К 120-летию Марины Цветаевой

В Смоленской областной библиотеке имени А.Т.Твардовского 8 октября 2012 года прошел литературный вечер, посвященный творчеству М.И. Цветаевой. А Смоленский камерный театр включил в репертуар октября 2012 года спектакль «Сиреневое платье Валентины», в котором звучат стихи Марины Цветаевой. Спектакль будет показан публике 21 октября, в воскесенье.

Русская поэтесса родилась 26 сентября (8 октября) 1892  в семье профессора-искусствоведа Ивана Цветаева, основателя Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов.  Первые книги стихов «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912), поэма «Чародей» (1914) принесли Марине Цветаевой известность в литературных кругах, положительные отзывы критиков. Поэма «На красном коне» (1921), книги «Версты» (1921-22) и «Ремесло» (1923) продемонстрировали творческую зрелость Цветаевой.

Мотивы отверженности, сочувствия гонимым свойственные творчеству Цветаевой, подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы.  В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в 1922 начинается эмиграция – Берлин, Прага, Париж – нехватка денег, бытовой неустроенностью, неприятие русской эмиграцией, недружелюбность критики. В 1937 муж Цветаевой Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же году и дочь и муж были арестованы (Сергей Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. Елабуга, ныне Татарстан, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей, что привело к трагическому финалу. В прощальной записке (август 1941 г.) Цветаева упоминает о своей неизлечимой болезни и просит позаботиться о сыне.

«Спасибо вам и сердцем, и рукой…» Марина Цветаева – типичный представитель поколения, на глазах которого перестал существовать знакомый с детства мир, исчезла страна. В творческих баталиях, любовных похождениях, критике либо безразличии к политической власти, отдалении от православия «бражники и блудницы»(А.Ахматова) Серебряного века не заметили, как земля ушла из-под ног.  Трагедия этого поколения в большей степени понятна тем, чья молодость выпала на годы распада СССР. К счастью, этот период нашей истории не сопровождался тотальным истреблением населения, но чувство исчезнувшего мира знакомо нам не понаслышке.

Мария ПАРАМОНОВА
член Правления Смоленской
областной организации
Союза писателей России

09.10.2012 | Рубрика: Литературный Смоленск

Комментарии (5)

  1. Оксана — 23.10.2012, 18:53

    Я смотрела этот спектакль, в котором звучат стихи Марины Цветаевой. Но речь о Цветаевой там не идет, сюжет совсем другой, достаточно фривольный.

  2. Stef — 25.10.2012, 12:04

    Было бы странно, если бы Франсуаза Саган написала про Цветаеву.

  3. Robert — 05.11.2012, 21:33

    Фривольный это мягко сказано. Там Валентина – наркоманка, страдающая раздвоением личности. Черная ипостась заставляет её совершать преступления.

  4. Татьяна П. — 30.08.2013, 08:16

    Мне думается, Франсуаза Саган сама недалеко от этого ушла. Её биография – сплошной скандал!

  5. maria paramonova — 08.10.2013, 10:50

    Спасибо за комментариии. Как я уже говорила в статье, биография Цветаевой тоже была очень сложной, трагичной. Но в ней большую роль сыграла революция, сломавшая много судеб. Франсуаза Саган, наоборот, искала новых впечатлений от пресыщенности. Ранний период творчества Цветаевой, стихи которого вошли в спектакль, в чем-то роднит Марину, Франсуазу и Валентину. Дореволюционная российская элита тоже не знала толком, чего хочет, металась в порочных страстях. И горьким было её пробуждение. А тему закрываю.