О плеяде смоленских поэтов

2 декабря 2013 года в Смоленском институте развития образования, на кафедре методики преподавания предметов образовательной области «Филология», состоялась встреча преподавателей Смоленской области с писателями Смоленщины. Встречу открыла Вера Суханова, член Союза писателей России. Как организатор этой встречи она сказала о тех основных моментах, на которых в своих выступлениях остановятся писатели, показала последние значимые издания, выразила своё позитивное мнение о той работе, что проводится в обеих смоленских писательских организациях, представила каждого из выступающих.

Выступление о поэзии смоленских авторов, членов Союза писателей России, сделал Олег Дорогань, секретарь Союза писателей России. (Далее приводится текст выступления.)

Смоленская литература богата поэтическими именами. И сейчас я постараюсь сделать экскурс по именам смоленских поэтов. К сожалению, может, назову не все имена, зная, как благодатна Смоленская земля на таланты. Остановлюсь на тех поэтах, которые состоялись и являются членами  Союза писателей России.

Полагаясь на свои идейно-эстетические подходы, я попытаюсь в своём небольшом выступлении максимально полно отразить картину смоленской поэзии, озарённую именами и творчеством А. Твардовского, М. Исаковского, Н. Рыленкова. Эти три поэтических вершины высятся над нами, и все мы находимся в постоянном стремлении достичь их. Такова диалектика наших творческих устремлений и поисков.

Большое значение не только для смоленской литературы, но и для всей русской отечественной имеет творчество Виктора Смирнова. В его лирике ведущей темой стала тема деревенской Руси, со всем её бытийным богатством, уходящим в небытие. В каждом образе у него раскрывается деревенский космос. От гармошки до гармонии вселенских высот простирается размах его творческого охвата. Думы о бренности и бессмертии одолевают поэта, и в каждом стихотворении пульсирует нерв, реагирующий на то пограничное – между жизнью и смертью – состояние, в котором творчески пребывает поэт и его лирический герой. Его стихи сразу вовлекают в своё пространство, в свою стихию:

И разве расскажешь людям,
Колкой зимой дыша,
Как на морозе лютом
Сгорает моя душа.

И вряд ли успею спеть я,
Как время, кружась над сохой,
Считает мои столетья
Под солнечною стрехой.

В сочетании с болью и тревогой за родную землю у него всегда присутствует светлая доминанта, неисчерпаемая вера в высшую справедливость, в то, что мы в этом мире нетленны. Мы в этом мире гости: «Я живу не на этой планете. Я на этой планете умру». И значит, окончательной смерти не будет:

Я бесстрашно ныряю в Угру,
В глубь, где песни поэта растили…
Неужель я и впрямь не умру
Ради солнышка, ради России?!

В его стихах чувствуется вера – наивно-мудрая, но непоколебимая. Вместе с Виктором Смирновым на Смоленщине сложилась целая плеяда поэтов-деревенщиков:

Анатолий Панасечкин – у него есть такие строки:

Не говорите плохо о России,
Ведь это что пинать родную мать!..

Его лирика не останавливается на достигнутом, получает у него развитие и тоже устремляется к философским обобщениям, с выходом от быта к бытию, что далеко не всем авторам удаётся:

Как в ночь стекает предзакатный свет,
Как в зимний сон уходит бабье лето,
Неотвратимо, тихо, незаметно
Я исчезаю, я схожу на нет.

Уже свою закатную звезду
На чёрном небе всё яснее вижу,
И с каждым шагом ближе, ближе, ближе
Тот миг, когда я в бездну упаду.

И всё ж надежду дерзкую таю,
Пока стою меж небылью и былью,
Что в миг последний ангельские крылья
Подхватят душу грешную мою.

Тема русской уходящей деревни красной линией проходит в творчестве таких поэтов – как Анатолий Корниенко из п. Озёрный Духовщинского района,  Анатолий Николаенков из д. Починичи Шумячского района, Анатолий Терентьев из Угры. Это и плач по деревне, и молитва за неё, охранение её, бережное отношение ко всему живому, что в ней осталось, а наряду с грустью и кручиной, изображением буйства природных стихий и в то же время восхищение первозданностью природы.

Почвенником не только в прозе, но и в поэзии является один из старейшин смоленской литературы Евгений Алфимов. Его стихи отличает наступательный характер, в них кипит диалектика борьбы за социальную справедливость, подлинный патриотизм. У него есть замечательное стихотворение «Слово о русском солдате», высоко оценённое В.Ганичевым и М.Ганичевой, и опубликованное ими в «Роман-журнале –XXI век».

