О плеяде смоленских поэтов

2 декабря 2013 года в Смоленском институте развития образования, на кафедре методики преподавания предметов образовательной области «Филология», состоялась встреча преподавателей Смоленской области с писателями Смоленщины.

Встречу открыла Вера Суханова, член Союза писателей России. Как организатор этой встречи она сказала о тех основных моментах, на которых в своих выступлениях остановятся писатели, показала последние значимые издания, выразила своё позитивное мнение о той работе, что проводится в обеих смоленских писательских организациях, представила каждого из выступающих.

Выступление о поэзии смоленских авторов, членов Союза писателей России, сделал Олег Дорогань, секретарь Союза писателей России. (Далее приводится текст выступления.)

Смоленская литература богата поэтическими именами. И сейчас я постараюсь сделать экскурс по именам смоленских поэтов. К сожалению, может, назову не все имена, зная, как благодатна Смоленская земля на таланты. Остановлюсь на тех поэтах, которые состоялись и являются членами Смоленской областной писательской организации Союза писателей России.

Полагаясь на свои идейно-эстетические подходы, я попытаюсь в своём небольшом выступлении максимально полно отразить картину смоленской поэзии, озарённую именами и творчеством А. Твардовского, М. Исаковского, Н. Рыленкова. Эти три поэтических вершины высятся над нами, и все мы находимся в постоянном стремлении достичь их. Такова диалектика наших творческих устремлений и поисков.

Большое значение не только для смоленской литературы, но и для всей русской отечественной имеет творчество Виктора Смирнова. В его лирике ведущей темой стала тема деревенской Руси, со всем её бытийным богатством, уходящим в небытие. В каждом образе у него раскрывается деревенский космос. От гармошки до гармонии вселенских высот простирается размах его творческого охвата. Думы о бренности и бессмертии одолевают поэта, и в каждом стихотворении пульсирует нерв, реагирующий на то пограничное – между жизнью и смертью – состояние, в котором творчески пребывает поэт и его лирический герой. Его стихи сразу вовлекают в своё пространство, в свою стихию:

И разве расскажешь людям,

Колкой зимой дыша,

Как на морозе лютом

Сгорает моя душа.

И вряд ли успею спеть я,

Как время, кружась над сохой,

Считает мои столетья

Под солнечною стрехой.

В сочетании с болью и тревогой за родную землю у него всегда присутствует светлая доминанта, неисчерпаемая вера в высшую справедливость, в то, что мы в этом мире нетленны. Мы в этом мире гости: «Я живу не на этой планете. Я на этой планете умру». И значит, окончательной смерти не будет:

Я бесстрашно ныряю в Угру,

В глубь, где песни поэта растили…

Неужель я и впрямь не умру

Ради солнышка, ради России?!

В его стихах чувствуется вера – наивно-мудрая, но непоколебимая. Вместе с Виктором Смирновым на Смоленщине сложилась целая плеяда поэтов-деревенщиков:

Анатолий Панасечкин – у него есть такие строки:

Не говорите плохо о России,

Ведь это что пинать родную мать!..

Его лирика не останавливается на достигнутом, получает у него развитие и тоже устремляется к философским обобщениям, с выходом от быта к бытию, что далеко не всем авторам удаётся:

Как в ночь стекает предзакатный свет,

Как в зимний сон уходит бабье лето,

Неотвратимо, тихо, незаметно

Я исчезаю, я схожу на нет.

Уже свою закатную звезду

На чёрном небе всё яснее вижу,

И с каждым шагом ближе, ближе, ближе

Тот миг, когда я в бездну упаду.

И всё ж надежду дерзкую таю,

Пока стою меж небылью и былью,

Что в миг последний ангельские крылья

Подхватят душу грешную мою.

Тема русской уходящей деревни красной линией проходит в творчестве таких поэтов – как Анатолий Корниенко из п. Озёрный Духовщинского района,  Анатолий Николаенков из д. Починичи Шумячского района, Анатолий Терентьев из Угры. Это и плач по деревне, и молитва за неё, охранение её, бережное отношение ко всему живому, что в ней осталось, а наряду с грустью и кручиной, изображением буйства природных стихий и в то же время восхищение первозданностью природы.

Почвенником не только в прозе, но и в поэзии является один из старейшин смоленской литературы Евгений Алфимов. Его стихи отличает наступательный характер, в них кипит диалектика борьбы за социальную справедливость, подлинный патриотизм. У него есть замечательное стихотворение «Слово о русском солдате», высоко оценённое В.Ганичевым и М.Ганичевой, и опубликованное ими в «Роман-журнале –XXI век».

