И для потехи раздувают…?

Вокруг премии имени А.Т. Твардовского пытаются создать нездоровую обстановку, весьма далекую от творческого процесса. На мои вопросы, связанные с этой темой, ответил председатель правления Смоленской областной организации Союза писателей России, Секретарь Союза писателей России, лауреат премии «Имперская культура» Олег Иванович Дорогань.

Мария Парамонова: Олег Иванович, как вы можете прокомментировать нагнетание конфликта вокруг премии А.Т.Твардовского в Смоленске? Читаю на сайте «Народной газеты» интервью В.В.Макаренкова, председателя Смоленского регионального отделения Союза российских писателей под заголовком «Скандал имени Твардовского» и задаюсь вопросом: «Кто скандалит?».

Олег Дорогань: Да, вопрос риторический. Вот спрашивается: слышит, что пишет? От такого заголовка дочери Александра Трифоновича вряд ли будут в восторге. Владимир Викторович пытается втянуть в склоку, в скандал областную администрацию, нашу писательскую организацию, да ещё и дочерей Твардовского. И при этом в своём открытом (для публики) обращении к губернатору Островскому А.В. требует «приструнить» чиновников.

М.П. Пожалуй, тогда статью уместнее было бы назвать «скандалом имени Макаренкова». Если, конечно, он лично явился инициатором шумихи, и за этим не стоят местные оппозиционеры, желающие раскачать многопартийную коалицию в предвыборный период.

О.Д. Да, конфликтные ситуации в такой период нежелательны, как, впрочем, и в любой другой! Но, видимо, есть такие граждане, кто из скандалов (заметьте, не я первый употребил это отвратительное слово) пытается извлечь свою выгоду.

М.П. Вернёмся к вопросу, что послужило поводом для такой, прямо скажем, некрасивой ситуации? Как реально проходило заседание комиссии?

О.Д. Владимир Викторович пишет, что комиссия была совершенно не готова к заседанию, пришла «как с колёс». На мой взгляд, единственное, к чему комиссия не была готова, так это к оскорбительным выпадам Макаренкова. Даже секретари в приёмной заместителя губернатора Николая Михайловича Кузнецова – председателя комиссии по премии А.Т.Твардовского были шокированы таким вызывающим поведением. Разве можно так вести себя в присутственном месте? Знаете, я всё больше стал понимать, в чём коренится настороженное отношение к нам, писателям, со стороны государственных служащих (чиновников). Из-за отдельных наших представителей они от всех нас склонны ожидать проявлений девиантного поведения. Не случайно до прошлого года нам не выписывали постоянные пропуска в здание областной администрации.

М.П. Припоминаю, что это по распоряжению Н.М.Кузнецова руководителям творческих общественных организаций выдали такие документы. Вероятно, он же может распорядиться об аннулировании пропуска какого-либо неадекватного гражданина.

О.Д. Действительно, это так. Но вернемся к адекватности поведения Владимира Викторовича. Он обвиняет комиссию и её председателя в некомпетентности. Рассмотрим её состав: председатель Кузнецов Н.М. –заместитель губернатора, имеет два высших образования, публицист, партийный и общественный деятель, он всегда находится в русле культурных событий региона. Макаренков обвиняет Кузнецова в использовании своего служебного положения в пользу кандидата О.Д., то есть меня. Но, абсолютно объективно, Н.М. Кузнецов имел возможность сопоставить свое впечатление обо мне, как кандидате, с творческой характеристикой, данной мне В.Н.Ганичевым, председателем Союза писателей России, и членом этой же комиссии, не имевшим возможности приехать на заседание. Николай Михайлович, несомненно, учел авторитетное мнение такого корифея отечественной литературы, более 20-ти лет возглавляющего Союз писателей России.

М.П. Да, этот авторитет неизмеримо выше авторитета Макаренкова еще и потому, что знаменитый писатель уважительно относится к людям.

О.Д. Как-то в частной беседе Владимир Макаренков сказал мне: «Ваш Ганичев не вечен». А вот не дождётесь! Он как раз-то и вечен, дай Бог ему долголетия, а бессмертие он уже заслужил!

М.П. Еще Макаренков пишет, что большую часть комиссии составляют чиновники, не компетентные в литературе. Разве это соответствует действительности?

