Писатели – в центре творческой жизни Смоленска

Многие члены нашей писательской организации посещают и активно участвуют в мероприятиях культурной жизни Смоленска, следят за событиями творческого мира. И, конечно, присылают сообщения о самом интересном для нашего сайта. Сегодня наши постоянные корреспонденты, члены Союза писателей России Николай Кеженов, Ольга Сергеева и Николай Чепурных делятся впечатлениями о наиболее значимых событиях января.

Николай Кеженов побывал на творческом вечере музыканта-фольклориста Светланы Пьянковой в Смоленской областной филармонии, посвященном 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности  заслуженного работника культуры. Давняя творческая дружба связывает  Светлану Викторовну Пьянкову со смоленскими писателями: неоднократно она проводила фольклорные праздники совместно с членами Союза писателей России Юрием Пашковым, Алексеем Мишиным и другими поэтами, творчество которых подпитывается народными традициями. С точки зрения фольклориста она изучает истоки творчества Александра Твардовского. За пять десятилетий она издала около 70 сборников русских народных песен, провела более 60 экспедиций и записала там с учениками 10 тысяч песен сельской глубинки. Эти уникальные образцы фольклора хранятся в фондах кабинета народного творчества Смоленского областного музыкального училища им. М. И. Глинки.
На праздничном вечере Светланы Пьянковой в Смоленской филармонии юбиляршу сердечно поздравили вице-губернатор Николай Кузнецов, представители городской власти, коллеги, писатели. Из Москвы на торжество приехал известный композитор, лауреат Государственной премии, народный артист России и Дагестана Ширвани Чалаев, с которым Светлану Викторовну связывают работы по исследованию фольклора. Под бурные овации зала гость исполнил в качестве музыкального подарка одну из горских народных песен. Его примеру последовал Николай Писаренко, председатель Смоленского отделения Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств РФ. В его исполнении прозвучало «Многая лета».  Красиво и ярко выступили лучшие фольклорные коллективы Смоленска и области, в их числе ансамбли «Софиюшка», «Талан», «Молодушки», «Ростислав», «Ладо», «Таусень»…На вечере отмечалось, что профессиональный ансамбль филармонии «Таусень»  вырос из ансамбля «Веснянка», созданного самой Светланой Пьянковой. Под ее руководством этот замечательный творческий коллектив озвучивал народные песни, воссозданные в ходе фольклорных экспедиций. Еще в 1990 году стал дипломантом первого телерадиоконкурса «Голоса России», получив громкое признание в стране. С тех пор ансамбль объездил с концертами всю Россию, без него не обходится ни один значимый праздник в Смоленске.
Ольга Сергеева рассказала об открывшейся 17 января 2013 года выставке художника Инессы Гарвардт, которая состоялась городском центре культуры. Инесса Гарвардт известна в России и за рубежом как живописец. Она является членом Международного союза немецкой культуры «Художник и мир».
Живописное творчество И. Гарвардт – яркое, поэтическое. Выставки произведений Инессы Гарвардт проводились в выставочных залах Узбекистана, России, Японии, Германии . Работы художника хранятся в Смоленском музее-заповеднике, находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
И вот – очередная выставка в Смоленске. Поздравить художника пришли представители общественности, друзья и почитатели таланта. Музыкальный подарок преподнесли Инессе Гарвард драматург Ольга Сергеева (вокал) и поэтесса Анастасия Самофралийская (фортепиано). В их исполнении прозвучали песни на немецком и русском языках, читались стихи и были подарены книги авторов.
Николай Чепурных, исследуя книжные новинки, не смог удержаться от критических замечаний, призывающих авторов к более тщательной подготовке своих произведений к печати. К сожалению, пишет Николай (далее  привожу в сокращении статью Н.Чепурных), часто литературные труды не получают должной оценки на стадии подготовки рукописи к изданию, не выполняется ее редактирование, а если и выполняется, то, порой, сама же редактура оставляет желать лучшего – то ли в силу недостаточной компетентности редактора, то ли из-за нехватки времени. Бывает, что сам автор не желает вторжения в рукопись постороннего, и тогда книга выходит с авторской корректурой.
