На фестивале славянской культуры в Гнездово

Член Союза писателей России Александр Крячун поделился с нашим сайтом своими впечатлениями от фестиваля исторической реконструкции и славянской культуры «Гнёздово», состоявшимся 12-13 августа 2017 г. под Смоленском:

Утро фестиваля в Гнёздово

Утренняя стынь прижимала дымы тумана к влажной траве. Запах не сбитой с кустов росы мешался с трепетным ароматом лёгких цветов и терпкостью свежедоенного молока, приносимого сквозь лес из недалёких Козьих гор. На территории Исторической ярмарки, в деревянной клетке квохтали куры и петух старался разбудить утро. Солнце просверливало плотный воздух и прямыми лучами трогало стены выцветших шатров, пытаясь взбодрить почивавших ратников и мастеровых. Щиты и копья лежали у входа в жилища. Впечатление стало более завораживающим, когда проснувшиеся жители выходили в льняных белых одеждах и умывались из корчаг студенистой водой. Птицы, главные стражи тишины, щебетали не очень громко, будто боясь растревожить утреннее пробуждение.

Участники фестиваля, как и подобает жителям того давнего времени, спали на звериных шкурах, укрываясь самоткаными одеялами из овечьей шерсти. Из леса доносился хруст ломаемых веток и стук топоров – шла заготовка топлива. Вскоре возле шатров запылали костры. На треножниках, в котлах закипела вода, вываривая утренний завтрак.

Даже трудно представить, что через некоторое время в этот утренний лес начнёт стекаться народ для обозрения великолепных зрелищ, которые шестой раз покажет фестиваль исторической реконструкции и славянской культуры «Гнёздово». Заполнятся тропки и дороги людской массой. Выстроятся очереди к мастеровым и ярмаркам, к тавернам и концертной площадке. На ристалище начнётся представление, ради которого стоило ехать из далёких городов России. На отдельных площадках пройдут представления народных обрядов, старинных игр и забав. Вот лагерь проснулся и начал готовиться к встрече гостей, а их прибудет немало. Нужно сделать так, чтобы ошеломить и очаровать зрителей великолепием праздника.

Открытие фестиваля

В Гнёздово ожила история. Превратилась в явь, будто прокрутилось кино нашей жизни в обратном порядке. Запахло жареным мясом диких коз, послышался скрип гончарных кругов, застучали молотки кузнецов и завыли преступники, поднимаемые на дыбу. Будто шагнули мы назад в тысячу лет. И нет на этом месте ещё могильных курганов, вода в Днепре чиста, будто капля дождя. Нет шоссейной дороги и бешенства машин. Оковский лес кишит зверьём, а воздух вкусен и свеж. Недалеко скорежат на деревянных волоках ладьи и струги, перетаскиваемые к реке Каспля, чтобы плыть далее по Западной Двине в край Варяжского моря.

Сцена сооружена сразу при входе в Гнёздовский Курганный комплекс. Диктор объявил о начале мероприятия, а люди плотной стеной всё ещё втекали внутрь праздника. Открывал шестой фестиваль исторической реконструкции и славянской культуры «Гнёздово» председатель Смоленской областной Думы Игорь Ляхов. Он подчеркнул, что «Не смотря на политические неурядицы и разгул мракобесия на Украине, к нам прибыли её представители. Люди дорожат своей историей, памятью предков и славянскими традициями…»

Сергей Черняков, начальник Департамента Смоленской области по культуре и туризму, напомнил историю зарождения заповедника Гнёздовских курганов после находки клада в 1867 году, состоящего из серебряных украшений.

О близкой связи православной церкви с создателями фестиваля подчеркнул протоирей Валерий Рябоконь, руководитель отдела по культуре Смоленской иепархии.