Поэтами русского городского провинциального космоса я называю Николая Кеженова, Михаила Чекусова, Степана Макарова. Родом из Гагарина, они в свои стихи вносят космическую тему в буквальном смысле этого слова, воспевая бессмертный подвиг первопроходца космоса Ю.А.Гагарина, достижения нашей державы в области космонавтики.

Символично завершается стихотворение «У памятника Анне Тимофеевне Гагариной» у М.Чекусова:

Сияние Божественного следа

Зарницей согревает твой порог,

И добрый пёсик – звонкий непоседа –

Доверчиво прилёг у самых ног.

А у Николая Кеженова, к слову сказать, в отличие от многих других поэтов, выверенность православной линии, сакрализация канонических духовных ценностей, которые находит он в ценностях земных. Так, в стихотворении, посвящённом своим знакомым лесоводам, он пишет:

Превыше наград и признанья

Для Вас возрождённый наш лес…

Основа всего – созиданье

Под крыльями вечных небес.

«Постижение пределов» – так назвал одну из новых поэтических книг Виктор Горяйнов. А, в сущности, она посвящена постижению тех тонких невидимых граней, которые отделяют предел от запределья. Для поэта характерна перекличка с античными философами и поэтами, очевидно, через них он пытается постичь, что есть Истина.

Лирику тонкой душевной организации я назвал бы поэзию Дмитрия Петроченкова. Недаром на конкурсе, посвящённом 1150-летию Смоленска, он занял третье место.

Свою кавказскую мудрость с тонким лиризмом, венчаемым философскими обобщениями, в смоленскую литературу вносит лирика Григория Гаспаряна.

Поистине оригинален поэт Александр Батюк, со своей интонацией, непохожестью её, «лица необщим выраженьем», и философичностью – не стихийной, а выверенной, порой даже психологически.

Спасёт ли красота? – скорее… нет!

Пустышка! Фантик! Заблужденье века!

…Когда свобода – принадлежность Эго,

красивый зверь, не завершивший бега,

уткнулся мордой в покрасневший снег,

украсивший подножье человека…

Более прост, к примеру, Анатолий Савин, но и он поэт тонких душевных движений, и очень взвешенного осмысления бытия.

Михаил Евдокимов в своём поэтическом творчестве как краевед и географ много внимания уделяет истории Смоленщины.

Обладает православным взглядом на любую деталь Александр Клименков, пишущий стихи и песни. Он сетует, что и у него, и у близкого ему человека может быть «в сердце верном нравственный разлом». Аза обыденными предметами быта, за подробностью мельтешащих перед глазами деталей может разглядеть самую суть, что и воплощает в стихах:

Мы оставим с грустью мегаполис,

Ждать нас будет млечная Звезда,

В Вифлееме, где родился Полюс,

И у камня Страшного суда.

Владимир Королёв – хорошо известен на Смоленщине как журналист, редактор ряда смоленских газет, исследовательско-исторической прозы тоже стал писать стихи, стараясь насытить их изобразительными деталями и, совместно с художниками и фотографами, выпускать их небольшими книгами и альбомами.

Александр Лобанов – тихий лирик, но когда в его стихи входит тема памяти о Великой Отечественной войне, он, несмотря на то, что человек он штатский, умеет показать своё патриотическое видение, как у военного человека:

Как тихо речка здесь течёт

Из сердца Родины слезами,

А в мае здесь, отдав почёт,

Пройдут подснежники полками.

А истинно военного человека по стихам отличить легко по дисциплине слова, святому, сакральному отношению к рифме и поэтическим тропам. Юрий Кекшин тоже пишет об уходящей русской деревне, но в его лирике чувствуется предельная сосредоточенность, мобилизация духа, особенно в стихах, посвящённых его великим поэтическим учителям Юрию Кузнецову и Пимену Карпову.

Из когорты офицеров запаса и Николай Чепурных – поэт искусных лирических образов, порой усложнённых до метафорической наполненности и поднимаемых до высоких образцов мировой поэзии.

Истовый ветер на сто голосов

Стоны разносит окрест…

Машут погосты руками крестов:

– Нету, родимые, мест!

Только «родимых» несут и несут,

Ширится, пухнет погост.

Здесь, обретя свой последний приют,

Тихо возносятся души на Суд,

Путаясь в ветках берёз…

«Поэзия всегда приходит свыше», – утверждает Анатолий Демьянов. Обращаясь к Юрию Пашкову, которого по праву можно назвать патриархом смоленской поэзии и всей литературы, он пишет:

И в наше время, – болью отдающем,

Где многого душою не принять,

Не каждому, как Вам, вот так присуще

Завидное стремленье созидать.

