Духовенство и образование

Вклад духовенства Смоленской епархии в дело народного образования (Из опыта просветительской деятельности Русской Православной Церкви в провинции во второй половине XIX – начале XX вв.)

Ивочкин Демьян Анатольевич


Смоленская епархия во второй половине XIX – начале XX вв. приняла деятельное участие в развитии начального народного образования в губернии. Создание школ грамотности, церковно-приходских школ под эгидой Церкви самым непосредственным образом сказалось на общем духовно-нравственном состоянии провинциального общества. Искоренению предрассудков и суеверий, грубости нравов способствовало выход на передовые позиции женского образования. Искреннее желание духовенства проводить просветительскую работу во всех слоях общества, сделать книги и журналы общедоступными, способствовало созданию сети народных библиотек и общественных читален, что самым благотворным способом сказывалось на духовном климате Смоленщины.

Smolenskaya diocese in the second half XIX – begin XX vv. took the active participation in development of the initial public education in region. Making the schools to literacy, church-parochial schools under the aegis of Cerkvi the most direct image told on the general spiritual-moral condition provincial society. The Exterpation prejudice and superstition, roughnesses disposition promoted output on leading positions of the feminine formation. The Devout wish clergy to conduct educational work in all layer society, do the books and journals available(for all), promoted creation to network of the public libraries and public reading that the most benefical way told on spiritual climate Smolenschiny.

Смоленская епархия во второй половине XIX – начале XX вв. приняла деятельное участие в развитии начального народного образования в губернии. Сеть начальных церковных школ и приходских училищ стала развиваться в первой половине XIX в. Для поднятия духовно-нравственного образования среди сельского населения в 1844 г. при церквях епархии было введено «катехизическое ученье». К 1852 г. оно производилось при 82 храмах. Кроме того, были сельские училища при двух монастырях (Колочском и Болдинском)1.

На первых порах учебные заведения духовного ведомства открывали и обучали в них детей приходские священники и диаконы, монашествующие, позднее – выпускники семинарии и духовных училищ, не имеющие сана. Нередко сельские священнослужители жертвовали на организацию и содержание школ личные сбережения, сами приобретали учебные пособия и, за неимением специальных помещений, размещали школы в своих домах. Настоятель Троицкой церкви села Мушковичи Духовщинского уезда Нил Медведков открыл в своем доме частную школу и свыше сорока лет содержал ее, одновременно являясь законоучителем и преподавателем. Впоследствии Медведков на личные средства выстроил для нее отдельное здание2. Настоятель храма села Пречистого того же уезда Иоанн Медведков, имея необходимую педагогическую подготовку и опыт преподавания, организовал в своем доме частную школу. Все свободное время отец Иоанн отдавал учебному делу. «Если нужно было его видеть, то иди в школу, там, наверное, найдешь его», – говорили прихожане3. Подобные учебные заведения были и в других уездах Смоленщины4. В 1855 г. в епархии насчитывалась 31 школа при церквях и 16 в домах священнослужителей, в которых обучались 702 мальчика и 45 девочек5.

Церковные школы имели одноклассные программы обучения, утверждаемые Святейшим Синодом, с продолжительностью курса в два года, и двухклассные с четырехгодичным сроком обучения. Основное внимание уделялось преподаванию Закона Божьего, церковного пения и церковно-славянского языка. В учебно-воспитательной работе имелись недостатки. Так, в одном из отчетов того периода по Духовщинскому уезду написано: «Успехи учеников по Закону Божьему, русскому языку и чистописанию удовлетворительны, а в церковно-славянской грамоте и счислению – слабы. Положенные по программе молитвы знают твердо, а перевести их на русский язык и передать их смысл большинство мальчиков не умеют. В диктанте допускают грубые ошибки. Задачи по счислению решают слабо. Особенно успешно преподается церковное пение»6. Отрицательные явления, замеченные в Духовщинском уезде, наблюдались во многих школах губернии. Их причиной являлась не заинтересованность учителей в работе из-за низкой заработной платы и неудовлетворительных условий труда. Присутствовало нежелание духовенства содействовать в тот период становлению начального образования. Это связано с богослужебной нагрузкой, отчетностью перед консисторией и ведением документов церковного делопроизводства, а также преподавание в земских школах и учебных заведениях Министерства народного просвещения. Кроме того, священнослужители в любую погоду исполняли долг душепопечительства прихожан. Много времени отнимали труды по самообеспечению – занятия сельским хозяйством. Ко всему этому добавилось новое бремя – создание и содержание школ, учительство в них, зачастую бесплатное. Первоначально учебные заведения духовного ведомства, не имея постоянного и определенного денежного источника, существовали и развивались случайно. Если епископскую кафедру занимал архиерей, интересующийся школьным делом, появлялся священник, любящий школу – они открывались. В противном случае и уже имеющиеся прекращали свое существование. Так, в 1862 г. в Смоленской епархии числилось около 800 школ духовного ведомства, в которых обучалось до 13185 человек. По указанным выше причинам, а также с увеличением земских учебных заведений и оттоком учащихся в них, через пять лет число школ упало до 113, а к 1880 г. этот показатель дошел до 63 с 810 учащимися7. В 1881-1882 уч. году количество школ распределялось следующим образом. Общее число составляло 26. Из них духовенство содержало 9, количество школ, содержавшихся духовенством с участием приходских попечительств, составляло 12, духовенство совместно с родителями содержало 5. В них обучалось 358 мальчиков и 42 девочки8.

С начала реализации инициированной обер-прокурором Синода К.П. Победоносцевым реформы начального образования в 1884 г. сеть церковно-приходских школ в Смоленской епархии развивалась в русле общероссийских темпов. В 1884 г. число учащихся в начальных школах духовного ведомства было 600 человек9. Но с начала следующего учебного года началось быстрое увеличение числа учащихся в этих школах. Так, в начале 1886 г. подобных учебных заведений было 66, а к концу учебного года их количество возросло до 81. Школ грамоты к началу года было 204, к концу года их количество достигло 270. Всего в 351 учебном заведении духовного ведомства к концу учебного года было 5687 учеников10. Увеличение школ духовного ведомства продолжалось и в следующие годы.