На территории было воссоздано древнерусское поселение IXXII веков. Военно-полевой лагерь из простых шатровых палаток с прислонёнными к деревьям щитами и копьями, дымом очагов и снующими между этой древности людей в старинных одеждах, давал ощущение средневековья. На интерактивных площадках любой желающий мог слепить себе кувшин на гончарном круге, поупражняться в ткачестве льняного полотна, пострелять из лука и даже быть прикованным к позорному столбу «палачом». На главной сцене звучали старинные песни в сопровождении древних музыкальных инструментов, главными из которых – неповторимый Смоленский рожок и единственная в своём роде Смоленская двойная свирель.

Мастера

Мастеров уважали всегда, независимо от того, чем он занимался: плавил металл, делал кувшины из тыкв, дёргал зубы, писал книги или рубил головы.

Солнце пряталось за лесом. Было раннее утро. Из палатки вышел человек.

– Я, Рыжиков Денис. Потомок Рюриковичей!

Взглянув на него, без проверки на ДНК, можно было не сомневаться в его кровной связи с древним княжеским родом основателя Руси. Сохранилась генетическая память даже в выражении лица и поступи, от образа далёкого предка. Именно от того русского духа, про который говорит Сербская пословица: «На небе Бог, а на Земле Россия!». В лице этого парня читалась суровая решимость: «Стоять за Русь до конца!»

К дымам очагов вскоре смешались коричневые клубы из небольшой домны, сооружённой за полчаса из современного кирпича. Но замаскированная глиняной ручной обмазкой печь вполне соответствовала периоду IXXII веков, к которому относилось время действия плавильщиков руды.

К мастеру гончарных дел выстроилась очередь. Он виртуозно крутил ногой маховое колесо гончарного круга, который через деревянный вал передавал вращение верхнему диску, где детские руки зрителя лепили свой кувшинчик. На дне его вырезалось имя создателя и дарилось для памяти.

Светлана Николаевна Охриненко из Гнёздовского «Дома культуры» показывает, как делать из крапивных стеблей волокно. Она рьяно доказывает, что рубашка из крапивы обязательно вылечит от всех болезней, а в груботканой мешковине продукты будут храниться намного дольше. Она кромсает сухие стебли в зубчатых валах, теребит гибкие нити, и вскоре в её руках вьётся тонкая крапивная нитка, из которой можно ткать полотно.

В дальнем уголке ярмарочного павильона стоит белая палатка с надписью: «Деревенька моя, деревянная давняя…». Её укрывала тень от берёз. Здесь показана старинная домашняя утварь из деревень Смоленщины. Всё это бережливо собрано жителями Гнёздова Александром и Галиной Ишнёвыми. Они, на своём подворье, в обычной времянке создали музей Русской деревни, а сейчас выставили на обзор, гостям фестиваля, удачно вписавшись в общий праздник.

Мастера не только показывали свою профессиональную выучку. Приятно было смотреть, как отец учил малолетнего сына обращаться с ножом, выделывая древко для копья.

Нескончаемо шли впечатления. Можно было ходить по кругу Города мастеров и Ярмарочного павильона и постоянно видеть что-то новое, которого не было при первом просмотре этого места.

Ристалище

Ристалище – от старорусского слова «ристать», что означает «двигаться, бегать». В настоящее время нашло применение к аренам при проведении военно-исторических мероприятий. Будем его называть так! Круглая поляна, площадью в половину футбольного поля, была опоясана толстой верёвкой в два ряда. Настоящие ценители баталий намного раньше назначенного времени прочно занимали места в первом ряду, вцепившись в верёвки ограды, будто пытаясь удержать арену боёв от случайного исчезновения.

Перед началом турнира ведущий попросил зрителей отойти от ограждения ещё на метр. Когда началась «схватка», все поняли, что просьба была не напрасной. Две людские лавины двинулись друг на друга, исторгая из глоток боевой клич! Всё закружилось, будто горошины в детской погремушке. Смешалось всё: руки, ноги, копья, топоры, мечи, щиты и лица. Каждый воин видел только назначенного для себя соперника, которого он должен был победить!

