Творческая автобиография Николая Кеженова

Творческая автобиография смоленского поэта, журналиста и краеведа

Николая Кеженова

Всегда считал и считаю себя коренным смолянином, поскольку с первого года рождения живу на смоленской земле. Правда, родился  на Урале – в городе Троицке Челябинской области ( 4 марта 1950 г.), и в том же году родители перевезли меня на родину отца – в город Рудня Смоленской области. Там и прошли мои детские и юношеские годы, учеба в руднянских школах – восьмилетней и №1.

Сколько себя помню, всегда стремился что-то сочинить или изобразить на бумаге. А складными рифмованными строчками радовал окружающих еще в семилетнем возрасте. Мои литературные увлечения и любовь к чтению поощряли родители – Кеженовы Николай Васильевич и Валентина Дмитриевна. У них в Рудне, в поселке молкомбината, была неплохая домашняя библиотека. И я с удовольствием в отроческие годы перечитывал Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Твардовского, Шолохова, Грина, Беляева, Горького, Лескова… Интерес к творчеству подогревала мама, читавшая наизусть отрывки из «Евгения Онегина», «Бородино», «Железной дороги»… Она знает множество пословиц и поговорок, с удовольствием напевает старинные народные песни, особенно казачьи. Любит читать книги по истории России. Прекрасно владеет эпистолярным жанром, в чем убедились все, кто получал ее письма…

В школе мои творческие опыты одобряла преподаватель русского языка и литературы Екатерина Станиславовна Мельникова, любимая многими учениками за душевность, искренность и великолепное знание предмета. Кстати, ее муж – известный поэт и педагог Петр Мельников тоже интересовался моими делами. А я пробовал себя в разных поэтических жанрах,  небезуспешно занимался и переводами с немецкого. За что даже получил награду на школьном конкурсе в восьмом классе и услышал лестный отзыв мэтра руднянской поэзии того времени Петра Шпакова,  приходившего к нам в школу…

Первые более или менее удачные стихи сложились у меня в 19-летнем возрасте. Эти по-юношески восторженные строчки навеяны размышлениями о гармонии человека и природы. Думаю, их можно было и публиковать. Однако первое стихотворение появилось в печати лишь через пять лет – в областной молодежной газете «Рязанский комсомолец» (1974 ).  К слову, на рязанской земле, где  довелось несколько лет жить и работать в

медицинском учреждении,  меня заметили и оценили как поэта, приглашали на семинары, публиковали и озвучивали строфы на областном радио.

Однажды в наше литературное объединение «Колос» при редакции Сараевской районной газеты «Новый путь» (руководитель – поэт и журналист Евгений Бирюков)  приехал известный на Рязанщине поэт, член Союза писателей СССР Анатолий Сенин. Мы почитали ему наши лучшие стихи и рассказы, он подсказал, как устранить огрехи, в каком направлении надо работать. Вскоре после этого Анатолий Иванович пригласил меня на межобластной поэтический семинар на родине Сергея Есенина в Константинове. Это вдохновило меня на дальнейшие творческие поиски. Очень пригодились тогда советы других рязанских мастеров поэзии – Бориса Шишаева, Анатолия Корнеева, Бориса Жаворонкова, прозаика Валентина Сафонова. «Надо больше писать», – говорили они…

После возвращения на родную Смоленщину познакомился с замечательным поэтом Юрием Пашковым, который в те годы возглавлял областную писательскую организацию. Его тактичные и доброжелательные замечания и подсказки на многое открыли мне глаза. Он даже организовал обсуждение моих стихов на литературном четверге в офисе Союза писателей. Свои пожелания тогда высказали Евгений Аникеев, Евгений Алфимов, Раиса Ипатова, Наталья Егорова, Николай Васьков, Аркадий Сергеев и другие. Позднее хорошей школой для меня стало участие в работе литературного объединения «Родник», начиная с 1980 года – еще до переезда в Смоленск из Гагарина. Параллельно посещал занятия в литстудии «Современник», где давал уроки мастерства популярный поэт Виктор Смирнов. Полезным было и общение с Алексеем Мишиным, Леонидом Козырем, Борисом Простаковым. А в Москве, где часто бывал, встречался с известными поэтами-земляками Владимиром Фирсовым, Владимиром Фомичевым, Алексеем Бодренковым – автором современного Гимна Смоленска.