О.Д. В состав комиссии входят два исследователя творчества А.Т.Твардовского и лауреаты его премии – литературный критик Турков А.М. и профессор, доктор филологических наук Ильин В.В.Насколько я знаю, до Туркова не смогли дозвониться по всем его контактным телефонам. Однако Макаренков принёс факс якобы от его имени, где предлагается литературную премию (в год, объявленный Президентом России Годом литературы) вручить композитору Писаренко Н.Е. Я с уважением отношусь к музыкальному творчеству Николая Егоровича, и оно уже было не так давно отмечено Большой премией Центрального федерального округа. Её, кстати, как правило, вручают литераторам.

М.П. Как говорится, премия к премии, деньги к деньгам. А ведь у нас еще столько замечательных художников и дизайнеров литературными премиями не отмечены!

О.Д. Вам шутки, Мария, а шумиху В.В. Макаренков поднял нешуточную. А суть дела достаточно банальна: ну не хочется Владимиру Викторовичу, чтобы этой премии был удостоен Дорогань О.И., член Союза писателей России.

М.П. Да ещё и в Год литературы! Неужели руководство их прозападной НКО оставит г-на Макаренкова без бутерброда с икрой на корпоративе?

О.Д.Чем бы не объяснялась его деструктивная деятельность, пусть это будет на его совести. Но видит Бог, не хотели мы конфликтов с параллельной писательской организацией, старались строить свои отношения дружелюбно, толерантно, конструктивно, несмотря на постоянные проявления агрессии со стороны наших коллег. Я представляю старейшую в России областную писательскую организацию, мы гордимся нашими классиками и пропагандируем их творчество не ради премий. Если эту премию я называл прежде яблоком раздора, то теперь назову оселком подлинного характера наших отношений.

М.П. Да, и уже год Владимир Викторович инициирует их выяснения! Ведь это не первый случай проявления деструктивности со стороны Макаренкова?

О.Д. В прошлом году, когда мы отметили 90-летие нашей писательской организации, созданной в 1924 году М.В.Исаковским, то пытались этично и дипломатично не реагировать на различные провокации со стороны Макаренкова в различных интернет-СМИ. Фактически устранившись от подготовки к празднованию нашего юбилея, он присутствовал на торжественном собрании как гость и выразил своё возмущение тем, что не пришли высокопоставленные чиновники области и города. После чего забросал письмами администрацию Смоленской области, якобы своим отсутствием проявившую неуважение к смоленским писателям. В действительности, было достойно сожаления, что из-за превратного понимания Макаренковым его председательских обязанностей, он не счел возможным передать в администрацию списки членов своей организации для оформления грамот к юбилею. Видимо, для него важнее было поставить в неловкое положение нашу организацию, которая получила Почётную грамоту от Губернатора Смоленской области, врученную на торжественном собрании начальником Департамента Смоленской области по культуре и туризму О.И. Корсак. Почти все наши писатели получили грамоты и благодарственные письма от Председателя Союза писателей России В.Г.Ганичева, Департамента Смоленской области по культуре и туризму, от мэра города Смоленска и городского Управления по культуре и туризму.

М.П. Я знаю, что наши писатели были вполне удовлетворены вниманием,оказанным им, сожалели разве что о том, что обилие поздравлений не позволило прочесть больше стихов.

О.Д. Замечу, что именно наша организация является правопреемницей смоленской областной писательской организации, наши писатели сохраняют преемственную связь, заложенную классиками смоленской и всей отечественной литературы – М.В.Исаковским, А.Т.Твардовским, Н.И.Рыленковым. И не дают негативным силам расколоть организацию, которая в сложных современных условиях хронического безденежья не только выживает, но и дарит свое творчество смолянам. В нашей организации остались верные Родине сердца даже в начале 90-х гг., когда незначительная часть писателей-западников и модернистов откололась от Союза писателей России. Наш Союз (численностью 7,5 тыс. писателей) более двадцати лет сохранялся, сплачивался и укреплялся под руководством его Председателя Валерия Николаевича Ганичева. Кстати, В.Н.Ганичев трижды выдвигал меня на литературную премию им. А.Т.Твардовского. Сам он стоял у истоков учреждения этой литературной премии совместно с администрацией Смоленской области, и удивлен тому, что писатели нашей организации уже пять лет не удостаивались этой премии.

М.П. Может быть, дело в том, что наши писатели слишком культурны и ответственны, чтобы устраивать, как это сделал В.В.Макаренков, «скандал» в здании администрации?

