К 220-летию Пушкина

В канун дня славянской письменности и культуры в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось вручение Патриаршей литературной премии имени равноапостольных Кирилла и Мефодия. Присутствуя на этом впечатляющем действе в зале церковных соборов,  мы, конечно же, ожидали, что Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своём приветственном слове остановится на характеристике творчества номинантов, на их произведениях, связанных с Православием, однако Его Святейшество, отметив особую для отечественной словесности значимость главного православного литературного конкурса, активность и высокий творческий потенциал писателей XXI века, подчеркнул, что критерием настоящей литературы является не изощрённость форм и новаторство писательской техники, а устремлённость к Небу, творческий поиск Божественной правды. Ведь очевидно, что любая форма, сколь бы совершенна она ни была, без нравственного наполнения остаётся пустой и бесплодной. Но это совсем не означает, что при оценке творчества мы игнорируем форму, в которой воплощается литературный замысел. Заметив это, Предстоятель Русской Православной Церкви, опираясь на изречения философов-литературоведов Ивана Ильина и Льва Шестова, далее заговорил о гении Александра Сергеевича Пушкина:

«Ильин считал Пушкина «главным входом в классическую русскую культуру, подчёркивая при этом, что без осознания этого невозможно правильно воспринимать творчество всех последующих классиков отечественной литературы, Пушкин стал оплотом, родоначальником русской классической литературы, подарившей миру Гоголя, Достоевского и Толстого, – литературы, которую немецкий писатель Томас Манн устами одного из своего героев назвал святой».

Процитировав И.А. Ильина, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, обратился к аудитории, в которой только профессиональных писателей было не менее трёхсот, с вопросом: «Так за что же мы так ценим Пушкина? Почему от Пушкина ведём отсчёт классической русской литературы и современного русского литературного языка?»

И ответил: «Очевидно, что одно только художественное совершенство не позволило бы Александру Сергеевичу претендовать на столь значимую роль в нашей культуре. Творчество любого художника – это его духовная биография. Неслучайно Спаситель сказал: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка говорят уста его. Творческий путь Пушкина – это путь к свету и добру. Воспитанный в европейской культуре, Пушкин был, безусловно, человеком нового мира. Это очень хорошо заметно на примере его ранней лирики, отличающейся резкостью суждений и острой жаждой свободы. Но постепенно что-то сомнительное, злое, не самое удачное со временем отпадает, как шелуха. И он пишет «Капитанскую дочку», «Отцы-пустынники и жёны непорочны»; «Памятник», отыскивает в русской жизни Татьяну и – Онегин уходит от неё пристыженный, ведь ему самому ещё нужно было до неё дорасти, чтобы стать достойным её.

Пушкину удалось показать, что идеалы могут жить и в реальном мире, что далеко не всегда торжествует неправда, а если она и торжествует какое-то время, то в итоге всё равно побеждают истина и добро.

Лучшие люди Европы не смогли найти в жизни того, что бы примирило неправду действительности с невидимыми, но всем бесконечно дорогими идеалами… Этот вопрос поставила и разрешила русская литература… Пушкин первый не ушёл с дороги, увидев перед собой страшного сфинкса… Сфинкс спросил его: как можно, глядя на жизнь, верить в правду и добро? Пушкин отвечал ему: да, можно – и насмешливое и страшное чудовище ушло с дороги, напишет Лев Шестов.

Будучи писателем исключительно светским, Пушкин в то же время отразил в своём творчестве христианский взгляд на мир, смог восстановить духовную родословную русской культуры, прерванную произошедшим в результате Петровских преобразований резким разворотом на Запад и разрывом личных связей с нашей многовековой традицией. Пушкин сумел примирить новый мир со старым, вернее, с вечными основами бытия.

Он сумел выразить этот хрупкий баланс удивительно точным и образным языком, вобравшим в себя богатства церковнославянского и меткость разговорного народного языка».

Развёрнутое резюме Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла о непреходящем влиянии на литературу нашей Державы А.С. Пушкина было встречено овацией, что более чем закономерно: мы ведь аплодируем Александру Сергеевичу Пушкину всю сознательную жизнь, причём, чем старше становимся, тем чаще в нашем сердце звучат аплодисменты Гению. Как тут не согласиться с нашим земляком, знаменитым и самым авторитетным русским советским поэтом Александром Твардовским, написавшим в далёком теперь уже 1949 году (год 150-летия Поэта): «…у каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».

И чуть ниже философско-житейское: «Но если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами».

