Загорье. Здесь живёт Твардовский!

24 июня 2017 года ранним утром от библиотеки имени А.Т. Твардовского отошёл автомобиль. Этот ритуал соблюдается ежегодно. Ничто не может помешать визиту на родину великого поэта, который внёс в славу Смоленщины крупную лепту.

На всём протяжении пути из Смоленска до хутора Загорье мы встретили одного аиста и одну корову. Птица вызвала меньший восторг у пассажиров, чем одиноко пасущееся животное, силуэт которого просматривался на скошенном поле сквозь густые заросли борщовника, который пыльными кустами обрамлял серую полосу дороги за посёлком Починок. Когда-то неотъемлемая часть скотного деревенского двора сейчас выглядела как редкое животное. Мы ехали в детство Твардовского, и корова нам показалась экспонатом из начала ХХ века.

Даже топографическое положение местности подчеркивало свой статус принадлежности к периоду детства Александра Трифоновича – хутор находился в низине и к радости истинных ценителей творчества поэта – здесь не работали телефоны. Не все, конечно, разделяли это отдаление от цивилизации, и ходили по территории с опустошёнными лицами, не ощущая привычного прикосновения дисплея к уху.

В публикациях СМИ, говорится, что хутор Загорье был уничтожен в период войны. Это ошибка. После раскулачивания в 1931 году семьи Твардовских и высылки её на Урал, усадьба была разграблена и сожжена обозлёнными сельчанами. Именно теми, кто из-за своей лени и пьянства не удосужился выползти из бедности, а по науськиванию новой власти бросился уничтожать самую трудолюбивую часть населения России – кулаков и середняков.

Можно только преклониться перед упорством семьи Твардовских. После покупки двенадцати десятин земли, поросшей диким лесом с плешинами заболоченных участком и взъерошенных кустистых зарослей, был выкорчеван лес, осушены болотные блюдца, построена усадьба и даже выкопан пруд, который с высоты нынешних знаний напоминает коралловый остров – с земляной насыпью посреди водоёма. В этом рукотворном пруду, называемом «копань», вымачивались колёса для телег, дубились бочки, и ребятня училась плавать.

В 1971 году покинул земной мир сам великий поэт. Он не увидел краха Советского Союза, до казни которого оставалось ровно двадцать лет. Благодаря активному участию поэта В.В. Дементьева, энтузиазму поклонников творчества Александра Трифоновича и участию его братьев, рядом с поселением Сельцо, в Починском районе, 18 февраля 1988 года на месте заросшего за полвека пепелища, закипела работа по воссозданию усадьбы Твардовских. Можно даже руководствоваться строками стихотворения, чтобы зримо представить облик сгинувшего хутора:

На хуторе Загорье
Росли мы у отца,
Зелёное подворье
У самого крыльца.

По грядкам – мак махровый,
Подсолнух, лук, морковь.
На полдень сад плодовый:
Пять яблонь – пять сортов.

Константин Трифонович, брат поэта, самолично воссоздал план усадьбы, по которой был изготовлен макет, в настоящее время хранимый в музее. А после восстановления кузницы он разжёг горн и выковал нужные в крестьянском хозяйстве изделия: молоток и зубило.

Заведующая отделом филиала музея-усадьбы Иванова Татьяна Николаевна, будто сама жила в этом месте сто лет назад. Она водит по территории, показывая на поникшие кустики трав, будто примятые самим Александром Твардовским, который лежал здесь, под яблоней, вернувшись с трудного сенокоса от Жёлтой горки. Или трогает жердину ограды, через которую прыгал маленький Саша, развлекаясь с братьями в деревенские игры. Подводит к колодцу, вода которого так же прохладна и чиста как век назад, которой утолялся, ещё никем не известный юноша из маленького хутора Загорье.

Можно сказать, что постройкой музея и увековечиванием памяти Твардовского мы оправдались перед памятью поэта за ту боль, которую чинили ему власть имущие чиновники и завистники при его жизни. Оправдает ли он, нас, наследников.

Известный поэт Виктор Смирнов говорил о своём учителе:

По отчеству величали,
Вином взахлёб веселили…
Твардовского долго вязали,
Долго наземь валили.

Плевали в лицо, унижали
И жалили, словно змеи.
Твардовского убивали
Завистники и злодеи…

Мы сейчас спрашиваем:

- А кто эти «завистники и злодеи»? Где они? Кто, о них знает?

- Никто не помнит их имён! Никто! Их нет! Да были ли они на Земле? Твардовский жил и живёт, пока живём мы!

Александр Крячун

Фото Николая Чепурных и автора

25.06.2017 | Рубрика: Литературный Смоленск

Оставить комментарий