Анализ статистических данных за 1895 г. позволяет определить место Смоленской губернии по числу одноклассных и двухклассных учебных заведений Святейшего Синода среди губерний Московского учебного округа. Показатель первых составлял 5, 93 % от общего числа всех одноклассных училищ округа, тогда как в Московской – 9, 31 %, в Рязанской – 10, 21 %, в Ярославской – 12, 43 % и во Владимирской – 14, 14%. По числу двухклассных ситуация на Смоленщине была более благоприятной. Губерния занимала третье место по Московскому учебному округу – 11, 90%, Московская губерния – 28, 57 % и Владимирская – 16, 67 %11.

Значительный вклад в развитие школ духовного ведомства внес епископ Смоленский Никанор. При его содействии только 1896 г. было открыто 26 учебных заведений. Впоследствии количество церковных школ постоянно увеличивалось.

Еще одним типом начальных народных учебных заведений в рассматриваемый период были школы грамоты. В 1880 г. в Смоленской губернии их насчитывалось 58. После публикации «Правил о церковно-приходских школах» правительство стало проявлять заинтересованность в расширении сети крестьянских школ грамоты. К 1890 г. на Смоленщине их количество достигло 250. В мае 1891 г. вышло Положение, предусматривавшее дальнейшее распространение грамотности на селе путем увеличения сети последних учебных заведений. Школы грамоты создавались по инициативе сельских сходов и финансировались крестьянами. Контроль над школами осуществляли приходские священники. Из-за усиления внимания правящих кругов к данному типу учебных заведений отмечался постоянный рост их численности, и к 1900 г. на территории губернии их насчитывалось более 600. Таким образом, за двадцать лет произошло увеличение числа школ грамоты более чем в 10 раз. Среди губерний Московского учебного округа по данному показателю Смоленская губерния занимала второе место после Владимирской12. Однако впоследствии, из-за ряда причин, происходил процесс уменьшения числа школ грамоты. Динамика развития сети церковно-приходских школ и школ грамоты Смоленской епархии в конце XIX- начале ХХ вв. представлена в помещенной ниже таблице.

Таблица «Динамика развития сети школ духовного ведомства в Смоленской губернии в конце XIX – начале ХХ вв.»

№№

Учебный год

Количество церковно-приходских школ

Количество школ

грамоты

1

1895-1896

173

390

2

1896-1897

199

484

3

1903-1904

315

575

4

1904-1905

328

522

5

1905-1906

325

486

6

1906-1907

327

440

7

1907-1908

331

402

8

1908-1909

526

158

9

1909-1910

534

133

10

1910-1911

534

88

11

1911-1912

524

67

12

1912-1913

521

55

13

1913-1914

533

40

14

1914-1915

532

42

15

1915-1916

537

42

Из приведенной таблицы видно, что после 1903 г. число церковно-приходских школ значительно возросло по сравнению с 90-ми годами предыдущего столетия. Количество же школ грамоты, достигнув в 1904 г. наивысшей отметки в 575, постепенно сократилось, упав до 40 в 1914 г. В 1904 г. начался активный процесс преобразования школ грамоты в церковно-приходские. Анализ источников позволяет выявить этому несколько причин. Во-первых – требование населения повысить качество получаемого образования. По сравнению с церковно-приходскими школами он был достаточно низким. Учителя школ грамоты давали детям самое элементарное образование, учили лишь читать, писать и немного считать. В основном это были грамотные селяне и родственники местного священника. Преподаватели получали за работу мизерное содержание. Социальный состав учителей в начале XХ в. был следующий: 32, 6% крестьян, 30, 4% солдат, по 15, 22 % бывших дворовых и лиц духовного звания, 4, 36 % дворянства и 2, 2 % мещан13. Помещением для школ грамоты служили сельские избы или тесные церковные сторожки. Эти школы не вполне отвечали потребностям населения, а приходские школы, поддерживаемые правительством, были вполне для этого пригодны.

Во-вторых, уменьшение числа школ грамоты было связано с недостаточным финансированием. Их содержание производилось за небольшую плату, вносимую воспитанниками за обучение. Иногда поддержку оказывали почетные попечители. Церковно-приходские же школы регулярно финансировались из казны, и финансирование это непрерывно возрастало, что позволило указанным учебным заведениям стать государственными по источникам финансирования14. К 1917 г. школы грамоты оставались лишь в таких населенных пунктах губернии, где «крайняя нужда заставляла крестьян отдавать своих детей в школы грамоты и где необходимость побуждала школьное начальство мириться с существованием этих школ»15.

Организованные при храмах приходские попечительства содействовали школьному делу. На их средства строились помещения, приобретались учебные пособия и книги, заготавливались продукты и топливо, содержались общежития. Значительную помощь школьному делу оказывало православное братство преподобного Авраамия Смоленского, на местах создавались различные организации вспомоществования учащимся и преподавателям школ духовного ведомства. В 1901 г. при приходской школе села Быково Бельского уезда было открыто Свято-Николаевское попечительство об учениках церковной школы. Основной деятельностью попечительства являлась забота о религиозно-нравственном воспитании детей, содержании школьного общежития, увеличения библиотечного фонда школы, возведение необходимых построек. Кроме того, беднейшие ученики пользовались полным содержанием за счет попечительства, остальные еженедельно получали бесплатно по 12 фунтов печеного хлеба. В 1905-1906 учебном году в школе обучалось 120 человек, 8 из них были на содержании попечительства16. В последующие годы количество детей, содержавшихся на средства попечительства, увеличивалось. В 1908-1909 учебном году их было 917, в 1910 г. – 1218. Подобные попечительства действовали и при других школах духовного ведомства Смоленской губернии19.

В перечне заслуг Русской Православной Церкви в деле развития начального народного образования на Смоленской земле нельзя не отметить стремления духовенства приобщить к грамоте девочек. Доступ к образованию для последних был проблематичен.

Священники во время общения с паствой старались объяснить крестьянам значение образования для их дочерей. Так, после освящения приходской школы в селе Лучеса Ельнинского уезда (1899 г.) священник Л. Максимовский сказал проповедь, в которой призывал прихожан отдать в школу девочек. Основной смысл его проповеди – воспитание будущих жен и матерей20. Подобную мысль высказывали и другие священнослужители. Они считали, что для благо семьи образование девочки гораздо необходимее, чем даже образование мальчика21.

В действовавших в 1896 г. 563 церковных школах (173 церковно-приходских и 390 школах грамоты) девочек обучалось почти в 7 раз меньше, чем мальчиков: 2486 и 15570 соответственно22. К 1904 г., при сохранении численного преобладания мальчиков, разрыв сократился до 3 раз: 9037 и 2730623.

