Вечный Коненков в вечном Смоленске
Музей Сергея Тимофеевича Коненкова. Пятьдесят белых стульев кажутся лишними в этом просторном помещении, где по периметру расставлены скульптуры великого ваятеля: Владимир Маяковский упирается соей громадой роста в потолок; художник Суриков размеренно шагает в только ему известном направлении с этюдником на плече; задумчивый Достоевский вынашивает в складках могучего лба новый роман; глашатай Ленин упирается призывной рукой в небо; «Читающий татарин» сидит, скрестив по-азиатски ноги, у него даже в наплывах бронзовых глаз видна хитринка весёлого народа и ещё – портреты, портреты, портреты людей, творивших литературу и искусство России и Советского Союза. Великий художник, через мосластые руки которого прошли тонны глины и бронзы создал за свой титанический век почти тысячу работ, каждая из которых заставляет мыслить и восхищаться.
На семнадцатое заседание Литературной гостиной прибыли поэты и писатели, ученики смоленских школ, студенты худграфа СмолГУ, учащиеся художественной школы и работники культуры. Открывал мероприятие, по традиции, бессменный ведущий – Меньшов Сергей Григорьевич, работник музея-заповедника.
Когда он предоставил слово старшему научному сотруднику Тубен Любови Леонидовне, все поняли, что пришли не зря. Перед её рассказом померкли все интернетовские и книжные описания о гениальном ваятеле. За часовую экскурсию по залам музея Любовь Леонидовна смогла довести вековую жизнь Сергея Тимофеевича так интересно, что каждый ощущал присутствие гения рядом с собой.
Десятиминутный фильм о Коненкове дополнил рассказ экскурсовода. Зрители окунулись в атмосферу мастерской мастера, узнали о дружбе Сергея Тимофеевича с поэтами Есениным, Клочковым и Клюевым, и братских отношениях с поэтами–земляками Твардовским, Исаковским и Рыленковым.
Интересны были и выступления участников.
Елена Орлова прочла только что написанное стихотворение, посвящённое Коненкову. Поэт-казак Павел Щепа, которому не понаслышке знакома работа с деревянной скульптурой, в молодости был замечен представителями культуры и приглашён на учёбу в мастерскую Коненкова, но обстоятельства не дали ему прикоснуться к занятиям с великим земляком.
Интересными выступлениями порадовали слушателей представители Смоленской областной организации Союза писателей России Александр Крячун, Виктор Горяйнов, Владимир Королев.
Прозаик Крячун Александр сделал неожиданное для зрителей заявление: «Никто и никогда из художников не создаст своей главной работы. Даже отдав себя главному детищу жизни – будет охота большего. Ведь если смог «это» – можно сделать ещё лучше. И начнутся муки исканий преодоления грани, за которой есть возможность создания более мощного, более проникновенного, более безумного и яркого. И опять вперёд, к следующей преграде – преодолеть…» – процитировал писатель строки из своей повести «Главная работа».
Журналист и поэт Виктор Горяйнов удивил собравшихся увлекательными рассказами о своём знакомстве с Сергеем Коненковым.
Писатель и журналист Владимир Королёв указал на неразрывную связь скульптора Коненкова с российскими и советскими писателями, поимённо назвав скульптурные портреты литераторов, находящиеся в зале: Маяковский, Пушкин, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, и закончил своё выступление стихотворением о городе Рославле, где установлен памятник основателю города – князю Ростиславу Смоленскому.
Автором этого памятника является смоленский скульптор Константин Куликов, которому В. Королев передал слово. Константин Куликов, художник довольно известный за пределами Смоленщины, рассказал о своём профессиональном видении работ С.Т. Коненкова. Затем он поведал реальный случай встречи Смоленского скульптора Альберта Георгиевича Сергеева (который был учителем Куликова) и великого Коненкова:
- Когда Коненков создал модель памятника зодчему Фёдору Коню, Альберт Сергеев, посмотрев на скульптуру, сказал:
– Он сильно похож на Вас!
– Конечно, ведь мы скульпторы – все КОНИ! – с улыбкой ответил мастер.
Закончилась встреча. Разошлись участники и зрители. В полумраке огромного зала остались скульптуры, в которых воплощена жизнь мыслителя и гения.
Александр Крячун
Фото автора