Олег Дорогань выступил с докладом к 95-летию Смоленской областной организации Союза писателей

Председатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Олег Дорогань выступил  на VIII межрегиональной научно-практической конференции «Смоляне на службе Отечеству» с докладом, посвященным 95-летию организации. Инициаторами проведения конференции выступают департамент Смоленской области по культуре, Смоленское областное краеведческое общество, Смоленская областная общественная организация ветеранов государственной гражданской и муниципальной службы, органов государственной власти и управления, СОУБ имени А.Т. Твардовского. Конференция проводится с 2012 года и проходит в главном зале областной библиотеки, также носящем имя А.Т. Твардовского. Публикуем текст доклада, с которым выступил Олег Иванович Дорогань.

М.В.Исаковский, А.Т.Твардовский, Н.И.Рыленков и Смоленская писательская организация
(К 95-летию создания писательской организации)

Этот год у нас юбилейный. Смоленской писательской организации – 95 лет!

В 1924 году, 20 марта, в «Арене» состоялось организационное собрание писателей Смоленщины, всех литературных групп с целью создания «филиального отделения» Всероссийского союза писателей. И первым  председателем правления смоленской писательской организации стал М.В.Исаковский, впоследствии выдающийся русский советский поэт, автор многих песен, ставших знаменитыми и поистине народными.

С этой даты и начался отсчёт лет Смоленской писательской организации.

После самороспуска «Арены», делались попытки создать в Смоленске отделения «Кузницы», «Лефа» и «Перевала». «Смоленским филиалом «Кузницы» участники «Арены» объявили себя в январе 1925 г. В его ядро вошли Исаковский, Бурштын, Яцынов. Смоленская «Кузница» организовывала литературные вечера в местных клубах, и на одном из них 25 марта 1925 г. М. Исаковский с успехом прочитал «Радиомост» – одно из наиболее характерных стихотворений. Именно в 1924–1925 гг. уже оформилась его собственная творческая индивидуальность, и первой отличительной особенностью её был поворот к живой конкретности новой советской деревни. В её изображение он внёс и свою особую любовную наблюдательность, дополненную своеобразным добрым юмором.

Творческие поиски Исаковского мало соответствовали установкам и практике московских «кузнецов»… Не привились установки «Кузницы» и другим смоленским литераторам, и в первый же год своего существования отделение «Кузницы» распалось.

В декабре 1926 г. в Смоленске была организована Смоленская ассоциация пролетарских писателей (САПП). Её ядром была литературная группа при губернской комсомольской газете «Юный товарищ». В числе её участников были начинающие поэты Плешков, Осин, Твардовский, Рутман, Фиксин. Главной и единственной литературной фигурой губернии, имеющей имя и за её пределами, был М.В.Исаковский. К тому же он в течение многих лет руководил литературным отделом важнейшей губернской газеты «Рабочий путь». Именно он опубликовал в 1925 г. стихотворение 15-летнего поэта-селькора Александра Твардовского «Новая изба» – первое напечатанное его стихотворение.

А в 1927 году в Смоленске собралась первая губернская конференция, объединившая группу «пролетарских писателей», но только в марте 1930 г. на областной писательской конференции была провозглашена ассоциация пролетарских писателей Западной области.

И всегда руководителем становился М.В.Исаковский. По свидетельству ученого, литературоведа Адриана Македонова, «как руководитель Смоленской АПП М.Исаковский был мало активен. Плохое зрение заставляло – или позволяло – уклоняться от большинства заседаний, публичных выступлений…  Но когда он участвовал в собраниях и заседаниях, неизменно вносил в них нечто разумно-спокойное, честное, доброжелательное… Всем стилем своей личности, поведения, творчества он вносил нечто далекое или противостоящее всяким рапповским и не рапповским дубинкам… И даже как бы незримое его присутствие имело благотворное влияние. Сдерживало интриганские и политиканские страстишки. И вплоть до его отъезда в Москву в 1931 г., а отчасти и после, поскольку он продолжал сохранять тесную связь со Смоленском, М.Исаковский был тем авторитетом, на который лишь очень осторожно пытались посягать местные неистовые ревнители».

Первый областной съезд писателей, в апреле 1934 года, поставил целью преодолеть барьер, поставленный для крестьянских писателей и писателей из интеллигентного слоя, удалось устранить разобщение писательских сил. С докладом на нём выступил председатель оргкомитета Михаил Завьялов. Съезд создал Союз писателей Западной области, в состав которого тогда входили Смоленская, Брянская и часть Калужской областей.