О количестве мальчиков и девочек, обучающихся в церковно-приходских школах и школах грамоты Смоленской епархии в конце XIX – начале ХХ вв. дает представление следующая таблица.

Таблица «Динамика количественного увеличения девочек в школах духовного ведомства Смоленской епархии в конце XIX- начале ХХ вв.»

№№

Учебный год

Церковно-приходские школы

Школы грамоты

Преобладание мальчиков, раз

мальчики

Девочки

мальчики

девочки

1

1895-1896

7682

1527

7888

959

6,2

2

1896-1897

8577

1960

9482

1358

5,4

3

1903-1904

13420

5245

13886

3792

3,02

4

1904-1905

13518

5426

12716

3310

3

5

1905-1906

14104

5932

12532

3677

2,7

6

1906-1907

14339

6014

11645

2996

2,8

7

1907-1908

13559

5786

10257

2735

2,7

8

1908-1909

18563

7499

3753

1009

2,6

9

1909-1910

19902

9935

3033

1090

2,08

10

1910-1911

20050

10272

2020

1012

1,9

11

1911-1912

20705

9842

1584

646

2,1

12

1912-1913

20445

9563

1805

486

2,2

13

1913-1914

20862

10150

849

359

2,06

14

1914-1915

22180

12381

911

482

1,7

15

1915-1916

23012

14124

976

570

1,6

Из представленной таблицы следует, что при численном преобладании мальчиков разрыв между последними и девочками постепенно уменьшался, наиболее активно с 1904 г., достигнув к 1917 г. показателя 1,6 раз. Необычайный наплыв девочек отмечен в отчете епархиального наблюдателя за 1916 г.24, что свидетельствует о доверии крестьян к школе и о желании дать образование девочке, как будущему воспитателю детей в семье.

В целях поддержки женского образования в Смоленской епархии открывались женские церковно-приходские школы и воскресные школы. Женская церковно-приходская школа действовала с 1879 г. при Вознесенском девичьем монастыре Смоленска. Занятия проводились ежедневно, велись предметы по программе начальной школы. Обучение – бесплатное. Предметы: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, русский язык, чистописание и счисление. В ней обучалось около 80 учениц от 7 до 13 лет. Занятия проходили группами в трех классах (от16 до 30 человек). Содержалась школа на средства монастыря, епархиального училища, уездного отделения братства преподобного Авраамия и пособий города25.

В 1893 г. стала действовать женская церковно-приходская школа в селе Сож Смоленского уезда. Она была открыта по инициативе местного священника Д. Конокотина. Главной причиной для открытия этого учебного заведения послужило стремление крестьян обучать девочек отдельно. В первый год количество учениц было 22, впоследствии оно постоянно увеличивалось. Это связано с хорошей постановкой в ней педагогического процесса. К концу XIX в. школа по данному показателю смело соперничала с любой земской школой. Средства на содержание учебного заведения выделяли попечительница Е.П. Сомова, уездное отделение Авраамиевского братства и Смоленское уездное земство26.

Женские церковно-приходские школы продолжали открываться и в последующие годы. Так, в 1897 г. стала действовать школа в селе Покрове-Жиркове Бельского уезда27.

Открытие женских школ, и притом церковных, свидетельствует о высоком образовательном уровне в этих учебных заведениях, а также об осознании и развитии у крестьян практической пользы женского образования для укрепления нравственности и получения необходимых знаний.

Говоря о воскресных школах, следует отметить ряд положений. Необходимость их открытия стала ощущаться уже в 1890-х годах. Несмотря на принимаемые меры к просвещению народа, все равно большинство крестьян оставалось безграмотным. Многие, прошедши курс обучения, возвращались к привычному для них образу жизни, где место книги было минимальным. Праздничное времяпрепровождение народа представляло также много ненормального: карточные игры, пьянство и т.п. Все это указывало на необходимость принятия особых мер к умственно-нравственному оздоровлению общества. Духовенство видело одной из мер открытие воскресных школ. Однако из-за отсутствия на первых порах наличия квалифицированных педагогов тормозило учреждение данного типа учебных заведений – шла комплектация церковно-приходских школ. В начале ХХ столетия, когда приходская школа была укомплектована учителями, и педагогический процесс достиг надлежащего уровня, в Смоленской епархии стали появляться воскресные школы. Первая была открыта в 1901 г. в селе Скугарево Гжатского уезда по инициативе и на средства священника Е. Соколова. Занятия велись по воскресным и праздничным дням. Уроки посещали 20 девушек и одна замужняя женщина. Ученицы учили молитвы, историю церковных праздников, учились читать и считать, в том числе и на счетах. По отзыву заведующего школой, ученицы с усердием относились к учебе. Трудности, возникавшие на занятиях по чтению, письму и счету, благодаря энергии и желанию учиться, постепенно преодолевались28. Школа действовала до 1906 г., когда была закрыта из-за болезни учительницы М. Соколовой. Впоследствии не восстанавливалась.

В 1914 г. в селе Прудках Смоленского уезда появилась воскресная школа. Она состояла из двух отделений, в которых обучалось 64 человека – 1 мужчина и 63 женщины. Из них детей было 4, взрослых – 60. полуграмотных – 9 человек, малограмотных – 55 человек29. В 1915-1916 учебном году количество учащихся в школе достигло 88 человек. Все они были женщины30.

То, что и в воскресной школе Гжатского уезда, и в воскресной школе Смоленского уезда обучались женщины, позволяет отнести их к учебным заведениям духовного ведомства для женщин. Родители не только отдавали девочек в воскресную школу, но и сами охотно посещали ее, так как данный тип учебных заведений функционировал по воскресеньям, и, следовательно, меньше отвлекал женщин от хозяйственных нужд.

Увеличение количества церковно-приходских школ обострило проблему дефицита преподавателей. Для его устранения по благословению Святейшего Синода при семинариях и епархиальных училищах стали открываться образцовые начальные школы. 16 июля 1886 г. Синод утвердил правила образцовых школ. В них основной упор делался на подготовку преподавателей (законоучителей, если школа действовала при семинарии) и учителей (если школа находилась при училище), полностью подготовленных для работы в церковно-приходской школе. Кроме того, образцовая школа должна была быть примером для всех церковных школ той или иной епархии, своеобразным эталоном (образцом, отсюда и ее название), и функционировать она должна была как главная церковно-приходская школа епархии31.