Именно в авторской «версии» попала ко мне книжка одного из смоленских поэтов, чье имя я называть не буду, скажу лишь, что автор он далеко не начинающий. Дело не в конкретном имени, а в том, что в нем кто-то из пишущих может (и должен) узнать свои «прекрасные черты», а кому-то этот пример послужит наукой на будущее.
В стихотворении «На добрых мне людей везло» автор пишет:
«А мне опять по божьей воле
Пришлось хороших повстречать.
Они склонились надо мною
И отведя лихую долю!
На радость ставили печать».
В предпоследней строке вместо «!» должна быть поставлена «,». Промах можно было бы оставить без внимания, если бы это было исключением. Автор «эксплуатирует» знаки препинания, как ему заблагорассудится. Непонятно: на какую «радость» «ставили печать»?
В произведении «Про милых дам» читаем:
«Инетинт материнства привить».
Долго пытался понять, что за «инетинт» такой, пока не сообразил: инстинкт! Впрочем, инстинкт не прививают, это врожденное чувство.
И снова о женщине – «Что в марте женщине дарить».
«Свой стих любимой посвящу,
Чтоб в душу он задал навечно».
И далее:
«Стиху – нет равных средь цветов».
Автор пытается сравнить несравнимое. Но стихи – это стихи, цветы – это цветы. Это все равно, что сравнивать селедку с мороженым…
Следующий «шедевр» называется «Печальный финал».
«Глядел на пьяных с высока.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«А после танцевал мазурку –
И танго с вальсов заодно.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Бежать попробовал в припрыжку.
А на бровях принял домой».
Должно быть, пришел или приполз. Читать такое печально.
В «Эскулапе», осуждая нечистых на руку врачей, автор констатирует:
«Но есть иные эскулапы…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таким, сперва ложи на лапу».
Не ложи, а клади, уважаемый товарищ поэт!
В стихотворении «Рабочий поэт» он делает признание:
«Я во профессии – рабочий.
А до призванию – поэт».
Досадные опечатки, их в сборнике очень много.
Не сразу понял смысл строки из произведения «А вот зачем я в руки взял перо»:
«Иной поэт, как солнце на вщу».
Вероятно, – на виду.
Если ранее автор сообщал, что «Стиху – нет равных средь цветов», то теперь извещает о том, что и «Сосне нет равных средь цветов» («Когда в моих руках топор…»).
«Бобер на повременке» у автора книги –
«…ждет лишь по дходячий случай,
Когда с халтурой повезет.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Его пора вернуть к «Еноту»
Опять на здельную работу».
Огорчил следующий пассаж («Свобода крылья обрела»):
«Пришла желанная пора.
А мракобесия сильна».
Заканчивается стихотворение так:
«И если ты с душой поэта?
То быть не можешь вне удел».
Как понять мысль автора, выраженную в строке –
«Мы с рожденья зарождались»?
Сомнительной выглядит попытка приобщиться к великому имени Ю. А. Гагарина («Улыбка Гагарина»). Собственно, из-за последней строфы:
«Как в хмельном угаре.
Улыбался мир:
Был тому Гагарин –
Истинный – кумир».
И такие примеры можно продолжить.
Кроме опечаток, в 250-страничном сборнике допущено множество ошибок, по характеру которых трудно понять: то ли это «простая» опечатка, то ли «элементарная» безграмотность. Так, автор пишет: «за окаем», «амин», «Октяборьские зори», «безрассудсво», «лиш», «немочный», «грошь», «поженаем те плоды», «кукувать», «растилая белый плед», «напотом», «небыло», «маята», «семофор», «Апполон» (Аполлон), «безпробудно», «в пьенящей истоме», «ходь» (хоть), «радосного детства», «сдобрым сердцем», «лудше», «красатою», «через чур», «безотлогательно», «лозонг», «без просветно», «напладили», «кагорты», «зимы-искустницы», «сквозь призьму», «торопились в коммунизом» и др.
Ни секунды не сомневаясь в благих намерениях автора, искренне пекущегося о судьбах Родины, переживающего за ее прошлое, настоящее и будущее, неукоснительно следующего предназначению поэта «ласкать и карябать» человеческие души, бить в поэтический набат «во дни торжеств и бед народных», хочется, чтобы мысли и чувства выражались более ясно, четко, понятно и, конечно же, с соблюдением норм и правил русского языка.
08.02.2013 | Рубрика: Литературный Смоленск