Поле памяти писателей-воинов

По дороге от Смоленска до Родины Исаковского – Всходов, по обеим сторонам дороги стоят обелиски. Их много: величественных, скромных, больших, малых, бетонных, каменных, железных, деревянных. Со звёздами и крестами – это единственные места, где соседствуют эти два символа. О Вяземском «Поле памяти», которое находится близ Красного Холма, написано: « Есть на Вяземской земле поле, которое никогда не сеют, никогда не обрабатывают… Это место, где во время войны, подразделения Красной Армии сражались с врагом…». Если все поля России, где проходили сражения, назвать «Полями памяти» — нам негде будет сажать хлеб! Если объявить по каждому погибшему в Отечественной войне «минуту молчания» – планета погрузится в тишину на 50 (пятьдесят) лет!

«Поле памяти» у Красного Холма особенное для писателей всей России. Именно здесь погребены воины «Писательской роты», которая попала в окружение под Вязьмой в октябре 1941 года. Из шестидесяти обречённых дивизий, одиннадцать – были «народного ополчения», состоящие из художников, музыкантов, писателей, учёных, преподавателей, студентов…

«…Мне двадцать восемь лет, и я здесь один из самых молодых. Моложе меня из литераторов, наверное, только Данин и Казакевич…» - это строки из книги Бориса Рунина «Записки случайно уцелевшего», в которой рассказывается о «Писательской роте», входящей в 22-й стрелковый полк, 8-й Краснопресненской дивизии, сформировавшейся в Москве и начавшей воевать в июле 1941 года как «дивизия народного ополчения». Эти трое: Рунин , Данин и Казакевич уцелели, закончили войну и продолжили писать.

Восстановлен ещё не весь состав «писательской роты». Борис Рунин приводит в книге пятьдесят одну фамилию писателей, поэтов, драматургов. Двадцать девять человек из этого числа остались в различных «полях памяти», некоторые из которых не имеют своих могил. На захоронении в Красном Холме открыты ещё четыре имени, которые не названы Борисом Руниным.

Не было бы этого «Поля памяти» у Красного Холма. Не было бы нового витка возврата из небытия «писательской роты», если бы не вяземский журналист и писатель Владимир Христофоров, о котором смоленский поэт и журналист Владимир Королёв пишет так: «В 1994 году под Вязьмой поисковики нашли железный ящик, в котором находились документы политчасти 22-го стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения. Материалы были переданы для расшифровки Христофорову. Выяснилось, что под Вязьмой воевала единственная в мировой истории войн «писательская рота». В её списках значился автор «Волоколамского шоссе» и «Нового назначения» Александр Бек; будущий автор многострадального романа «Жизнь и судьба» Василий Гроссман; поэт Борис Слуцкий и автор знаменитой повести «Звезда» Эммануил Казакевич; один из основателей журнала «Огонёк» Ефим Зозуля; писатель Даниил Данин, описавший поражение под Вязьмой в книге «Бремя стыда»; автор исторических книг Георгий Шторм; Глеб Глинка – потомок знаменитого смоленского рода Глинок, а так-же наш земляк Иван Жига – инициатор создания журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент»…

На Красном Холме лежат все вместе: трактористы, музыканты и писатели – солдаты войны…

Крячун Александр

Фото автора

20.08.2017 | Рубрика: Писатели России

Оставить комментарий