В силу указа, образцовая школа стала действовать и в Смоленской епархии, при духовной семинарии. В конце XIX столетия в ней обучалось больше сотни детей, разделенных на два отделения. Уроки в школе посещали воспитанники последних классов семинарии. В их задачи входило наблюдение за преподаванием законоучителя и учителей школы, изучение постановки школьного дела. Воспитанники шестого класса семинарии принимали непосредственное участие в преподавании. Законоучитель и учителя заранее распределяли семинаристов на уроки, рекомендовали необходимый материал, помогали в планировании занятий. Проводил урок воспитанник самостоятельно в присутствии семинарского преподавателя дидактики, учителя и законоучителя школы, своих однокурсников32.

Таких практических уроков воспитанники семинарии еженедельно давали три по Закону Божьему и девять по остальным предметам. Кроме того, семинаристы по двое присутствовали в образцовой школе, наблюдая за самостоятельной письменной работой учеников, то есть были на протяжении дня ближайшими помощниками учителя.

В конце недели происходил разбор всех проведенных уроков. Каждому практиканту указывались достоинства и недостатки его работы, анализировались методы и приемы обучения, ими примененные.

Представляет интерес воспитательная система образцовой школы при семинарии. Школа была бесплатной, в нее принимались мальчики, в основном, из беднейших слоев населения. Вполне естественными недостатками в их поведении были привычка к сквернословию, неряшливость. Между детьми часто происходили драки, случались кражи. Задачей школы в воспитательном отношении являлось научить детей правилам веры и нравственности, развить в них любовь и усердие к храму, приучить к трудолюбию, бережливости и аккуратности. Этому способствовали чтение и пение молитв, посещение богослужений в Преображенском храме Авраамевского монастыря, где школьники подавали кадило, выносили подсвечники, пели на клиросе. Указанные воспитательные меры принесли свои плоды. Замеченные на первых порах недостатки к концу учебного года сглаживались: «не было случаев кражи даже и мелких вещей, как карандаши, грифели и прочее, не слышно было произношения ругательных слов, обидных прозвищ, не замечалось и неуместных шуток над товарищами, ссор, драк и т.п.»33.

Таким образом, деятельность образцовой школы при семинарии способствовала не только увеличению грамотных преподавателей, приобретавших достаточный практический навык работы в школах духовного ведомства, но и способствовала повышению нравственности ее (образцовой школы) воспитанников.

Однако образцовая школа при семинарии готовила, в основном, законоучителей (т.е. преподавателей Закона Божьего). Между тем, продолжался ощущаться дефицит квалифицированных учителей. В последние годы XIX столетия в Смоленской епархии количество церковных школ стало быстро увеличиваться. Этот процесс потребовал хорошо подготовленных преподавателей не только Закона Божьего, но и общих дисциплин. Для этого 29 ноября 1896 г. при Смоленском епархиальном женском училище была открыта образцовая женская одноклассная церковно-приходская школа34.

Программа школы предусматривала изучение Закона Божьего, церковного пения, церковно-славянской грамоты, чистописания и арифметики. Педагогическую практику проходили ученицы VI класса училища. Занятия его воспитанниц распределялись следующим образом. В течение учебного года, ежедневно, начальница училища вместе с преподавателем дидактики назначали трех учениц для самостоятельной работы в образцовой школе. За весь учебный год воспитанницы занимались в ней пять раз (16-20 уроков по разным дисциплинам). На уроках всегда присутствовал заведующий школы (он же – преподаватель дидактики), контролировавший учебный процесс практиканток, отмечая достоинства и недостатки в их работе. Кроме ежедневных занятий в образцовой школе, ученицы VI класса, для приобретения преподавательского опыта по курсу начальной школы, в воскресные дни трудились в специальной школе, открытой при училище и известной, как Воскресная школа при епархиальном училище35.

Интересен сословный состав учениц, обучающихся в образцовой школе. О нем можно судить из представленной ниже таблицы. Сведения приведены за 1897-1908 гг.36

Таблица «Сословный состав учениц образцовой школы при епархиальном училище»

№№

Год

Крестьяне

Мещане

Дворяне

Духовенство

1

1897

12

7

4

5

2

1898

16

16

12

10

3

1899

21

13

14

3

4

1900

20

13

15

5

5

1902

22

16

11

6

6

1908

18

15

5

5

Всего:

109

80

61

34

Из таблицы видно, что преобладали представители крестьянского и мещанского сословий. Высоким оставался количественный состав дворян. Наиболее низким было количество выходцев из духовного сословия. Это связано с тем, что для духовенства существовали учебные заведения, подчинявшиеся епархии. А наличие дворян свидетельствует о том, что преподавание в образцовой школе было поставлено на достаточно высокий уровень, и представители этого сословия безбоязненно отдавали своих детей в ее стены. Но основное внимание, конечно же, в школе уделялось представителям самого многочисленного сословия – крестьянского.

Кроме образцовых школ при семинарии и училище, дефицит преподавателей снимали учительские школы. Наиболее плодотворной была работа Дровнинской второклассной учительской школы в Гжатском уезде. Она была открыта 11 сентября 1895 г. Деятельность школы преследовала следующие цели: 1) дать местному населению «прочную первоначальную грамотность»; 2) предоставить возможность для всех желающих получить законченное начальное образование; 3) приготовить лиц, способных к преподаванию в церковно-приходских школах и школах грамоты. Кроме того, в задачи школы входила подготовка учащихся к необходимым практическим навыкам, необходимых крестьянам – огородничеству, пчеловодству, полеводству, а также ознакомление с основами ремесла (столярное, сапожное, токарное, переплетное, плетение корзин)37.

Учительская школа состояла из первого класса с четырехлетним курсом, второго класса с двухлетним курсом и учительского класса с трехлетним курсом. В последний принимались юноши всех сословий православного исповедания не моложе 14 лет и не старше 17. Все поступающие в учительский класс должны были иметь свидетельство об окончании курса двухклассной школы, городского или духовного училища38.

Преподавание в школе осуществлялось по программе, утвержденной Синодом для двухклассных приходских школ. В учительском классе, кроме предметов богословского и общеобразовательного блоков, учащиеся изучали основы педагогики. Реализация полученных знаний происходила во время практических занятий в первом и втором классах39.

При школе действовало общежитие, годовая плата за проживание в нем составляла 17 руб. 50 коп. Для способных учеников учительского отделения епархия предоставляла стипендию, с тем условием, что по окончании школы стипендиаты должны были не менее 5 лет отработать учителями в церковных школах40.