О.Д. Союз писателей России занимает гражданственную позицию державности, православия и патриотизма, укрепления гражданского мира и согласия в обществе. Он всецело поддерживает линию Президента В.В.Путина, и мне посчастливилось поставить свою подпись в составе ста писателей в Письме, поддержавшем президентское решение о возвращении Крыма в состав Российской Федерации.

В начале смутных «лихих» 90-х отколовшаяся часть писателей образовала Союз российских писателей. В своём нашумевшем Апрельском манифесте они записали, что отказываются от наследия советского прошлого (стало быть, и от советских поэтов М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского, Н.И.Рыленкова). Шли годы, с трудом преодолевались разногласия. По мере прекращения финансирования «нетрадиционных» НКО из-за рубежа, их голос затих. Союз российских писателей тоже умерил свою риторику, перестал по каждому поводу цитировать «Эхо Москвы», стали постепенно выстраиваться цивилизованные отношения между членами организаций и организациями в целом. Но, как видно, началась новая волна обострения. В.Макаренков, от лица Смоленского регионального отделения Союза российских писателей, выстраивает деструктивную деятельность, пытаясь вовлечь в конфликтное противоборство не только писателей и СМИ, но и областную администрацию.

М.П. Да, помню, как на одном из заседаний нашего правления ангажированные Макаренковым писатели передали его требование: если мы не будем на нашем сайте освещать деятельность его организации, он объявит нам войну. Я в своем выступлении сказала, что – как главный редактор сайта – не допущу его «рейдерского захвата». Правление меня поддержало…Но вернёмся всё же к заседанию комиссии. Как реально всё было?

О.Д. Да, эпитет «воинственный» достаточно точно характеризует образ нашего коллеги. В своём письме Владимир Викторович подробно описывает, как проходило заседание, вроде бы соблюдая формальную истину. При этом позволяет себе оценочные суждения, её искажающие. Он заявляет о неэтичности и даже безнравственности членов комиссии. В первую очередь сам он стал вести себя вызывающе и неэтично. Он даже угрожал судом Дедковой С.М., заместителю Департамента Смоленской области по культуре и туризму и заместителю председателя комиссии, образованному и опытному работнику культуры, которая пыталась разъяснить ему о недопустимости такого поведения. Разве это не давление на членов комиссии? Членом комиссии является и Мальцева О.Е., директор Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т.Твардовского, заслуженный работник культуры РФ, и, считаю, она тоже знает толк в литературе. Затем –Ангелина Алфимова, известный в Смоленске историк-краевед, работник департамента внутренней политики, она входит в состав трёх литературных премий на Смоленщине – им. А.Т.Твардовского, М.В.Исаковского и Н.И.Рыленкова. Сам Бог, как говорится, ей велел быть в таких комиссиях с такой известной литературной фамилией. У секретаря комиссии Решетниковой Э.А. тоже высшее образование и научные статьи в краеведческих изданиях, она внесла заметный вклад в развитие культуры в Вяземском МО. Как видим, случайных людей в комиссии нет.

М.П. Есть над чем задуматься В.В Макаренкову. Ведь эти люди пишут новейшую историю Смоленщины! И каким он предстанет перед потомками? Так что же было дальше?

О.Д. Председатель комиссии Н.М.Кузнецов проявил себя выдержанно, несмотря на то, что его оппонент вёл себя с ним явно неуважительно. Ни на кого из членов комиссии председательствующий психологически не давил, никаких предпочтений мне как кандидату на премию не делал. Да и я никого из членов комиссии не упрашивал её мне дать, тем более Н.М.Кузнецова как заместителя губернатора. Действительно, я передал как-то ему свои книги с дарственной надписью. У писателей принято после выхода новой книги проводить её презентацию, и впоследствии знакомить читателей со своим творчеством. Я рад, если ему моё творчество пришлось по нраву. Может, потому он и не дал оппоненту «отсебятно» охарактеризовать моё творчество. Ещё раз хочу повториться, что творческую характеристику на меня, заверенную печатью Союза писателей России, прислал сам председатель СП России В.Н.Ганичев, а его авторитет в превосходной степени несопоставим с авторитетом Макаренкова.

М.П. А как получилось, что Макаренков стал выгонять из зала заседания члена комиссии, то есть Вас?