Быть независимым от общей суеты,

Иметь упорство, искренность, терпенье,

Примером быть достойного служенья

Поэзии Кристальной Чистоты.

В душе хранить тепло и доброту

И в этот мир вносить дисгармоничный

Без лишних слов, естественно, обычно

Духовность, Совершенство, Красоту.

Женская лирика тоже представлена созвездием имён.

Наталья Егорова долгое время жила в Москве, и стихи шлифовались там и её обрели настолько высокий поэтический уровень, что её имя стало присутствовать на рейтингах в альманахе «Поэзия». Лирика её всегда на предельном духовном взлёте, обогащена глубоко православной образностью. Ярчайшим примером может послужить её стихотворение «Всенощная». Приведу три заключительные строфы:

…Но в дребезжащем голосе старухи

Поющей в церкви всю Святую Ночь,

Такие выси брезжили и духи,

Что даже смерть сумели побороть.

И за деревней брошенной дорога

Свернула в храм, и бор зашелестел,

И всё, навек отпавшие от Бога,

Опять текло в Его Святой предел.

И вышнею стремительною силой

К больным и нищим сведена с Небес,

Вдруг – жизнь пришла и вечность наступила

Под облегчённый вздох: «Христос воскрес!»

Приехав из столицы в родной город, она словно увидела Смоленск по-новому, и это ярко и свежо отразилось в её лирике. Вместе с Верой Сухановой она соавтором художественно-поэтического издания «Перо Гамаюна», посвящённого 1150-летию образования Смоленска.

Вера Суханова – «странница смоленской поэзии», свою итоговую книгу стихов она так и назвала «Странница», ибо доля души в этом мире и в иных мирах – странствовать. Исторические и философские мотивы, воплощаемые по её замыслу (кстати, первая молодогвардейская книга стихов у неё  называлась «Замысел») свидетельствуют о её мастерстве. Не случайно на конкурсе, посвящённом 1150-летию Смоленска, стала лауреатом 1 степени.

Мария Парамонова – одна из молодых наших поэтесс. После замечательного парижского цикла она циклом стихов о материнстве «Галактика от слова «молоко», вошедшего затем в её поэтическую книгу, не скрывает взволнованной интонации, достигая при этом чистоты лирического звучания.

Земное счастье материнства:

Минуты эти, как ромашки.

В букете солнечном и чистом,

В ожившем сердце нараспашку.

Или ещё:

Скачи, не чуя ног,

Сто зим застанешь

И сотню лет.

Ты добрый след, сынок,

Даст Бог, оставишь, –

След на Земле!

На вышеупомянутом Всероссийском конкурсе Мария Парамонова стала лауреатом 2 степени за отрывок «На Прощенное воскресенье…» из поэмы о Смоленске «Город в области сердца».

Самобытностью дышит лирика Валентины Белоусовой. Образ у неё всегда метафоричен, а, стало быть, закручен смысловой пружиной, что требует необычайного мастерства и виртуозности. Вместе с тем её образ не теряет своего проникновенного лиризма, нежности, прошедшей через жар и сквозь холод, через зов несбывшегося.

В мире стройных созвучий и белых одежд

Утопая незримо,

Разрастается нежность без всяких надежд

Пережить эту зиму.

- – -

Из тепла и участья, из ласковой лжи,

Мягким пухом одета,

Просыпается нежность, чтоб тихо прожить

Отведённое лето.

Наталья Андриянова – поэтесса, о которой можно сказать её же словами: «И звучно побеждает тьму бесхитростность». Ей присуща «кружевная нежность», изящество слога, тоже несколько зашифрованного, изысканного, одну из недавних своих книг она не случайно назвала «Кружевница».

Исполнена щемящей искренности, какой-то беззащитной трепетности лирика Елена Дьяченко:

Как плакал ночью дождь – слыхали?

От мрачных дум.

А люди сладко засыпали

Под этот шум.

«Благословляю этот краткий миг!» – восклицает в стихах Анастасия Самофралийская, тонко воспринимающая этот многокрасочный мир, благодарная Создателю или посланнику Его в образе полюбившегося ей человека, за каждый миг радости, счастья, вдохновения. Благодаря таким мигам мы и проникаем в смыслы вечности, в глубинную метафизику мгновения, по-пушкински чудного и неповторимого:

Миг, как стрела, пронзает жизнь насквозь,

Преобразив судьбы незримый лик.