В 1907 г., по определению Синода, при Дровнинской школе была открыта женская «церковно-учительская» школа, готовившая учительниц для приходских школ и школ грамоты. В нее принимались девушки в возрасте от 15 до 17 лет, окончившие курс не ниже второклассной школы41.

Нехватку преподавательских кадров также восполняли регулярно организуемые Смоленской епархией педагогические курсы. 10 ноября 1897 г. по инициативе епископа Никанора при архиерейском доме были открыты временные курсы, главной задачей которых являлась подготовка молодежи, по разным причинам не получившей полного образования, но желавшей заниматься преподавательской деятельностью в церковных школах. Помимо указанной цели, курсы готовили младших служителей клира – псаломщиков, так как они зачастую работали учителями на приходах. В первый год работы курсов, в течение 5 месяцев молодые люди изучали Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, арифметику, географию, отечественную историю, пение и основы педагогики (всего 17 уроков в неделю). Кроме того, слушатели курсов посещали церковно-приходскую школу при архиерейском доме и там давали уроки под наблюдением преподавателя дидактики42.

Успех курсов стал очевиден в 1898 г. Прибывших на занятия оказалось так много, что по благословению архиерея было открыто младшее отделение. Старшую группу составили выбывшие из первых классов семинаристы и выпускники духовных училищ. В младшую группу вошли лица, окончившие церковно-приходские школы. Курс изучаемых дисциплин в обеих группах практически не отличался, за исключением того, что в младшей не читался курс дидактики и его слушатели не давали уроков в церковно-приходской школе. В 1898 г. на старшем отделении обучалось 30 человек, на младшем – 2043.

Открытие курсов позволило в короткий срок подготовить не только учителей, но и грамотных псаломщиков. Этому способствовало решение епископа Никанора давать причетнические места по преимуществу учителям церковных школ, а также дальнее продвижение по служебной лестнице с посвящением в сан дьякона тех из них, которые отработали в школе не менее года44. Следовательно, педагогические курсы решали сразу две проблемы – нехватку учителей и кадровый кризис в среде священнослужителей, которые, в свою очередь, не оставляли преподавания, выдвинувшего их на общественную деятельность на благо народного образования.

Таким образом, открытие образцовых и учительских школ, педагогических курсов позволило удовлетворить потребности Церкви в грамотных учителях и младших членах причта, сделавшими их помощниками духовенства на поприще народного образования. Будучи, в основной своей массе, выходцами из сельской местности, знакомые с бытом и обстановкой деревни, с обычаями и взглядами простого народа, выпускники указанных школ без труда вливались в привычную для них среду, исполняя ответственный учительский труд.

Говоря о роли Церкви в развитии начального школьного образования, нельзя опустить и такой важный для сельской местности аспект ее деятельности, как привитие детям ремесленных и сельскохозяйственных навыков. Так, с 1891 г. при церковно-приходской школе села Лосева Духовщинского уезда стали действовать вечерние ремесленные классы. 5 марта 1891 г. епископ благословил обучать детей слесарному, кузнечному и столярному мастерствам45.Ремесленное училище для крестьянской молодежи действовало при Ордынской Поречской пустыни. На средства монастыря в 1892 г. в Иоанно-Предтеченском скиту была открыта церковно-приходская школа с ремесленным отделением, при которой крестьянские мальчики (30 человек) проживали в течение учебного года на полном содержании монастыря. Кроме обязательных предметов курса учащиеся обучались столярному, сапожному и слесарному ремеслам, практикуясь в обительских мастерских46. В последние годы XIX – начале ХХ вв. ремесленные классы появились еще в 11 школах губернии. В основном, это были второклассные школы духовного ведомства. Кроме указанных ремесел, учащиеся изучали переплетное мастерство, плетение корзин, а в женских учебных заведениях воспитанницы занимались рукоделием – вязанием, вышиванием, плетением крючком, кройкой и шитьем. Их работы, по замечанию епархиального наблюдателя священника Сергея Добромыслова, отличали прочность, чистота и изящность. Из образцов работ воспитанницы делали альбомы, использовавшиеся впоследствии в качестве наглядных пособий47. Таким образом, приходские школы не только образовывали своих подопечных, но и знакомили их с основами необходимых крестьянам ремесел.

Распространение духовенством сельскохозяйственных знаний в среде крестьян регламентировалось определением Святейшего Синода от 28 июня-14 июля 1895 г. Синод считал, что сельскому духовенству, как наиболее близко соприкасающемуся с жизнью села, принадлежит одно из приоритетных направлений в просвещении крестьян – ознакомление их с элементарными знаниями по садоводству и вообще по сельскому хозяйству. Для этой цели руководство Церкви находило желательным использовать земельные участки, находившиеся в распоряжении церковных школ. Поэтому, признавая распространение сельскохозяйственных знаний в населении посредством церковно-приходских школ, при содействии сельского духовенства, полезным и желательным, Училищный Совет при Синоде рекомендовал священнослужителям «принять живое и деятельное участие в распространении среди сельского населения сведений по садоводству, огородничеству и сельскому хозяйству, где по местным условиям представится к тому возможность»48.

Анализ источников позволяет утверждать, что сельскохозяйственные знания, как и обучение ремеслам, давали второклассные школы. Председатель Смоленского епархиального Училищного Совета протоиерей Петр Черепнин, анализируя деятельность церковных школ епархии в 1896-1897 учебном году, привел сведения об устройстве в ряде школ Смоленщины сельскохозяйственных занятий. Огородничество, садоводство и пчеловодство изучались в 18 школах Бельского, Гжатского, Ельнинского, Духовщинского, Рославльского, Сычевского и Юхновского уездов Смоленской губернии49. Сельскохозяйственные занятия подразделялись на теоретические и практические. Так, например, в Красносельской школе Духовщинского уезда преподавались садоводство, огородничество и пчеловодство. На теоретических беседах (их было около 60), происходивших в послеобеденные и вечерние часы, учитель объяснял воспитанникам об устройстве фруктового сада и огорода и об уходе за ними. По полеводству – об обработке почв, о посевах злаков и их уборке, о выращивании кормовых культур и о борьбе с вредными насекомыми. На практике учащиеся знакомились с приготовлением земли для питомника, сортировкой, посадкой и пикировкой дичков, прививкой деревьев (на опытах с ольхой и лозой), подготовкой лунок для фруктовых деревьев, уходом за ними в разные времена года50.