О.Д. Ситуация, действительно, абсурдная. Макаренков мотивировал свое требование тем, что мое присутствие препятствует свободе его высказываний в мой адрес. Видимо, оскорблять мужчину в его присутствии он остерегается, но женщины – члены комиссии у него опасений не вызывали, и услышали все, что он о них думал. Если же подойти с формальной точки зрения, нигде не прописано, что я, согласно Положению о премии, «не участвуя в принятии решения» по своему вопросу, не имею права составить кворум. Я участвовал во многих заседаниях демократических институтов и знаю порядок. Вот близкий нам пример: на заседании правления нашей организации из 10 членов правления выдвигалось и рассматривалось 5 кандидатур на должности двух заместителей. Так что же, все они должны были отсутствовать? Абсурд, да и только, если придерживаться субъективного мнения В.Макаренкова.

В итоге, на заседании настоящей комиссии Макаренков, видя, что чаша весов склоняется не в пользу его доводов, и, заявив, что после его ухода кворума не станет (из 10 человек оставалось 6, т.е. менее двух третей членов комиссии), демонстративно вышел и сорвал заседание. Опять же, если он обозначил своё присутствие на заседании, то его воздержание от голосования вовсе не означает, что кворум не состоялся. Так что фактически кворум был, но после «атак» В.Макаренкова заседание решили не продолжать.

М.П. Вы думаете, члены комиссии поддались грубому давлению и спасовали перед угрозами?

О.Д. Думаю, нет. Будучи людьми ответственными, они взяли паузу для детального изучения процедуры принятия решения.

По-своему трактует В.Макаренков и заседание комиссии в прошлом году. Во-первых, моя кандидатура не обсуждалась, а обсуждалось письмо В.Н.Ганичева, назвавшего меня, как писателя, достойного премии имени А.Т.Твардовского. Но, так как в установленном порядке моя кандидатура на премию не выдвигалась, то и не ставилась на голосование. В упомянутом письме В.Н.Ганичева, прежде всего, была отклонена кандидатура поэта Б.И.Лукина, прежде состоявшего в Союзе писателей России. Помимо прочего, Лукин явился единственным выдвиженцем, поэтому избрание его кандидатуры явилось бы нелегитимным, так как был бы утрачен принцип альтернативности на конкурсной основе.

Важно сказать ещё, что в феврале прошлого года в частной беседе Макаренков В.В. выражал мне свою поддержку, уверял, что непременно поддержит мою кандидатуру, если её выдвинут на премию. Об этом я тогда сообщил и вам, Мария, и другим членам правления. А после 20-го апреля (именно к этому сроку должны быть поданы документы по Положению о премии), В.М. объявил, что он выдвигает и поддерживает московского поэта Б.Лукина, а я уже опоздал с подачей документов.

М.П. Просто единство и борьба противоположностей. Чем больше наш союз склоняется к единству (мы же писатели-гуманисты и помним, что А.С.Пушкин «милость к падшим призывал»), тем больше она «огрызается» и норовит «укусить».

О.Д. Вот именно, такая диалектика правды. В.Макаренков любит позиционировать себя как правдолюбца. Но понимает ли он, что полуправда в сумме с другой полуправдой никогда не станет полной правдой, а лишь изощрённой разновидностью лжи. И я в отношениях не приемлю двойные стандарты. Теперь он всем говорит, что я не держу слова, а я считаю, что слова не держит он.

На протяжении пяти лет никто из членов Союза писателей России этой премии не получил, в то время как «стараниями» Макаренкова её получили два члена Смоленского регионального отделения Союза российских писателей. В позапрошлом году ею наградили смоленского журналиста, а не писателя. В прошлом году её не получил никто, причина чего изложена выше. Заметьте, когда три года назад комиссия (тогда она была в другом составе) присудила премию члену его регионального отделения С.Кудрявцеву, решение комиссии В.М. удовлетворило. Между тем, этот поэт, продолжает в своём творчестве традиции Серебряного века, а не традиции А.Т.Твардовского, этот век не переносившего на дух!

М.П. Наша организация, насчитывающая около 70-ти писателей, по численности в 3,5 раза превышает организацию, возглавляемую Макаренковым. А квоты во всех вопросах от администрации он требует равные, а то и преимущественные.

