Михаил Васильевич Исаковский

Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Не закончив курс гимназии, он вынужден был уйти из шестого класса, так как родители не могли оплачивать его обучение. Но в 1914 году в общероссийской газете «Новь» появилось его стихотворение «Просьба солдата», которое отправил в редакцию учитель Михаила. Исаковский совершенствует своё поэтическое мастерство, публикует стихи в смоленском самиздате. Стихотворение «Товарищам», которое было опубликовано в журнале учащихся «Наша заря» в марте 1917 года написано уже более профессионально.  После Октябрьской революции Михаил Исаковский был избран секретарем Ельнинского волостного совета, а в 1918 году вступил в ВКП(б) и с 1919 года начал редактировать городскую газету. В 1921 году переехал в Смоленск,  где работал редактором отдела областной газеты «Рабочий путь», выпустил сразу три небольших книжки стихов «По ступеням времени», «Взлеты», «Четыреста миллионов». Важной вехой в своей литературной деятельности Исаковский считал 1924 год, когда были опубликованы его стихотворения «Подпаски» и «Родное».

Исаковский был одним из инициаторов создания писательской организации на Смоленщине. В «Рабочем пути» Исаковский проработал 10 лет, совмещая литературную деятельность с журналистской, что вызывало недовольство руководства. «Недоволен я новым редактором, – писал он своему другу С. Памфилову. – По отношению ко мне он уже успел дважды применить «экономическую репрессию». Последнюю на днях. Я, как член правления РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей), был на пленуме почти неделю, и редактор отдал приказ, чтобы с меня за эту неделю удержали жалованье, так как я якобы ездил по своему желанию и вообще редакция к этому РАППу непричастна. Я человек мирный и скандалить не люблю, но я с большим удовольствием уйду из редакции, если Литфонд удовлетворит мое заявление… Такие же репрессии и по отношению к литстранице. Она изгнана, хотя формально редактор за литстраницу, но фактически бракует лучшие произведения наших авторов, в том числе и мои… В общем, атмосфера работы нездоровая и нехорошая…». Исаковский связывает свои надежды с литературным признанием в столице.

В 1927 году в Москве была издана книга стихов М.В. Исаковского «Провода в соломе», которую «разгромил» известный в то время критик А. Лежнев. Но за молодого поэта вступился М. Горький: «Михаил Исаковский – не деревенский, а тот новый человек, который знает, что город и деревня – две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну необоримую творческую силу…»

Когда были изданы ещё два сборника стихов: «Провинция» (1930) и «Мастера земли» (1931), получившего известность поэта перевели в Москву редактором журнала «Колхозник».  Сборник «Вдоль да по дороге, вдоль да по Казанке»(1934), вышедший в Смоленске, поэт сопроводил пояснением «Эта книга сложилась в результате повседневного участия в работе газеты политотдела Московско-Казанской железной дороги «Железнодорожный пролетарий», на страницах которой и печатались собранные здесь стихи…», отдавая должное изданию, поддержавшему его литературную деятельность.

Жизнь в столице поначалу была не легкой, настоящая известность и некоторое материальное благополучие пришли к поэту, когда на его стихи были написаны песни – «Дан приказ ему – на запад, ей – в другую сторону», «Провожание», «И кто его знает» и «Катюша». «К сожалению, -писал друг поэта А. Рыжиков, – о причинах, побудивших написать стихотворение «Катюша», Михаил Васильевич ничего не рассказал при жизни. Но он довольно подробно рассказал о том, как создавал его. Первые две строчки «Катюши» были написаны в самом начале 1938 года. Но дальше работа застопорилась. Поэт не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую он заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. И он отложил стихи. Весною в редакции газета «Правда» поэт впервые встретился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Композитор сразу же стал выспрашивать у Исаковского, нет ли у него каких-либо стихов, на которые можно было бы написать музыку. Михаил Васильевич вспомнил про начатую «Катюшу» и передал ее Блантеру. Скоро он забыл об этом, не веря, что из его незаконченных стихов может что-либо получиться. По-другому отнесся к незаконченным стихам композитор, и летом, встретившись с Михаилом Васильевичем, сказал, что музыку «Катюши» он написал, что песня вроде бы получилась, но необходимо дописать слова. Вскоре текст «Катюши» был закончен Исаковским, и песня начала свое шествие…»

Во время Великой Отечественной войны Михаил Исаковский был эвакуирован в Чистополь, где написал знаменитые песни «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои, растуманы», «Огонек», «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету», за которые он в 1943 году был удостоен Сталинской премии. «Вообще поэтом-песенником, как меня теперь называют, я сделался случайно, – вспоминал поэт – Дело было так. Кажется, в 1935 году я пошел в кино в Москве. Киножурнал был посвящен художественной самодеятельности колхозов. Вышел хор, и я услышал, что поют на знакомые мне слова. Я узнал свое стихотворение «Вдоль деревни». Оказалось, что Хор имени Пятницкого взял это стихотворение из школьной хрестоматии и положил на музыку. Затем песня пришла в деревню, где ее запели. Позже я встретился с руководителем хора. Он меня попросил дать ему еще что-нибудь. Я предложил ему стихотворение, которое стало потом песней, – «Дайте в руки мне гармонь, золотые планки». А вскоре появилась моя песня «И кто его знает». Так началась, если можно так выразиться, моя песенная карьера…»