Следовательно, преподавание основ сельскохозяйственных знаний, совмещенное с изучением предметов школьного курса, способствовало увеличению объема знаний крестьянства по правильному ведению хозяйства. Немаловажную роль играло здесь соединение образования с традиционным крестьянским воспитанием.

Важным направлением просветительской деятельности Церкви во второй половине XIX – начале ХХ вв. было открытие библиотек. Небольшие книжные собрания издавна существовали при многих церквях и монастырях. Но в основном, это были книги, используемые церковным причтом во время отправления годичного круга богослужений. Кроме них состоятельные приходы приобретали книги и журналы для народного чтения. Епархиальные архиереи рекомендовали и даже вменяли в обязанность всем церквям, за исключением беднейших, ежегодно выписывать по одному экземпляру духовных журналов, с тем, чтобы в каждом благочинии были все наименования журналов для общего пользования. В 1867 г. Святейший Синод, признавая комплектацию приходских библиотек недостаточной и бессистемной, распорядился при приобретении книг поддерживаться утвержденного им списка. Он состоял из трех разделов. В первый входили Ветхий и Новый Заветы на славянском и русском языках, толкование Евангелия, катехизис. Второй был представлен святоотеческими трудами, третий включал сочинения по истории Церкви, объяснение богослужений и жития святых51.

5 февраля 1868 г. Смоленская духовная консистория постановила использовать рекомендованный Синодом список для формирования библиотек при церквях Смоленской епархии52. Но первоначально библиотеки удовлетворяли нужды, в основном, клира и были малодоступны простому населению. И лишь к концу XIX в. постепенно возрастает интерес к открытию общедоступных библиотек, в основном сельских. Стимулирующую роль в этом процессе играли повсеместно создаваемые в епархии церковно-приходские школы.

В мае 1890 г. были утверждены «Правила о бесплатных народных читальнях и порядке надзора за ними». Духовенству отводилась одна из главных ролей по открытию читален. Священнослужители, совместно с гражданскими чиновниками, осуществляли надзор за поступаемой литературой, допуская к формированию библиотечного фонда те издания, которые утверждались Министерством народного просвещения и Синодом. Кроме того, священники, открывшие библиотеку в приходе, должны были следить, чтобы в них не проходили собрания, совещания и другие мероприятия, «чуждые назначению читален или нарушающие в них должный порядок»53.

Утверждение «Правил» повлекло за собой всплеск повсеместного открытия библиотек при церквях Смоленской епархии. Особенно активным этот процесс стал в 1890-е годы. Библиотеки основывались на средства доходов прихода, располагаясь в церковных помещениях – сторожках, приходских школах или в специально выстроенных для этой цели домах54. Наибольшее количество читален было открыто в Смоленском55, Вяземском56, Гжатском57, Духовщинском58, Краснинском59и Рославльском уездах60.

Бесплатные приходские книжные собрания, особенно сельские библиотеки при церквях и церковных школах, многие из которых, особенно в отдаленных приходах, были единственным источником знаний и актуальной информации на селе. Так, благочинный Смоленского уезда протоиерей П. Недачин доносил епископу Петру, что «некоторые книги из церковной библиотеки даются прихожанам для чтения на дом. Из училищных библиотек <…> учителя дают книги и некоторым грамотным крестьянам»61. Характерны высказывания священников о значении сельских библиотек как источников для самообразования крестьянской молодежи. В Юхновском уезде, по свидетельству местного благочинного, «любовь к чтению развита среди местного крестьянства, и оно, за неимением библиотеки (народной), пользуется библиотекой церковной. Библиотеку можно бы открыть в Федотове, заведование поручить священнику, а прекрасное помещение для библиотеки – здание церковно-приходской школы, которое содержалось на средства прихода»62. Подобные сведения предоставляли также благочинные из других уездов63.

Книжные собрания при церквях подразделялись на богослужебную литературу, которой пользовались священнослужители, и собственно библиотечную – книги Священного писания, катехизисы, духовно-нравственную, историческую, хозяйственную, предназначенную для прихожан. Анализ источников позволяет сделать вывод, что крестьяне больше всего спрашивали беллетристику и религиозную литературу. Часто интересовались книгами по естествознанию, историческими сочинениями, читали газеты и журналы64.

Значительным событием в культурно-просветительской жизни Смоленской епархии, свидетельствующим о вкладе священнослужителей в дело народного просвещения, стало открытие в Смоленске публичной религиозно-нравственной библиотеки и при ней читальни. Она начала работу по благословению епископа Феодосия в декабре 1908 г. Первоначально библиотека располагалась в доме Одигитриевской церкви. Архиерей обратился к пастве с воззванием пожертвовать в библиотечный фонд книги, журналы, а также собрать деньги для приобретения литературы и оформления подписки на периодические издания. Интересен тот факт, что епископ Феодосий подарил библиотеке полное издание «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Это сделало библиотеку привлекательной для читателей и способствовало привлечению в нее большего числа посетителей65.

К концу мая 1909 г. книжный фонд был укомплектован, и 31 мая библиотека открылась для посещений. В летнее время количество посетителей было небольшим: в июне зарегистрировано 65 посещений, в июле – 83, в августе – 116. в осенние месяцы библиотеку посетило больше читателей: в сентябре 336, в октябре 52566. Увеличивался и фонд библиотеки. Ко дню открытия он составлял 918 наименований книг, а в январе 1910 г. их насчитывалось 2659. кроме того, в первый же год существования было получено немало периодических изданий: «Смоленский вестник», «Церковный вестник», «Церковные ведомости», «Благовест», «Колокол», «Смоленские епархиальные ведомости», «Русский паломник», «Христианское чтение», «Душеполезное чтение», «Трезвая жизнь», «Странник» и другие67.

На протяжении нескольких лет число читателей постепенно увеличивалось. Пополнялся и книжный фонд. Помещение библиотеки, первоначально располагавшейся в доме Одигитриевской церкви, не могло удовлетворить всех потребностей читателей. Здание было сырым, что особенно заметно становилось осенью. 5 апреля 1911 г. епископ Феодосий предоставил библиотеке в бесплатное пользование на все время ее существования один из домов Троицкого мужского монастыря по Большой Благовещенской улице68.

В начале 1914 г. епархиальное начальство подвело итоги деятельности библиотеки. В течение 1913 г. книги на дом брали 146 смолян. Стало очевидным, что число посещений ежегодно увеличивалось осенью и зимой, и заметно уменьшалось весной и летом. Это связано с тем, что основными читателями были учащиеся многих смоленских учебных заведений. В январе библиотеку посетило 430 читателей, в феврале 524, в марте 534, в июне, июле, августе – 161, 162, 131, в ноябре и декабре, соответственно – 425 и 48269. Следовательно, библиотека была востребована и вносила определенный положительный вклад в культурно-просветительскую жизнь смолян.