О.Д. Да, среди наших писателей немало уважаемых имён – старейшины, лауреаты литературных премий Ю.В.Пашков, Е.П.Алфимов, В.В.Ильин, В.Е.Рудницкий, Н.Ф.Чугунков-Кривич, В.Ф.Волков, М.П.Чекусов, а также Н.Н.Кеженов – председатель Смоленского объединения православных писателей. Являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов и премий Т.А.Харитонова, В.А.Суханова, Т.А.Лосева, М.Н.Парамонова, В.Н.Белоусова, В.В.Ионова, А.Самофралийская, Н.Н.Чепурных, А.Ф.Батюк, А.И.Панасечкин, Д.В.Петроченков. Ведут активную литературную и общественную деятельность В.В.Горяйнов, Л.А.Колесова, Л.К.Меркулова, М.Клявина, Н.В.Толбатова, О.П.Сергеева и многие другие. И все они известны далеко за пределами Смоленской области. Смоленская писательская организация СП России в четвертый раз выдвигает на премию А.Т.Твардовского мою кандидатуру (в т.ч. дважды, – когда я ещё не был её председателем).

М.П. Почему же комиссия не хочет считаться с мнением такой многочисленной и представительной организации? Неужели мал наш вклад в развитие культуры на Смоленщине?

О.Д. Главный наш вклад, конечно, это наши произведения, наши книги. И в их издании помогают литературные премии и субсидии. В нашем альманахе «Сторона родная» каждому из наших писателей предоставляется всего несколько страниц и мы не имеем возможности приглашать авторов из других регионов в обмен на свои публикации в их изданиях, как делает В.В.Макаренков в альманахе «Под часами». Мы скорбим по ушедшим из жизни писателям – членам Союза Российских писателей – В.А.Ивановой, Р.А.Ипатовой, В.С.Баевском. Но без них региональное отделение СРП рискует прекратить свое существование как творческая мастерская. Альманах «Под часами» предстает как коммерческий проект В.Макаренкова, издаваемый за счет регионального бюджета. Администрация, конечно, вправе  финансировать этот коммерческий двухтомник, но мы будем вынуждены поставить вопрос о перераспределении средств для равных возможностей публикации произведений писателей обеих организаций.

Многие из членов нашей организации, пока позволяет здоровье, совершенно бескорыстно выступают на различных культурных и литературных мероприятиях, перед представителями разных возрастов и социальных слоёв, в школах и гимназиях, библиотеках и домах культуры и т.д., и т.п. Этих творческих встреч так много, что только самые значимые отражаются на сайте нашей организации. Наши писатели сеют разумное доброе вечное, служат целям гармонизации и гуманизации в обществе, к чему стремились и наши выдающиеся классики, родившиеся на Смоленской земле.

М.П. Не считаете ли Вы, что если премию А.Т. Твардовского будут чаще получать писатели-смоляне, отечественная литература от этого ничуть не проиграет, а собственно смоленская литература только выиграет?

О.Д. Действительно, другие регионы литературные премии, посвященные знаменитым землякам, направляют, преимущественно, на поддержку своих талантливых авторов. Если плеяда имён смоленских писателей будет увенчана премией им. А.Т.Твардовского, это лишь поднимет престиж смоленских литераторов на всероссийской арене. Думаю, это было бы и целесообразно и этично в отношении местных авторов, составляющих ко всему прочему ещё и электорат.

А если рассматривать на эту премию кандидатуры композиторов и других популяризаторов творчества А.Т.Твардовского, то для этой цели может быть учреждена отдельная номинация. Иначе премия перестанет быть литературной из-за давления тех, кто поухватистей, и утратит свой престиж.

Кстати, здесь уместно поставить вопрос: почему в этом году меня не пригласили на заседание комиссии по премии им. Н.И.Рыленкова, в которой В.Макаренков играет первую скрипку? Премию совершенно справедливо вручили старейшине нашей организации Алфимову Евгению Петровичу к его 90-летнему юбилею. Но руководителя Смоленской областной писательской организации, в которой он состоит, не пригласили на это заседание, я что – не вхожу в состав этой комиссии? Вот где проявляется политика двойных стандартов, которым западная демократия учит своих адептов! Неужели придётся и мне обращаться с открытыми письмами в высшие инстанции? Я всегда старался быть выше этого. Пусть «для потехи разжигают чуть затаившийся пожар», глядишь, и сами в нём сгорят!

интервью провела Мария ПАРАМОНОВА,

заместитель председателя правления

Союза писателей России,

главный редактор сайта sprsmolensk.ru

03.06.2015 | Рубрика: Литературный Смоленск

Оставить комментарий