Песни Исаковского пели все, но поэт в послевоенные годы испытывал житейские трудности, о которых писал в 1947 г. дочери от первого (по иным сведениям второго) брака, оставшейся в Смоленске: «Знаешь, Лена, мне иногда бывает так трудно, что и выразить нельзя. Многие почему-то считают, что я все могу, что для меня все открыто. Поэтому и родственники и не родственники, и знакомые и незнакомые считают своим долгом обратиться ко мне. Все просят той или иной помощи. И я даже понимаю это – потому что время сейчас трудное, но все же никому не приходит в голову, что, может быть, мне и самому трудно…Я дошел до такого состояния, что работать уже не могу, работаю очень мало. Всю зиму тяжело больна Лидия Ивановна (жена). Пришел из армии мой старший брат Нил, которому некуда деваться (дом его разрушен немцами, жена убита). А мне его тоже девать некуда. В то же время и махнуть на него рукой нельзя. Надо что-то предпринимать. Таких и им подобных вещей очень много, чересчур уж много. Я пишу тебе об этом потому, что, как говорится, очень уж наболело и хочется высказаться. Но ты ни в коем случае не принимай это на свой счет. Ты – это совсем особое дело, ты моя дочка…» Тяжелая болезнь глаз отягощала часы, проводимые поэтом за письменным столом, поэтому он обдумывал каждое стихотворение устно, вынашивал стихи. Исаковский не устанавливал сроков и не любил, когда его ограничивали во времени. Известно, что специально для фильма он писал стихи лишь однажды – когда с И. Пырьевым и с И. Дунаевским работал над «Кубанскими казаками». Песни из фильма стали всенародно любимыми, последующая критика и забвение картины не коснулось песен. Именно  в связи с песнями «Ой, цветет калина…» и «Каким ты был, таким остался…» чаще всего вспоминают картину «Кубанские казаки».

В послевоенные годы Исаковский занимался переводом стихов с белорусского, украинского языков. «Жизнь его не была безоблачной, несмотря на большое общественное признание, Сталинские премии и все прочее, – писал его давний друг А. Македонов. – Не говоря уже о растущей болезни, о пережитой тяжелой личной утрате, и в литературных делах все не так уж было хорошо. Ведь нашлась в 1948 году целая группа людей, которая выдвигала необоснованные обвинения по поводу стихотворения «Летят перелетные птицы», и только решительное заступничество Фадеева прекратило эти обвинения. И еще больший «иск» был предъявлен некоторыми критиками по поводу стихотворения «Враги сожгли родную хату». Один из критиков писал «Несбывшиеся надежды» воина-победителя искажают облик советского человека, замыкают его в мирок личных утрат и переживаний». Исаковскому пришлось в специальной статье ему отвечать. Стихотворение, однако, долго не включалось в сборники стихов Исаковского…»

Болезнь глаз с годами прогрессировала. Исаковский стал писать фломастером, крупными буквами, чтобы работать над стихами. Композитор Н. Новиков привез из ГДР специально изготовленные для Исаковского большие, тяжелые очки, больше напоминавшие бинокль. Пользоваться ими было нелегко (во всех смыслах), но Исаковский только разводил руками «А что еще придумаешь, если у меня такие глаза». Именно в таких очках мы помним Михаила Васильевича по фотографиям. Жена Исаковского вспоминала: «От напряженной работы его мучили головные боли, уставали глаза. Зрение у него было слабым с детства, но он никогда не щурился. Глаза – карие, чистые, ясные, взгляд всегда внимательный, веселый. С четырнадцати лет он носил очки. Первые его очки были в двенадцать диоптрий. У него была прогрессирующая близорукость. Были неоднократные кровоизлияния в сетчатку глаз, но живыми островками сетчатки он видел, много читал, работал, вел огромную переписку с читателями, с начинающими поэтами, которые присылали ему свои объемистые сочинения. Вел также большую депутатскую переписку. Кому-то надо было выхлопотать пенсию, кого-то определить в дом для престарелых, просить Верховный Суд о пересмотре судимости, помочь в розыске отца, скрывающегося от алиментов. Да мало ли с какими просьбами обращались к нему как к депутату и просто как к известному писателю! Бывали письма и такие прислали слезное письмо достать «спасительное» лекарство. Я объехала все столичные аптеки, аптекоуправление, достала нужное лекарство. Михаил Васильевич сам его упаковал, сам отнес на почту и попросил как можно скорее доставить лекарство в Красноярск, а через некоторое время получил письмо – лекарство не нужно, пришлите песен, тех, что сейчас поют в Москве».

Михаил Васильевич был депутатом Верховного Совета РСФСР четырех созывов, часто выезжал по депутатским делам на родную Смоленщину. За литературную работу он был награжден четырьмя орденами Ленина и Золотой медалью «Серп и молот» Героя Социалистического Труда, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», а так же был лауреатом двух Государственных премий первой степени…»

Умер М.В. Исаковский в Москве в 1973 году.

  • Стихи М.В.Исаковского