посущественнее, чем отвлеченные принципы Запада».

Писатель справедливо считал, что Россия не должна идти по пути Запада, где господствуют формализм, рационализм, бездушие.

У русского народа много недостатков, но в нем сохранилась теплота личного чувства. Это доброе начало у русских Василий Акимович  связывает с Православием.

Нина Колобаева