Над ристалищем недоумённо летали вороны. Инстинкт предков, который выработался в течение столетий, говорил им: «Если звенят мечи и в небо уходит страшный вой – значит, будет пожива!» Птицы удивлялись тому, что люди падали, потом вставали, расходились и вновь бросались друг на друга. И никто не умирал!

Инсценировка боя была идеально правдива. На острия копий одеты чехлы. Никто не давал гарантии, что в пылу боя, железное жало не воткнётся в глаз сопернику. Даже латы не совсем защищали от ударов тупых мечей и топоров, которые оставляли ссадины и царапины. Врачевали воинов сёстры прямо на «поле брани», прикладывая к ранам сырые листья подорожника и обмазывая больные участки овечьим жиром с солью.

Противостояние двух дружин «Севера» и «Юга» закончилось братанием и по всей вероятности подношением друг другу братины с медовухой после окончания праздника. Восторг зрителей был ошеломляющий. Такой взрыв эмоций можно было сравнить только с темпераментом болельщиков на футбольном мачте.

Показать свою удаль и тактику боёв русских дружин, приехали ратники из Саратова, Санкт-Петербурга, Ярославля, Калининграда, Брянска, Рязани, Минска, Пензы, Жуково-Серпухова, Королёва, Витебска, Самары, Пскова, Раменска, Москвы и, конечно Смоленска. Их всех объединяют «Клубы исторических реконструкций».

Евгений Демьянов участник фестиваля говорит: «Первые источники правил боевых приёмов описаны после XV века. А как бились раньше, приходилось домысливать, затем совершенствовать и применять на практике!»

Чуть дальше от ристалища можно поупражняться в стрельбе из лука или метнуть сулицу. Сулица – это уже не стрела, но ещё и не копьё. На детском ристалище шла своя жизнь: крутились качели, бились мешками, и шло сражение длинными палками, называемые тамбарами. Каждый искал и находил себе развлечение по вкусу. Единственное, что невозможно было осуществить на фестивале – быть сразу везде.

Смоленский рожок
Не кичусь родным я краем,
Но пройди весь белый свет –
Кто тебе в рожки сыграет
Так, как наш смоленский дед?…
……………………………………………………..
Опять печалится над лугом
Печаль смоленского рожка,
И словно гуси, друг за другом,
Плывут по небу облака…

Эти четверостишия из стихотворений Александра Твардовского и Михаила Исаковского. «Смоленский рожок» – это действительно уникальное и чисто смоленское изобретение. Подобные аналоги придуманного музыкального инструмента на просторах древнего Оковского леса пастухами-кривичами, существуют во всём в мире. Тягучие звенящие звуки, будто тоскливо-печальный плач умирающей в волосяной петле птицы, режет душу. Может быть, здесь рядом, в Гнёздово под одним из многотысячных курганов и лежит изобретатель этой «пастушьей свирели», которая помогала коротать трудные дни пастухов.

Вновь рождённый музыкальный инструмент зазвучал со сцены, расположенной при въезде в Гнёздовские курганы на фестивале исторической реконструкции в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля из Десногорска «Белсвет», под руководством Владимира Платонова. Он реконструировал не только смоленский рожок, но и двойную смоленскую свирель, единственный в своём роде музыкальный инструмент, не имеющий аналогов в мире.

Концертная программа за два дня праздника показала зрителям всевозможные жанры: от старинных обрядовых и современных песен до самого настоящего рока, завораживающе исполненного фолк-группами из Петрозаводска и Харькова.

Два дня не прекращалась музыка. За эти дни через фестиваль прошло более семи тысяч человек. Никто. Никто не остался равнодушным. Семь тысяч зрителей и четыреста участников праздника будут ждать следующий год, чтобы повторить чудо. В их числе – смоленские писатели, которые с радостью приняли участие в фестивале.

Александр Крячун

Фото автора

14.08.2017 | Рубрика: Литературный Смоленск

Оставить комментарий