Созданный Союз избрал делегатов на Первый Всесоюзный съезд писателей СССР 1934 года, давший толчок развитию деятельности местных писательских организаций. В составе смоленской делегации в съезде участвовали Михаил Завьялов, ставший руководителем Смоленского отделения Союза советских писателей, Александр Твардовский, Николай Рыленков и Адриан Македонов.

После этого съезда писатели смоленской школы, объединившиеся на основе общего творческого метода, получили возможность печатать свои произведения не только в местных периодических изданиях (газетах «Рабочий путь», «Большевистский молодняк», «Бежицкий рабочий», «Декадная литературная газета», «За пролетарские педкадры», «Колхозная газета», «Красноармейская правда» и пр.; журналы «Западная область», «Наступление»), но и в центральных изданиях («Комсомольская правда», «Знамя», «Колхозник», «Красная новь», «Октябрь»), а также в центральных издательствах.

Смоленские писатели в 30-е годы, – как писал впоследствии Д.Дворецкий, – написали и выпустили в свет немало хороших книг, среди них выдающаяся поэма Александра Твардовского «Страна Муравия», сборники стихов Михаила Исаковского, выпущенные в Запгизе, первая книга лирических стихов Николая Рыленкова «Мои герои», а четыре года спустя его сборник «Колосья».

Это – с одной стороны.

С другой стороны, в эти самые годы «творчество смоленских литераторов омрачено гонениями, преследованиями, нападками необъективной критики… Опале и репрессиям в 30-е годы подвергались Твардовский, Марьенков, Завьялов, Македонов и другие, которые «стремились отстоять свободное художественное слово».

Делегат I Всесоюзного съезда советских писателей М. Завьялов, будучи незаконно репрессированным в 1937 г., умер в пересыльной тюрьме.

На 8 лет лишения свободы был осужден критик и литературовед А.Македонов.

По воспоминаниям А.Македонова некий Горбатенков возненавидел Твардовского, а заодно и его за систематическую защиту «кулацкого» поэта Твардовского. Отсюда и возникло совместное политическое дело против Македонова, Твардовского и еще трех смоленских литераторов, среди которых оказался и один из противников поэта.

Был уже выдан ордер на обыск и арест Твардовского, и на следующий день после ареста Македонова пришли за ним, но утром 22 августа Твардовский узнал об участи товарища, почувствовал, что ему угрожает опасность и немедленно уехал в Москву…

Когда дело было переслано смоленским МВД в Москву, оно не пошло дальше, так как поэма «Страна Муравия» была уже одобрена Фадеевым, без санкции которого Твардовский не мог быть арестован.

С отъездом в Москву М.В. Исаковского (1931 г.) и А.Т. Твардовского (1936 год) литературные силы Смоленщины объединились вокруг Н.И.Рыленкова, он стал центральной фигурой среди литераторов Смоленщины. В послевоенные годы он возглавил и в течение двадцати лет, до своей кончины в 1969 году плодотворно руководил нашей смоленской писательской организацией.

А когда началась Великая Отечественная война Н.И.Рыленков и три его соратника по перу, а именно: будущие профессора Соболев и Маковский, а также Иван Прокофьевич Иванов, – хоть они и имели право на бронь, выбрали фронт.

В своей автобиографии Н. И. Рыленков напишет: «На фронте я командовал взводом в саперном батальоне, минировал и разминировал поля, копал противотанковые рвы, строил укрепления, а по ночам в землянке, в промежутках между бомбежками, писал стихи, не думая о возможности их напечатать. Именно в этих стихах, вошедших потом в сборники «Синее вино» и «Прощание с юностью», зазвучал, мне кажется, голос потрясенного сознания, возмущенной совести… В эти дни я особенно остро ощутил, что главное в поэзии – полное и органическое слияние личных и общественных мотивов, современности и истории…».

18 января 1944 г. состоялось первое (со времени освобождения Смоленщины от немецко-фашистской оккупации) общее собрание Союза советских писателей Смоленской области при отделе агитации и пропаганды Смоленского обкома ВКП(Б). В собрании участвовали писатели: А.Твардовский, находившийся в Смоленске в качестве военного корреспондента газеты Западного фронта «Красноармейская правда», Н.Рыленков, В.Кудимов, Д.Осин, В.Шурыгин, Ф.Крылов.

