«Перо Гамаюна»: поэты и художники Смоленску

Мой город, приветливый город,

По духу и крови родной,

Как воин бессмертный, и молод,

И славен судьбой боевой.

(Владимир Макаренков)

В предъюбилейный период в Смоленске издано немало высокохудожественных произведений,  прославляющих древний город. Вот и недавно в издательстве «Свиток» вышла замечательная книга «Перо Гамаюна», которую нельзя привычно назвать «очередной», поставить «в один ряд с…», поскольку издание это в своем роде уникально. Под одной обложкой представлены работы трех творческих организаций Смоленщины: областной организации Союза писателей России, регионального отделения Союза российских писателей и областной организации Союза художников России. Впервые здесь привольно разместились произведения известных живописцев и поэтов: Владимира Ельчанинова, Евгения Дроздова, Веры Самариной, Натальи Егоровой, Владимира Макаренкова, Веры Сухановой.

Взяв в союзники авторитетного древнегреческого лирика Симонида Кеосского, красиво подметившего, что «Поэзия – это поющая живопись, так же как живопись – молчаливая поэзия», авторы поставили себе задачей – объединить в единое целое эти «шесть почерков, шесть взглядов на мир, шесть творческих манер». При том, что стихи и картины, этюды и зарисовки «совершенно самостоятельны и создавались независимо друг от друга в разные периоды творчества».

Книгу предваряют фотопортреты авторов, с краткими биографическими данными. Наталья Николаевна Егорова – поэт, литературный критик, автор книг «Золотые шары», «Птицы в городе», «Тысяча лет – снегопад», «Русской провинции свет», многочисленных публикаций в московских и смоленских журналах, газетах, альманахах. Работала в Смоленской областной универсальной библиотеке, носящей сегодня имя А. Т. Твардовского, газетах «Литературная Россия», «День», «Завтра», издательстве «Современник». Следует отметить, что в сентябрьском номере журнала «Смоленск» и октябрьском номере журнала «Москва» вышла ее статья «Город Богородицы», посвященная Смоленску, а на сайте интернет-издания Союза писателей России «Российский писатель» помещена подборка ее стихов.

Владимир Викторович Макаренков – поэт, публицист, полковник внутренней службы запаса, автор поэтических книг «Беседка», «На полотне небес», «Земли касается душа», «Милое сердцу и дорогое» и других, стихотворных подборок во многих столичных, региональных, в том числе смоленских изданиях. Составитель литературно-художественного альманаха «Под часами». Председатель Смоленского регионального отделения Союза российских писателей. Лауреат литературной премии имени М. В. Исаковского.

Вера Анатольевна Суханова – поэт, переводчик, краевед, автор поэтических сборников «Замысел», «Имя», «Стихи и переводы», «Странница», а также популярного издания «Памятные места Смоленщины. Культурно-исторический атлас». Активно занимается переводом художественной литературы с иностранных языков, сотрудничает со столичными издательствами: в ее переводах вышло около 100 книг. Член правления Смоленской областной организации Союза писателей России. В 2012 г. стала победителем Всероссийского конкурса поэтических произведений, посвященных 1150-летию Смоленска.

Евгений Дмитриевич Дроздов – заслуженный художник России, участник международных, республиканских и региональных пленэров и выставок, в том числе персональных. Неоднократно награждался дипломами Союза художников России, Российской Академии художеств, администрации и думы Смоленской области. Работы художника хранятся в Смоленском музее-заповеднике, находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Владимир Васильевич Ельчанинов – народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Избирался делегатом Съездов художников РСФСР, СССР и России. Участник международных, республиканских и региональных выставок. Награжден почетными дипломами Совета министров, Союза художников СССР, Министерства культуры и Академии художеств, Пушкинской золотой медалью и другими наградами.

Вера Евгеньевна Самарина – заслуженный художник России, профессор кафедры ИЗО СмолГУ. Работает в цветном эстампе, используя различные графические техники – литографию, линогравюру, гравюру на пластике и др. Участница областных, всероссийских, всесоюзных тематических и международных выставок.

Многостраничные поэтические разделы авторы-поэты предваряют признанием Смоленску в высоких чувствах.

Наталья Егорова:

«Сколько помню себя – помню  Смоленск. Помню острое ощущение  бездонного колодца времен, сопричастности к неназванной древности, которую сколько ни наполняй именами и событиями, все равно не наполнишь – только расплещешь непостижимую чашу бытия. Помню разоренные церкви, разрушенную, ползущую в овраг крепость, безногих инвалидов, черные бараки на городских окраинах. И – холмы, холмы, бесконечные холмы над Днепром – то в зелени, то в снегу…

А в соборе была Богородица. Вначале – холодная, неприступная. Позже – жаркая, пламенеющая золотом Путеводительница, Одигитрия Смоленская, сердце нашего города и сердце русского мира. Именно благодаря Богородице ощущение земного золота собора переросло во мне в ощущение бесконечного золота, льющегося с небес, в ощущение необъятной, дарованной нам Богом благодати…

…чем дольше я живу, тем острее чувство, что со Смоленском связана какая-то удивительная тайна – не только земная – сакральная… Много значит он и для неба, которое спускается на эти холмы и протоки».

Владимир Макаренков:

Смоленск для меня, как и для многих его коренных жителей, город судьбы. Здесь я родился, вырос и получил образование, стал отцом семейства, работал и служил своей Родине, здесь похоронены мои бабушки и дедушка, родители, сын…

…город «…открытий и утрат, встреч, разлук, тревог, веселья и печалей…»

Но главное, Смоленск для меня – город Любви и Солнца. Любви, приводящей к православной вере. Не заходящего солнца России на ее западных рубежах».

Вера Суханова:

«Мой Смоленск начинался с небольшого двора городской пятиэтажки и его продолжения – «аллейки», а потом постепенно расширял свои границы и в пространстве, и во времени, и в сердце…

История входила в нашу жизнь самым неожиданным образом. Я училась в школе № 14, рядом с которой вдруг начали рыть котлован под новостройку. Осенью дожди размыли почву и оголили полусгнившие доски гробов, черепа, человеческие кости… Оказалось, что школа наша стоит на погосте. Много позже… я узнала, что в этом месте стоял Всесвятский храм, на погосте которого хоронили умерших в лазарете солдат Первой мировой… войны…

О нашем городе будет сказано еще немало восторженных слов, написано немало возвышенных строк… Психология порубежья, города-воина наложила на него свой отпечаток, создала особую ауру. Земля, по которой мы ходим, густо полита кровью, и потому она взывает к памяти, «и плачет, и зовет доныне», и сколько бы ни было сложено стихов о Смоленской земле, эта тема вечна и неисчерпаема».

Почти с каждым стихотворением соседствуют работы художников. Изображения помещены и на отдельных страницах книги, что позволяет читателю хорошо их разглядеть, насладиться яркостью, выразительностью красок.

Добавлю еще, что книга, изданная при финансовой поддержке администрации Смоленской области, буквально пронизана любовью, осененной православной верой, – к родному городу, краю, русской природе, земле и России!

Николай ЧЕПУРНЫХ

14.10.2013 | Рубрика: Литературный Смоленск

Оставить комментарий