Библиотеки, открываемые духовенством, были местом, где священнослужители занимались просветительской деятельностью во внебогослужебное время. Священники старались сделать проповедь духовных ценностей надежной защитой от агрессивных попыток сломать духовное единство русского общества, ослабить его атеистическим сомнением и эгоизмом свободомыслия. Для этой цели организовывались внебогослужебные собеседования и чтения во всех приходах епархии, которые проводили священники, привлекая к себе в помощники дьяконов и псаломщиков. Несмотря на то, что сельские библиотеки были общедоступными, все же одной общедоступности недостаточно. Духовенство стремилось к тому, чтобы содержание книг, собранных в библиотеке, стало понятным для людей малограмотных или совсем неграмотных. Ведь к чтению приобщались не только грамотные, но и те, кто любил послушать чтение вслух. Предметом чтений и собеседований были вопросы, имевшие непосредственное отношение к христианской вере и нравственности. Духовенство объясняло прихожанам содержание молитв, таинств и обрядов Православной Церкви, излагало на доступном простому народу языке события из церковной и всеобщей истории, обличало замеченные в народе суеверия и пороки70.

Во время чтений у слушателей возникало множество различных вопросов. Более всего их занимали рассказы из русской истории, на естественно-географические и бытовые темы71. Нередко чтения вслух сопровождались показом «туманных картин»72. Народные чтения были очень популярны, и крестьяне с охотой посещали их. Количество слушателей достигало 200 человек, временами помещения библиотек не могли вместить всех желающих послушать73. Иногда крестьяне сами читали вслух для своих неграмотных собратьев, тем самым, повышая в их глазах значение книжной культуры.

Таким образом, открытие церковных библиотек во второй половине XIX – начале ХХ вв. на Смоленщине позволило приобщить большое количество представителей различных сословий, особенно крестьян, к книжной культуре, способствовало поднятию их нравственного и интеллектуального уровня посредством распространения полезной книги, предотвращающей духовную неразвитость и необразованность народа. Такая форма просветительской деятельности духовенства среди крестьян, как внебогослужебные чтения, позволила в доступной форме преподносить народу многообразные религиозно-нравственные, исторические и другие знания, заполняя праздничные дни разумным и полезным развлечением. Анализ рассмотренных направлений просветительской деятельности представителей духовного сословия позволяет утверждать, что указанные формы прижились и оказались в полной мере востребованными в то время. Приходские библиотеки стали именно теми культурными центрами, которых не хватало многим поколениям любознательных смоленских крестьян и куда, наконец, они смогли приходить в редкий и короткий свой досуг.

Таким образом, анализ используемых источников показывает, что просветительская деятельность Смоленской епархии Русской Православной Церкви во второй половине XIX – начале ХХ вв. была многогранной и насыщенной. Наблюдался значительный рост школ грамоты и церковно-приходских школ, которые пользовались большой популярностью среди всех слоев населения. Особое внимание обращалось на популяризацию женского образования в этот период, что было прогрессивно и крайне необходимо. Разъяснительная работа духовенства по этому вопросу принесла свои ощутимые плоды. На Смоленщине появилась Образцовая школа, которая решала задачи подготовки педагогических кадров.

На повышение образовательного и культурного уровня жителей Смоленской губернии оказала влияние работа по развитию библиотечной сети, беседы духовенства просветительного и духовно-нравственного характера. Это позволило собрать людей совершенно разных сословий, достатка, образовательного уровня, объединенных искренним желанием помочь делу народного просвещения и нравственного совершенствования.

1Шперк Ф.Ф. Краткий исторический очерк народного образования в Смоленской губернии. / Ф.Ф. Шперк. Смоленск, 1899. С. 60.

2Священник Н.И. Медведков. (Некролог) // Смоленские епархиальные ведомости. 1914. №12. Отдел. неофиц. С. 550-552.

3Клитин А., священник. Отец Иоанн Медведков. (Некролог) / А. Клитин, священник // Смоленские епархиальные ведомости. 1903. №15 Отдел. неофиц. С. 1017-1018.

4Ивочкин Рафаил, иеромонах. Рославльская земля: православные храмы. / Рафаил Ивочкин, иеромонах. Смоленск, 2004.; Он же. Ельнинская земля: православные храмы. Смоленск, 2005; Он же. Поречская земля: православные храмы. Смоленск, 2007; ГАСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 5678 (1854 г.) Л. 1-4.

5Шперк Ф.Ф. Указ. соч. С. 60.

6Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 50. Оп. 1. Д. 3. Л. 24.

7Шперк Ф.Ф. Указ. соч. С. 95.

8Сведения о церковно-приходских школах за 1881-1882 гг. Б.г., б.м. С. 2-3.

9ГАСО. Ф. 1. Оп. 7. Д. 1049 (1884 г.). Л. 61.

10Шперк Ф.Ф. Указ. соч. С. 95.

11Леонтьева Т.М. Развитие региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке. Дисс…канд. пед. наук. Смоленск, 2002. С. 128.

12Там же. С. 129.

13Исторический очерк церковных школ Смоленской епархии к 1909 году. Смоленск, 1909. С. 25.

14Леонтьева Т.М. Развитие региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке. Дисс…канд. пед. наук. Смоленск, 2002. С. 129.

15Отчет о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1914-1915 учебном году. Смоленск, 1916. С. 3.

16ГАСО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 97 (1906 г.). Л. 136-139.

17ГАСО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 139 (1909 г.). Л. 224.

18ГАСО. Ф. 1. Оп. 7. Д. 592 (1910 г.). Л. 333-334.

19ГАСО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 162 (1903 г.). Л. 31.

20Освящение Боровского министерского двухклассного училища, Ельнинского уезда // Смоленские епархиальные ведомости. 1899. № 6. Отдел. неофиц. С. 1104.

21По поводу открытия женской церковно-приходской школы в селе Покрове-Жиркове, Бельского уезда, 12 октября 1897 г. // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. №3. Отдел неофиц. С. 151.

22Краткий отчет о церковно-приходских школах и школах грамоты Смоленской епархии за 1895-1896 уч. год // Смоленские епархиальные ведомости. 1897. №3. Отдел. офиц. С. 136-140.

