Александр Беляев – писатель-пророк с поэтическим мироощущением в научной фантастике

Олег Дорогань представил на мероприятиях, проходивших в Смоленске в рамках Года культуры, свои заметки к 130-летию со дня рождения Александра Беляева:

Фантазия, мечта – без них не может существовать поэзии, они сакральные её свойства. И Александра Романовича Беляева вполне можно назвать не только одним из лучших писателей-фантастов, но и поистине поэтом в фантастике. А.Р.Беляев, родившийся в Смоленске 4 (16) марта 1884 (умер 6 января 1942 в Пушкине Ленинградской области), явился одним из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди широко известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший своё лицо», «Человек, нашедший своё лицо», «Остров погибших кораблей» и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). И недаром за самый значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи его называют российским Жюль Верном.

Умение выстраивать увлекательный сюжет – первое условие успеха любого прозаического, особенно фантастического произведения. Но далеко не всякому даже маститому мастеру под силу свои фантазии окружить, овеять высокой поэзией, романтической духовностью, в лучшем случае, удаётся облечь поэтическим флёром.

Высокий эстетический и этический идеал – этой творческой сверхзадаче и служил А.Беляев своим подвижничеством в научно-фантастической романистике и новеллистике.

Образы его персонажей – не только живые люди, лишённые схематизма в раскрытии характеров, психологии, это ещё и образы-метафоры.

Ихтиандр – человек-амфибия в одноименном романе, пожалуй, самый романтический образ нового человека в научно-фантастической литературе, Этот образ архетипичен, так как давно разрабатывался художественно-поэтическим воображением человечества. Он не теряет своей открытости, благородства и человечности ни при каких обстоятельствах. Мечтательный и наивный, свой в морской стихии и чужой в сутолоке городской жизни, образ Ихтиандра глубоко поэтичный. К сожалению, для таких натур как будто заведомо заготовлены тернии самой презренной прозы и жертвенный крест судьбы. Счастливый случай дарит ему любовь с первого взгляда («А разве бывает другая любовь?» – удивляется он, отвечая на вопрос Гуттиэре), за которую ему приходится бороться. А другой случай, нелепый и жестокий, разлучает его с возлюбленной навеки.

Истинных поэтов всегда называли пророками. Провидческий дар у А.Беляева – дар очевидный и несомненный.

С детства был он натурой увлекающейся. С ранних лет его влекла к себе музыка, он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, мог музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией, существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах». Он занимался языком эсперанто. С раннего детства много читал, особенно увлекала его приключенческая литература. Вместе с тем сызмальства рос он непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала травма глаза с последующим ухудшением зрения. Мечтал юноша и о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, даже поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Не эта ли страсть потом легла в основу его романа «Ариэль». Образ летающего человека тоже архитепично-поэтичен в многовековой человеческой культуре. Однако в попытках взлететь Александр упал с крыши и повредил спину, эта травма негативно сказалась на всю его дальнейшую жизнь. В середине 1920-х годов Беляев страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был парализован на месяцы, страдал от костного туберкулёза. И роман «Голова профессора Доуэля», по словам Беляева, явился отчасти автобиографическим. Его замысел пришёл в голову писателю, когда у него парализовало ноги, и он три года был прикован к постели, фактически ощущая себя «головой без тела».

В доказательство того, что он явился писателем-пророком, можно проследить какие предсказания в его произведениях сбылись:

В романе «Человек-амфибия» предсказано создание искусственного лёгкого на принципе мембранно-плёночной диффузии, разработка физиологических технологий долговременного пребывания человека под водой, создание подводных обитаемых домов.

В романах «Голова профессора Доуэля» и «Человек, нашедший своё лицо» предсказаны грандиозные успехи в области пересадки жизненно важных органов, клонирования и генной инженерии.

Роман «Властелин мира» предвосхитил создание средств психотропного воздействия и психотропного оружия.

Роман «Звезда Кэц» – создание орбитальных космических станций, одна из которых «Мир» была в наши дни из космоса отправлена на Землю, на дно мирового океана; запуск искусственных спутников Земли, выход людей в открытое космическое пространство. Книга посвящена Константину Эдуардовичу Циолковскому, чьи инициалы и легли в основу названия орбитальной космической станции Кэц. «Звезда Кэц» наряду с повестью «Прыжок в ничто» популяризирует идеи К. Э. Циолковского, которыми А.Беляев восторгался. Закатится ли Звезда КЭЦ? Думаю, она не закатится никогда, пока существует человечество, мечтающее и мыслящее, дерзающее и не сдающееся перед пространством и временем.

В романе «Остров погибших кораблей» нашли своё место предвидения достижений в области подводной археологии, обнаружение затонувшего «Титаника» и других исторически известных кораблей.

В романе «Продавец воздуха» предсказаны глобальные экологические проблемы воздушного бассейна планеты, их обострение в наши дни, необходимость принятия Киотского протокола, а также возможные реалии по спекулятивной продаже чистого воздуха в загрязнённой, радиоактивно зараженной атмосфере планеты.

В романе «Подводные земледельцы» разработана тема развития мари-культуры, реализуемая в наши дни, создания подводных ферм по выращиванию моллюсков, водорослей, развитие подводного транспорта небоевого назначения.

А в рассказе «Ковёр-самолёт» он обращается к образу из русской сказки, чтобы показать, что её можно сделать былью. Ковёр-самолёт соткан из ячеек-пузырьков сплава магния и бериллия размером меньше одного миллиметра и толщиной стенки в одну десятитысячную миллиметра. Таким образом, материал, из которого профессор Вагнер сделал свой «летающий ковёр» можно отнести к нанотехнологическим.