Был обсужден вопрос о возобновлении работы Смоленского отделения Союза советских писателей, прерванной временно в связи с военными событиями на Смоленщине. Единогласно был избран уполномоченный Союза советских писателей по Смоленской области, им стал Н.И.Рыленков. Также был рассмотрен вопрос о вызове смоленских писателей, находящихся в эвакуации. А 10 мая 1944 г. на общем собрании был рассмотрен вопрос о подготовке к сдаче в производство альманаха «Литературный Смоленск».

В послевоенные годы литературная жизнь становилась всё активнее, «била ключом». Одним из важных мероприятий, в той или иной мере характеризующим литературный процесс на Смоленщине, было Совещание писателей и литературного актива Смоленской области 19 февраля 1953 года. Итоги Всесоюзного совещания редакторов русских литературно-художественных альманахов и руководителей местных организаций ССП и задачах писателей Смоленской области подробно осветил в своей статье редактор «Смоленского альманаха» Н.Антонов.

За последующие годы на Смоленщине, с участием писательской организации проведено множество литературных, разномасштабных мероприятий. Наиболее значительное из них – выездное заседание Секретариата Союза писателей РСФСР в Смоленске 11 – 12 декабря 1974 г. (тема: «Новое в поэзии 70-х годов), во главе с председателем Правления С.В.Михалковым, с участием первых писателей страны – Юрия Бондарева, Сергея Залыгина, Виля Липатова, Сергея Орлова, Людмилы Татьяничевой, Олега Шестинского, Даниила Гранина, Виктора Бокова, Сергея Васильева, Сергея Викулова, Глеба Горбовского, Николая Доризо, Евгения Долматовского, Юлии Друниной, Кайсына Кулиева, Сергея Острового, Юрия Прокушева, Валентина Сорокина, Владимира Фирсова и других известных писателей.

После Н. И. Рыленкова Смоленской писательской организацией руководили – Николай Антонов, Юрий Пашков, Леонид Козырь, Виктор Смирнов, Владимир Тазов…

Не один раз организация оказывалась перед реальной угрозой: «Быть или не быть», – в 1950-х годах и в годы развала советского государства.

Долгие годы писательскую организацию возглавлял Юрий Васильевич Пашков, оказывающий поддержку начинающим авторам в созданном им литературном объединении «Родник», подготовившем немало одарённых, с яркой творческой индивидуальностью мастеров художественного слова.

С распадом Советского Союза разделилось в Москве и регионах и писательское сообщество. В это «смутное время» в Смоленске стали существовать две писательские организации – областная организация Союза писателей России, которую возглавила драматург Нина Семенова, и региональное отделение Союза российских писателей, во главе с поэтом Леонидом Козырем.

В Смоленской областной организации СП России эстафету от своих предшественников принял и осуществлял руководство почти два десятилетия известный русский поэт Виктор Смирнов.

Поэтическое наследие всегда считалось достижением «смоленской поэтической школы» в масштабах всей отечественной литературы. Так, А.Македоновым были изначально очерчены границы «смоленской поэтики» в рамках советской поэзии. Центром «школы» им назван М.В.Исаковский, самым крупным поэтом – А.Т.Твардовский, значительной фигурой в рамках «школы» – Н.И.Рыленков. С поэтами Смоленской поэтической школы, масштаб творчества которых выходит не только за пределы Смоленщины, но и за рубежи всей нашей страны, нас связывает не только гордость и традиция, но и глубинное понимание истоков литературы, неотделимых от родной земли.

Выдающимися произведениями, украсившими смоленскую и  всю отечественную литературу, стали трёхтомное собрание поэтических произведений В.П.Смирнова, исторические романы  Е.П.Алфимова «Зодчий Фёдор Конь», Ю.В.Пашкова «Осада», многотомные эпические документально-художественные повествования А.А.Александрова «Две ставки» и «Приказано победить», 45-томное литературное издание, вышедшее под редакцией В.В.Ильина, «Смоленская земля в памятниках русской словесности», книга Н.Ф.Чугункова-Кривича «Доля ты, доля», историческое повествование Н.Н.Кравклис о знаменитом путешественнике Пржевальском «Н.М.Пржевальский – великий сын земли смоленской»,

Духовная доминанта, глубинный исторический взгляд на все явления и события, державная гражданственность, обострённое чувство справедливости, преумножение лучших классических традиций в духе народности, патриотизма и православной нравственности – таковы основные черты и качества, отличающие нынешнюю смоленскую литературу на протяжении вот уже девяноста пяти лет.

24.09.2019 | Рубрика: Литературный Смоленск

Оставить комментарий