Поэтами русского городского провинциального космоса я называю Николая Кеженова, Михаила Чекусова, Степана Макарова. Родом из Гагарина, они в свои стихи вносят космическую тему в буквальном смысле этого слова, воспевая бессмертный подвиг первопроходца космоса Ю.А.Гагарина, достижения нашей державы в области космонавтики.

Символично завершается стихотворение «У памятника Анне Тимофеевне Гагариной» у Михаила Чекусова:

Сияние Божественного следа
Зарницей согревает твой порог,
И добрый пёсик – звонкий непоседа –
Доверчиво прилёг у самых ног.

А у Николая Кеженова, к слову сказать, в отличие от многих других поэтов, выверенность православной линии, сакрализация канонических духовных ценностей, которые находит он в ценностях земных. Так, в стихотворении, посвящённом своим знакомым лесоводам, он пишет:

Превыше наград и признанья
Для Вас возрождённый наш лес…
Основа всего – созиданье
Под крыльями вечных небес.

«Постижение пределов» – так назвал одну из новых поэтических книг Виктор Горяйнов. А, в сущности, она посвящена постижению тех тонких невидимых граней, которые отделяют предел от запределья. Для поэта характерна перекличка с античными философами и поэтами, очевидно, через них он пытается постичь, что есть Истина.

Лирику тонкой душевной организации я назвал бы поэзию Дмитрия Петроченкова. Недаром на конкурсе, посвящённом 1150-летию Смоленска, он занял третье место.

Свою кавказскую мудрость с тонким лиризмом, венчаемым философскими обобщениями, в смоленскую литературу вносит лирика Григория Гаспаряна.

Поистине оригинален поэт Александр Батюк, со своей интонацией, непохожестью её, «лица необщим выраженьем», и философичностью – не стихийной, а выверенной, порой даже психологически.

Спасёт ли красота? – скорее… нет!
Пустышка! Фантик! Заблужденье века!
…Когда свобода – принадлежность Эго,
красивый зверь, не завершивший бега,
уткнулся мордой в покрасневший снег,
украсивший подножье человека…

Более прост, к примеру, Анатолий Савин, но и он поэт тонких душевных движений, и очень взвешенного осмысления бытия.

Михаил Евдокимов в своём поэтическом творчестве как краевед и географ много внимания уделяет истории Смоленщины.

Обладает православным взглядом на любую деталь Александр Клименков, пишущий стихи и песни. Он сетует, что и у него, и у близкого ему человека может быть «в сердце верном нравственный разлом». А за обыденными предметами быта, за подробностью мельтешащих перед глазами деталей может разглядеть самую суть, что и воплощает в стихах:

Мы оставим с грустью мегаполис,
Ждать нас будет млечная Звезда,
В Вифлееме, где родился Полюс,
И у камня Страшного суда.

Владимир Королёв – хорошо известен на Смоленщине как журналист, редактор ряда смоленских газет, исследовательско-исторической прозы тоже стал писать стихи, стараясь насытить их изобразительными деталями и, совместно с художниками и фотографами, выпускать их небольшими книгами и альбомами.

Александр Лобанов – тихий лирик, но когда в его стихи входит тема памяти о Великой Отечественной войне, он, несмотря на то, что человек он штатский, умеет показать своё патриотическое видение, как у военного человека:

Как тихо речка здесь течёт
Из сердца Родины слезами,
А в мае здесь, отдав почёт,
Пройдут подснежники полками.

А истинно военного человека по стихам отличить легко по дисциплине слова, святому, сакральному отношению к рифме и поэтическим тропам. Юрий Кекшин тоже пишет об уходящей русской деревне, но в его лирике чувствуется предельная сосредоточенность, мобилизация духа, особенно в стихах, посвящённых его великим поэтическим учителям Юрию Кузнецову и Пимену Карпову.

Из когорты офицеров запаса и Николай Чепурных – поэт искусных лирических образов, порой усложнённых до метафорической наполненности и поднимаемых до высоких образцов мировой поэзии.

Истовый ветер на сто голосов
Стоны разносит окрест…
Машут погосты руками крестов:
– Нету, родимые, мест!
Только «родимых» несут и несут,
Ширится, пухнет погост.
Здесь, обретя свой последний приют,
Тихо возносятся души на Суд,
Путаясь в ветках берёз…

«Поэзия всегда приходит свыше», – утверждает Анатолий Демьянов. Обращаясь к Юрию Пашкову, которого по праву можно назвать патриархом смоленской поэзии и всей литературы, он пишет:

И в наше время, – болью отдающем,
Где многого душою не принять,
Не каждому, как Вам, вот так присуще
Завидное стремленье созидать.