А более чем уважительное отношение смоленских по и прозаиков к таланту А. С. Пушкина проявилось ещё при жизни Поэта.

Фёдор Глинка, прочитав даже пока не полностью написанную (всего две песни) поэму « Руслан и Людмила» , воскликнет в 1819 году:

Судьбы и времени седого
Не бойся, молодой певец!
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!…

Через десять лет, в 1829 году, другой смоленский Глинка, Сергей, в экспромте «Русскому Байрону, А.С. Пушкину» пророчествует:

Орлом за Байроном ты вьёшься в облаках,
Любезностью сердца пленяешь,
Пером, умом, душой ты будешь жить в веках,
И русский наш Парнас собою украшаешь.

Двадцать лет творческой дружбы связывали А.С Пушкина и другого Гения — основоположника русской классической музыки М.И. Глинку. Оба, по выражению В. В. Стасова, создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке. А итогом их вдохновенных отношений стала не только опера «Руслан и Людмила», но и потрясающие романсы «В крови горит огонь желанья», «Адель», «Где наша роза», «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье» и другие. «Мгновенье» посвящено дочери А.П. Керн, Екатерине Ермолаевне, которой Михаил Иванович был увлечён… И наш Николай Иванович Рыленков скажет о дружбе гениев как о кровном родстве:

Среди имён, что дороги нам с детства,
В чьих звуках гордость родины слышна,
Есть два особо дорогих для сердца —
То Пушкина и Глинки имена.
Их кровное родство, а не соседство
На вечные связало времена.
В том, что от них осталось нам в наследство,
Душа родной страны воплощена.

В 1937 году, когда народы Советского Союза, откликаясь — помните — на завет из «Памятника» («И назовёт меня всяк сущий в ней язык!»), отмечают 100-летие памяти А.С Пушкина, 27-летний Александр Твардовский напишет стихотворение « К портрету Пушкина». Вот три финальные строфы из этого произведения:

Земля, где дружба всех наречий
Так нерушима и тепла,
Где правда жизни человечьей
Впервые на землю пришла;
Земля, где песни так живучи,
Где их слагает и поёт
Сам неподкупный, сам могучий,
Сам первый песенник-народ.
Земля такая не могла ведь,
Восстав из долгой тьмы времён,
Родить и нынче гордо славить
Поэта меньшего, чем он…

А ещё в том же 1937 году во всех (!) областных центрах Союза Советских Социалистических Республик были поставлены памятники Поэту всех времен и народов…

…И в наши дни многолетняя работа Николая Чугункова-Кривича посвящена связям А.С. Пушкина с нашей малой родиной. В своём произведении «Могучих предков имена» (в двух книгах), вышедшем на стыке веков в издательстве «Маджента», Николай Фёдосович, в прошлом году отметивший своё 80-летие, в литературно-художественной форме исследовал родословную великого поэта, его многочисленных сородичей по линии Акинфа Великого (Бутурлиных, Замытских, Мятлевых), по материнской линии (Ржевских) и написал многоплановый портрет Евстафия Пушкина, воеводы и посла времен Иоана Грозного. А в 2018 году Н.Ф. Чугунков-Кривич издал новый 300-страничный любопытнейший по своей фактуре труд под названием «Через века» — о пребывании А.С. Пушкина на российских постоялых дворах и почтовых станциях.

Эти произведения Николая Чугункова-Кривича правление Смоленской областной организации Союза писателей России выдвинуло на соискание Всероссийской литературной премии имени А.Т. Твардовского 2019 года, и на днях конкурсная комиссия, возглавляемая вице-губернатором Полиной Хомайко, своим решением поддержала просьбу правления: Н.Ф. Чугунков-Кривич – лауреат престижной премии. Поздравляем!

И, как сказалПатриарх Московский и Всея Руси Кирилл:

– Нам нужны новые Пушкины, которые могли бы «чувства добрые лирой пробуждать», не идеализируя, но и не опошляя при этом мир существующий, а свидетельствуя о высших истинах, стремиться к познанию которых призван каждый человек. …Не будет преувеличением сказать, что будущее России напрямую связано с будущим ее литературы. Если не будет по-настоящему русской литературы, не будет и настоящей глубинной России ,которую мы любим и которой так дорожим. Очень надеюсь, что усилиями Церкви, писателей и неравнодушных к судьбам отечественной словесности людей в нашем обществе будет возрождаться роль литературы как важного пространства духовной жизни народа.

Владимир Королёв

06.06.2019 | Рубрика: Писатели России

Оставить комментарий