Пускай тела и души наши врозь,

Благословляю этот краткий миг.

Наталья Толбатова – поэтесса чуткая и умная, умеет из детали сформировать цельный поэтический образ. В этом смысле показателен цикл «Игры нашего детства», где в стихотворении «Классики» протянута временная линия из детства в зрелость, когда мы уже достигли такого уровня, что стали играть в классиков.

Мила Клявина, известная своими юмористическими рассказами и повестями-сказками, на днях выпустила книгу лирики, с предисловием Лины Меркуловой, довольно высоко оценившей ей стихотворный опыт.

Воспитанная на лучших образцах русской классической поэзии, Лина Меркулова обладает безукоризненной грамотностью словесника, хорошим поэтическим вкусом и чутьём. Её стихи полны открытости и, на первый взгляд, беззащитности, как у роз с шипами. Однако её искренность умеет постоять за себя и даже призвать к ответу того, кто её не оценил. Она никогда не расстаётся с надеждой, и надежда её всегда в ожидании, её лирическая героиня никогда не допустит безнадежности:

И день несёт надежду новую, –

И я в монашеском чаду,

Забыв слова твои суровые,

Звонков, как воскрешенья, жду.

Людмила Осипова тоже не просто поэтесса, а зрелая, сложившаяся личность, перенёсшая мытарства земного существования, но не отрекающаяся от него ни единым словом. «И дальше будем жить и не тужить», – бодро утверждает она. И при этом, понимая сама, она помогает понять другим, что жизнь дана не для забавы, и «всю её, как сказку расписать» ни у кого из нас не получится. Но как обнадёживающе и утешающе звучат её слова о старости, как бы хотела она её обустроить:

Я б хотела старость сделать щедрой,

Чистой и спокойной, без забот,

Без долгов, подарков, но безбедной,

В ангельский ступающей приход.

Нельзя не упомянуть и других имён: Людмила Колесова, Тамара Лосева, Василиса Моисеева.

Стихи всех наших поэтов и поэтесс отличает стремление к гармонии, а без неё невозможно вселенское равновесие, торжества справедливости на земле и в небе. И отрадно, что у всех тема России, тема Родины великой и малой стоит на первом месте, вызывает глубокие душевные огорчения и минутные радости.

«Поэтическая вселенная» – такая рубрика включена мной в альманах Союза писателей России «Сторона родная», который я редактирую как редактор-составитель. В этот альманах включены не только произведения членов Союза писателей, но и других талантливых авторов.

А завершу выступление я такими своими стихами:

Русь – родная сторона,

Рублена и гублена.

Сколько раз ты продана,

Всё равно не куплена!

______________________________

Владимир Макаренков (Союз российских писателей) рассказал о новом выпуске 2-х томного альманаха «Под часами», издаваемом под его редакцией, о поэтическом альманахе «Паровоз» и прозаическом альманахе «Лёд и пламень», издаваемом в Москве Союзом российских писателей. А также о 3-х томной антологии постсоветской литературы «Наше время», сказал, завершается работа над 5-м томом. О книжной серии «Гражданский литературный форум», где в основном печатаются независимые авторы. О книге «Живая связь времён» и «Перо Гамаюна».

В завершение рассказал о своём смоленском отделении Союза российских писателей, председателем которой он является с 2004 г. Он назвал два имени из своей организации, которые постоянно печатаются в столичных журналах. Это Олег Ермаков, прозаик, автор известного «Знака зверя», а также литературовед В.Баевский, недавно ушедший из жизни. В этом году похоронили и  В.А.Сальковского. Упомянул Владимир Макаренков также Раису Ипатову, Леонида Кузьмина, Елену Орлову, Иосифа Хатилина. Высказал своё мнение об объединении писательских организаций, что это практически невозможно, при этом вспомнил слова Б.Пастернака, которые он произнёс на писательском форуме в Европе, сказал: «Писатели, не объединяйтесь!», чтобы это не стало идеологическим рычагом для государства.

Татьяна Харитонова, прозаик, член СП России, рассказала о смоленских прозаиках Е.Алфимове и его книге «Фёдор Конь», Чугункове-Кривиче, А. Александрове. Особо остановилась на историческом романе «Осада» Ю.В.Пашкова, прочитала основные места из своей рецензии о нём (опубликована на сайте). Порекомендовала прочитать его книгу «Имя для камня» (легенды и притчи). Представила свою книгу о Фёдоре Коне «Задание на дом, или Реферат о Фёдоре Коне».

02.12.2013 | Рубрика: Литературный Смоленск

Оставить комментарий