Женская лирика тоже представлена созвездием имён.

Наталья Егорова долгое время жила в Москве, и стихи шлифовались там и её обрели высокий поэтический уровень. Лирика её всегда на предельном духовном взлёте, обогащена глубоко православной образностью. Ярчайшим примером может послужить её стихотворение «Всенощная». Приведу  заключительную строфу:

…И вышнею стремительною силой
К больным и нищим сведена с Небес,
Вдруг – жизнь пришла и вечность наступила
Под облегчённый вздох: «Христос воскрес!»

Приехав из столицы в родной город, она словно увидела Смоленск по-новому, и это ярко и свежо отразилось в её лирике. Вместе с Верой Сухановой она соавтором художественно-поэтического издания «Перо Гамаюна», посвящённого 1150-летию образования Смоленска.

Вера Суханова – «странница смоленской поэзии», свою итоговую книгу стихов она так и назвала «Странница», ибо доля души в этом мире и в иных мирах – странствовать. Исторические и философские мотивы, воплощаемые по её замыслу (кстати, первая молодогвардейская книга стихов у неё  называлась «Замысел») свидетельствуют о её мастерстве. Не случайно на конкурсе, посвящённом 1150-летию Смоленска, стала лауреатом 1 степени.

Мария Парамонова – одна из молодых наших поэтесс. После замечательного парижского цикла она циклом стихов о материнстве «Галактика от слова «молоко», вошедшего затем в её поэтическую книгу, не скрывает взволнованной интонации, достигая при этом чистоты лирического звучания.

Земное счастье материнства:
Минуты эти, как ромашки.
В букете солнечном и чистом,
В ожившем сердце нараспашку.

Или ещё:

Скачи, не чуя ног,
Сто зим застанешь
И сотню лет.
Ты добрый след, сынок,
Даст Бог, оставишь, –
След на Земле!

На вышеупомянутом Всероссийском конкурсе Мария Парамонова стала лауреатом 2 степени за отрывок «На Прощенное воскресенье…» из поэмы о Смоленске «Город в области сердца».

Самобытностью дышит лирика Валентины Белоусовой. Образ у неё всегда метафоричен, а, стало быть, закручен смысловой пружиной, что требует необычайного мастерства и виртуозности. Вместе с тем её образ не теряет своего проникновенного лиризма, нежности, прошедшей через жар и сквозь холод, через зов несбывшегося.

В мире стройных созвучий и белых одежд
Утопая незримо,
Разрастается нежность без всяких надежд
Пережить эту зиму.

- – -

Из тепла и участья, из ласковой лжи,
Мягким пухом одета,
Просыпается нежность, чтоб тихо прожить
Отведённое лето.

Наталья Андриянова – поэтесса, о которой можно сказать её же словами: «И звучно побеждает тьму бесхитростность». Ей присуща «кружевная нежность», изящество слога, тоже несколько зашифрованного, изысканного, одну из недавних своих книг она не случайно назвала «Кружевница».

Исполнена щемящей искренности, какой-то беззащитной трепетности лирика Елены Дьяченко:

Как плакал ночью дождь – слыхали?
От мрачных дум.
А люди сладко засыпали
Под этот шум.

«Благословляю этот краткий миг!» – восклицает в стихах Анастасия Самофралийская, тонко воспринимающая этот многокрасочный мир, благодарная Создателю или посланнику Его в образе полюбившегося ей человека, за каждый миг радости, счастья, вдохновения. Благодаря таким мигам мы и проникаем в смыслы вечности, в глубинную метафизику мгновения, по-пушкински чудного и неповторимого:

Миг, как стрела, пронзает жизнь насквозь,
Преобразив судьбы незримый лик.
Пускай тела и души наши врозь,
Благословляю этот краткий миг.

Наталья Толбатова – поэтесса чуткая и умная, умеет из детали сформировать цельный поэтический образ. В этом смысле показателен цикл «Игры нашего детства», где в стихотворении «Классики» протянута временная линия из детства в зрелость, когда мы уже достигли такого уровня, что стали играть в классиков.

Мила Клявина, известная своими юмористическими рассказами и повестями-сказками, на днях выпустила книгу лирики, с предисловием Лины Меркуловой, довольно высоко оценившей ей стихотворный опыт.