23Извлечение из отчета о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1903-1904 учебном году. Смоленск, 1906. С. 3-6.

24Отчет о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1915-1916 учебном году. Смоленск, 1917. С. 6.

25Отчет о состоянии женской Вознесенской одноклассной церковно-приходской школы за 1893-1894 учебный год // Смоленские епархиальные ведомости. 1895. №6. Отдел. офиц. С. 217-230; То же за 1894-1895 учебный год // Смоленские епархиальные ведомости. 1896. №4. Отдел. офиц. С. 135-147.

26Сожинская женская церковно-приходская школа // Смоленские епархиальные ведомости. 1895. №7. Отдел. офиц. С. 290-293.

27По поводу открытия женской церковно-приходской школы в с. Покрове-Жиркове, Бельского уезда, 12 октября 1897 г. // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. №3. Отдел. офиц. С. 151-159.

28Извлечение из отчета о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1903-1904 учебном году. Смоленск, 1905. С. 28.

29Отчет о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1914-1915 учебном году. Смоленск, 1916. С. 37.

30Отчет о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1915-1916 учебном году. Смоленск, 1917. С. 26.

31Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, о правилах для образцовых начальных школ при духовных семинариях // Смоленские епархиальные ведомости. 1886. № 16. Отдел. офиц. С. 723-726.

32Назарова А. Образцовые школы при духовных учебных заведениях / А. Назаова // Смоленские епархиальные ведомости. 2005. № 4. С. 43.

33Отчет о состоянии образцовой церковно-приходской школы при Смоленской духовной семинарии за 1895-96 учебный год // Смоленские епархиальные ведомости. 1897. №3. Отдел. офиц. С. 134.

34Отчет о состоянии женской образцовой одноклассной церковно-приходской школы за 1896-97 уч. год // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. № 10. Отдел. офиц. С. 511-512.

35Там же. С. 519-520.

36Отчет о состоянии женской образцовой одноклассной церковно-приходской школы за 1896-97 уч. год // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. № 10. Отдел. офиц. С. 511-512.; То же, за 1897-98 уч. год // Смоленские епархиальные ведомости. 1899. №7. Отдел. офиц. С. 347-358; То же, за 1898-99 уч. год // Смоленские епархиальные ведомости. 1900. №4. Отдел. офиц. С. 178-182; То же, за 1899-1900 уч. год // Смоленские епархиальные ведомости. 1901. №4. Отдел. офиц. С. 179-185; То же, за 1902-1903 уч. год // Смоленские епархиальные ведомости. 1904. №4. Отдел. офиц. С. 203-209; То же, за 1907-1908 уч. год // Смоленские епархиальные ведомости. 1909. № 4. Отдел. офиц. С. 82-86.

37Устав Дровнинской второклассной учительской школы Смоленской епархии, Гжатского уезда, временно утвержденный Св. Синодом // Смоленские епархиальные ведомости. 1896. №15. Отдел. офиц. С. 778-783.

38От совета Дровнинской церковной учительской школы, Смоленской губернии, Гжатского уезда (1901-1902 учебный год) // Смоленские епархиальные ведомости. 1901. №10. Отдел. офиц. С. 505-506.

39Устав Дровнинской второклассной учительской школы Смоленской епархии, Гжатского уезда, временно утвержденный Св. Синодом // Смоленские епархиальные ведомости. 1896. №15. Отдел. офиц. С. 779.

40От совета Дровнинской церковной учительской школы, Смоленской губернии, Гжатского уезда (1901-1902 учебный год) // Смоленские епархиальные ведомости. 1901. №10. Отдел. офиц. С. 505-506.

41От Смоленского Епархиального училищного Совета // Смоленские епархиальные ведомости. 1907. №17. Отдел. офиц. С. 403-404.

42Открытие учительских курсов при архиерейском доме // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. № 23. Отдел. офиц. С. 1294.

43Там же. С. 1295.

44Смоленские епархиальные ведомости. 1897. №7. Отдел. офиц. С. 356; Смоленские епархиальные ведомости. 1898. №17. Отдел. офиц. С. 298.

45Смоленские епархиальные ведомости. 1891. С. 391.

46Гальковский А., священник. Краткие сведения об Ордынской пустыни Поречского уезда, Смоленской губернии // Смоленские епархиальные ведомости. 1896.№ Отдел. неофиц. С. 687.

47Извлечение из отчета о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1903-1904 учебном году. Смоленск, 1906. С. 40.

48О содействии духовенством распространению в народе сельскохозяйственных знаний. Определение Святейшего Синода // Смоленские епархиальные ведомости. 1895. №18. Отдел. офиц. С. 778-779.

49Краткий отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Смоленской епархии за 1896-1897 учебный год. Смоленск, 1898. С. 7.

50Извлечение из отчета о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1903-1904 учебном году. Смоленск, 1906. С. 42.

51Указ Св. Синода от 3 декабря 1867 г. По вопросу о составлении церковных библиотек // Смоленские епархиальные ведомости. 1868. №4. Отдел. офиц. С. 43-47.

52Смоленские епархиальные ведомости. 1868. №4. Отдел. офиц. С. 47.

53Правила о бесплатных народных читальнях и порядке надзора за ними // Смоленские епархиальные ведомости. 1895. №10. Отдел. офиц. С. 392-397.

54ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 296. Л. 1-16.

55ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 301.

56ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 297.

57ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 299.

58ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 307.

59ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 304.

60ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 305.

61ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 301. Л. 16.

62ГАСО. Ф. 7. Оп. 2. Д. 65.

63ГАСО, Ф. 47. Оп. 1. Д. 300. Л. 1-31.

64ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 304. Л. 4-4 об.

65Краткий отчет о состоянии Смоленской публичной религиозно-нравственной библиотеки за 1909 год // Смоленские епархиальные ведомости. 1910. №4. Отдел. офиц. С. 122-126.

66Там же.

67Там же.

68Краткий отчет о состоянии Смоленской публичной религиозно-нравственной библиотеки-читальни, принадлежащей Смоленскому градскому духовенству за 1912 год // Смоленские епархиальные ведомости. 1913. №20. Отдел. офиц. С. 596.

69Смоленская религиозно-нравственная публичная библиотека-читальня // Смоленские епархиальные ведомости. 1914. №2. Отдел. офиц. С. 45-46.

70ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 300. Л. 7-8.

71ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 301. Л. 5-6.

72ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 303. Л. 6 об.

73ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 304. Л. 7.