Метафорична тема романа «Последний человек из Атлантиды», где исторически и научно-фантастически раскрывается история затонувшего континента, остро волнующая людей и сегодня, и гипотеза эта обрастает всё более явственными свидетельствами.

Что всё-таки предшествовало его серьёзным занятиям научно-фантастической литературой? От хорошей ли жизни стал он писателем? Свою литературную деятельность он начал со стихов, не оттуда ли у него пытливый поэтический взгляд на все темы и проблемы, поднимаемые и осмысляемые им в его произведениях.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом, у него развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней поехал в Ялту. Там, в больнице, он и стал писать стихи.

Не поддаваясь отчаянию, занялся самообразованием: изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читал, особенно Жюль Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского).

Победив болезнь, в 1922 году он стал возвращаться к полноценной жизни: сначала А. Беляев устроился воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска – он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Но жизнь в Ялте была нелёгкой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьёй в Москву (1923), где его приняли на работу юрисконсультом. Там и начал он серьёзную и довольно-таки успешную литературную деятельность, публикуется в журналах «Вокруг света», «Всемирный следопыт», «Знание – сила».

Но мытарства и жизненные невзгоды постоянно сопровождали его, поселившись в Ленинграде, он продолжал писать и печататься в журналах. В 1934 году он встречался с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев стал постоянным сотрудником журнала «Вокруг света», который после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, в начале 1938 года, Беляев покинул. В 1938 году опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Но не только физические преграды вставали на пути писателя. Находились люди в корне отрицавшие фантастику. Почти не обнаруживается статей в 20–30 годы, проникнутых хотя бы долей симпатии к творчеству Александра Беляева, едва ли не единственного писателя предвоенной нашей литературы, столь преданно и целеустремлённо посвятившего себя разработке трудного жанра.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован, и в январе 1942 года писатель умер от голода. Был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города.

Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны жена и дочь Александра Романовича, как и многие другие граждане СССР, оказавшиеся в немецком плену, были сосланы в ссылку в Восточную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет.

Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена на предполагаемой могиле Александра Беляева в радиусе десяти метров от места его захоронения.

Есть мнение критиков, что творчество А.Беляева в известной степени неровное: его ранние произведения интереснее, чем поздние, а этические вопросы часто оказываются более занимательными, чем самые оригинальные научно-технические…

Ну, что же в этом плохого, если этика стоит у писателя-пророка на первом плане, и любое научное открытие он не мог не рассматривать через призму истинных общечеловеческих ценностей, морали и права. Не оттого ли и первые произведения у него интереснее, что эти проблемы стояли более обострённо: никто не имеет права лишать тела учёного-мыслителя, оставляя ему только голову. Никто не имеет права лишать людей воздуха.

А в романе «Вечный хлеб», посвящённом перспективам развития области биологии, биохимии и микробиологии, показана опасность переизбытка этого самого хлеба, безмерно распространяющегося, как из рога изобилия.

Любой избыток ущербен и материально, и нравственно.

Любая свобода без границ содержит в себе гибель свободы.

Он разрабатывает в своих рассказах приём парадоксально-экспериментальной ситуации: что было б, если бы?..

Что будет, если замедлится скорость света? И в рассказе «Светопреставление» автор показывает, как скорость света замедляется настолько, что человек видит самого себя сидящим в кресле, с которого он давно встал, или наблюдает призрак уже уехавшего трамвая. Предметы проявляются лишь по прошествии времени, что вызывает огромные жертвы, нарушает обычную жизнь.

А что если исчезнет притяжение земли? Об этом рассказ «Над бездной», где показано, что с ускорением вращения Земли, уменьшается гравитация, сила земного притяжения, и небо становится бездной, в которую улетают не только камни с Земли, а все неживые и живые предметы, грядёт всемирная катастрофа.

Или что будет, если человек от микроэлементов начнёт светиться, поначалу нагоняя страх на жителей города, а потом, находя своё место в мире, вынужден выступать в цирке. Об этом в рассказе «Когда погаснет свет».

А если человек сумеет расправиться с потребностью во сне, как в рассказе «Человек, который не спит»? Доктор Вагнер и усталость, и сон считает болезненным явлением и для борьбы с ними находит способ бороться с токсинами, и с помощью противоядия ретардина он побеждает усталость.

Или если будут побеждены вездесущие коварные микробы, как в рассказе «Нетленный мир»? Здесь поэтический эпитет «нетленный» приобретает свою идеальную сторону, но, как оказалось, далёкую от оптимального варианта нормальной жизни?

В рассказе «Ни жизнь, ни смерть» автор поднимает тему анабиоза, а вместе с тем исследует состояние, когда человек, находясь в замороженном состоянии, не живёт, но имеет какое-то разочаровывающее будущее, где его дети глубокие старики – и происходит подмена одних поколений другими.

Таким образом, все фантастические авторские идеи имеют свои неожиданные развязки, благодаря этической стороне вопроса. А физические процессы смыкаются неуловимой гранью с метафизическими вопросами.

Прозу А.Беляева мы продолжаем читать и перечитывать в силу её высокой художественности. Востребованность его произведений читателями прошлых, настоящих и будущих поколений стала залогом его подлинного писательского бессмертия.

16.03.2014 | Рубрика: Литературный Смоленск

Комментарии (3)

  1. Olga — 24.04.2014, 16:22

    В детстве я перечитала все романы Беляева. Замечательный писатель.

  2. bey — 19.08.2014, 15:19

    Погиб от голода в г.Пушкин, под немецкой оккупацией

  3. maria paramonova — 19.08.2014, 17:40

    Да, он был прикован к инвалидному креслу, страдал от неизлечимой болезни. Почему его не эвакуировали как других писателей, мне не известно.

Оставить комментарий