Воспитанная на лучших образцах русской классической поэзии, Лина Меркулова обладает безукоризненной грамотностью словесника, хорошим поэтическим вкусом и чутьём. Её стихи полны открытости и, на первый взгляд, беззащитности, как у роз с шипами. Однако её искренность умеет постоять за себя и даже призвать к ответу того, кто её не оценил. Она никогда не расстаётся с надеждой, и надежда её всегда в ожидании, её лирическая героиня никогда не допустит безнадежности:

И день несёт надежду новую, –
И я в монашеском чаду,
Забыв слова твои суровые,
Звонков, как воскрешенья, жду.

Людмила Осипова тоже не просто поэтесса, а зрелая, сложившаяся личность, перенёсшая мытарства земного существования, но не отрекающаяся от него ни единым словом. «И дальше будем жить и не тужить», – бодро утверждает она. И при этом, понимая сама, она помогает понять другим, что жизнь дана не для забавы, и «всю её, как сказку расписать» ни у кого из нас не получится. Но как обнадёживающе и утешающе звучат её слова о старости, как бы хотела она её обустроить:

Я б хотела старость сделать щедрой,
Чистой и спокойной, без забот,
Без долгов, подарков, но безбедной,
В ангельский ступающей приход.

Нельзя не упомянуть и других имён: Людмила Колесова, Тамара Лосева, Василиса Моисеева.

Стихи всех наших поэтов и поэтесс отличает стремление к гармонии, а без неё невозможно вселенское равновесие, торжества справедливости на земле и в небе. И отрадно, что у всех тема России, тема Родины великой и малой стоит на первом месте, вызывает глубокие душевные огорчения и минутные радости.

«Поэтическая вселенная» – такая рубрика включена мной в альманах Союза писателей России «Сторона родная», который я редактирую как редактор-составитель. В этот альманах включены не только произведения членов Союза писателей, но и других талантливых авторов.

А завершу выступление я такими своими стихами:

Русь – родная сторона,
Рублена и гублена.
Сколько раз ты продана,
Всё равно не куплена!

______________________________

Татьяна Харитонова, прозаик, член СП России, рассказала о смоленских прозаиках Е.Алфимове и его книге «Фёдор Конь», Н. Чугункове-Кривиче, А. Александрове. Особо остановилась на историческом романе «Осада» Ю.В.Пашкова, прочитала основные места из своей рецензии о нём (опубликована на сайте). Порекомендовала прочитать его книгу «Имя для камня» (легенды и притчи). Представила свою книгу о Фёдоре Коне «Задание на дом, или Реферат о Фёдоре Коне».

02.12.2013 | Рубрика: Литературный Смоленск

Комментарии (7)

  1. Andru — 05.12.2013, 20:11

    Всем здароффъ! Надо бы подругу или друга оформить и комменты вам на сайт писать. Иха!
    Всем респект)!, до связи ребят!

  2. Sasha — 15.12.2013, 23:44

    Здравствуйте товарищи! Меня зовут Александр.
    Я еще не во всем разобрался, а меня уже спрашивают. Как прислать свои стихи в вашу организацию. Напишите на мейл, пожалуйста. Увидимся!

  3. Arthur — 17.12.2013, 02:30

    Гармония в жизни – это гармония в отношениях и конечно же это и гармония в отношении к культуре.
    Например, поэты. О них можно много не писать!
    Ведь главное – это чтобы они писали стихи!
    ================================
    П.С. бесконечно добрым админам сохранившим этот прекрасный и даже немного интересный пост – благодарность!

  4. Heatrovata — 22.12.2013, 05:44

    Большой выбор поэтов!

  5. Э. Живоглядова — 01.06.2014, 22:52

    Говорят удалили, просили повторить. без проблем.

    Однажды поэт подарил мне цветы.
    У меня не просили взаимности.
    Ну а я – догоняю, вперед и на ты!
    Ты мне лучше стихи носи!

    всем удачи, до связи! всем добра!

  6. Richard — 16.11.2014, 09:48

    Людям свойственно окружать себя красотой, а поэзия – это красота высокого класса!

  7. Michael — 12.10.2015, 13:04

    Мы – литобъединение «Стихия», ведём нашу деятельность с 2004 года. За этот период наши поэты смогли опубликоваться, о чём они давно мечтали. Мы стремимся делать всё возможное, чтобы наши читатели получили удовольствие от произведений авторов. Поэтому, давайте сотрудничать. Пишите!