Новая экспозиция Смоленского исторического музея впечатлила писателей
Словно на вершину бастиона зрители входили на четвёртый этаж Смоленского исторического музея. Именно здесь 3 августа 2017 года открылась новая экспозиция «Смоленская губерния в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года на Смоленщине».
«…В 3 часа началась перестрелка. В седьмом часу, отслужив литургию, пошёл к Королевской крепости исповедовать и приобщать раненых… Придя домой, нашёл домашних в смертном страхе; ибо с восточной и южной сторон неслись пули, ядра и бомбы чинённые…» – эта запись за 5 августа 1812 года из дневника священнослужителя и историка Мурзакевича Никифора Адриановича. Он оставил достоверные и бесценные воспоминания периода обороны и оккупации Смоленска. И теперь по праву его портрет находится у самого входа в экспозицию.
Не только об Отечественной войне 1812 года рассказывают музейные экспонаты. Здесь, на 4-м этаже Смоленского Исторического музея застыло время эпохи императоров Александра I и Наполеона, полководцев Кутузова и Ермолова, писателей Вонлярлярского, Аксакова и Крылова, композиторов Глинки и Алябьева, артистов Каратыгиной и Яковлева.
Многое выставлено впервые. Не только из запасников вынуты запылённые знамёна и хоругви, мундиры, панталоны, галстуки и темляки. Некоторые экспонаты поступили совсем недавно. Они найдены археологами и даже простыми жителями на склонах оврагов и случайных раскопах при строительстве дач.
Коллекция оружия противоборствующих сторон особо впечатляет. Нетрудно представляется момент боя, когда схлёстывается этот поток острозаточенного железа. И в воздухе, пахнущем кровью, стоит вой. В выставочном зале тишина. Только экскурсовод негромко рассказывает об отдалённом на два века времени. Косы и вилы показывают труд крестьян; ножные кандалы, которые с внутренней стороны отполированы ступнями преступника, напоминают о декабристах; оригиналы прижизненных изданий нот Михаила Глинки, лежат рядом со скрипкой начала XIX века; довольно редкая подборка мебели масонов с их гербом. Медали «За освобождение Берлина» и «За покорение Парижа», могут напомнить некоторым западным политикам, для чего русские ходили за границу без виз и приглашений.
Завершает экспозицию последний экспонат, изготовленный в 2017 году – это бюст Михаила Кутузова, выполненный Смоленским скульптором Константином Куликовым.
Александр Крячун
Фото автора