Постепенно круг моих поэтических тем расширился. Появилось немало стихов, посвященных Юрию Гагарину и другим знаменитым людям Смоленщины. Очень значимой стала тема «Человек в истории Родины». Продолжал также осмысливать место человека в живой природе, тонкости отношений людей друг с другом.  А после того как в 1988 году страна торжественно отметила 1000-летие Крещения  Руси,

на первый план у меня стали выходить духовные стихи: о православной вере, о красоте храмов, о древних традициях и праздниках, о святых людях…

Часть написанного за несколько десятилетий удалось издать в виде авторских книг, но еще просятся в свет очень многие стихотворения. Пока  самый объемистый сборник с названием «Под небом России» был выпущен в 1997 году, к 20-летию моей творческой деятельности. Эта юбилейная дата очень условна и ведет отсчет с того периода, когда я начал активно печататься в периодике. А можно было бы взять другую точку отсчета, начиная, например, с первого написанного стихотворения…

Параллельно со стихосложением занимался журналистикой и краеведением (они взаимосвязаны), повышением своего образовательного уровня. После окончания средней школы в Рудне, в период с 1967 по 1974 год окончил Рязанское медицинское училище и четыре курса 2-го Московского медицинского института (медико-биологический факультет, отделение биофизики). В 1979 году, уже будучи литсотрудником гагаринской

городской газеты «Красное знамя», поступил на заочное отделение факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Диплом по специальности «журналистика» получил в 1986 году. Но на этом учеба без отрыва от основной работы не закончилась. Позднее окончил Высшие экономические курсы при Госплане СССР, курсы экскурсоводов при объединении «Смоленсктурист» и Смоленском пединституте. В 2009 году завершил трехлетнюю заочную учебу на Высших Богословских курсах при Московской православной духовной академии.

Все это очень пригодилось при освещении новых газетных тем и в краеведческих поисках. Еще в гагаринской редакции много занимался воссозданием истории местных предприятий промышленности, сельского хозяйства и строительства. Писал зарисовки и очерки о людях района, вплотную приступил к космической (гагаринской) теме. В Гагарине помогал поэту и прозаику, редактору «Красного знамени» Александру Новикову вести занятия в районном литературном объединении «Орбита», а после ухода из жизни этого одаренного человека в 1979 году продолжил его дело. Будучи секретарем литобъединения, приглашал на занятия известных смоленских и московских писателей. Так, у нас побывали и выступили на занятиях прозаик Вера Звездаева, поэты Борис Простаков и Леонид Козырь (Смоленск), поэт, журналист и публицист, редактор газеты «Московский литератор» Владимир Фомичев и др. Многие участники «Орбиты» часто выступали в Доме культуры, школах, в трудовых коллективах. Особенно активно общался с читателями известный гагаринский поэт Михаил Чекусов.

В 1984 году я переехал в Смоленск и продолжил разработку своих любимых тем  в редакции областной газеты «Рабочий путь». Чаще всего писал о новостях и проблемах промышленных предприятий региона, поскольку работал в отделе промышленности, которым руководил талантливый знаток экономики Евгений Муравьев. В те памятные годы  с благодарностью принимал творческую помощь и доброе отношение журналистов старшего поколения: Ивана Смирнова, Владимира Чернышева, Анатолия Костамыгина, Владимира Усова, Владимира Клочкова, Михаила Великанова, Орика Лонского, Евгения Муравьева, Виктора Крупенькина и других коллег. В начале XXI века учился креативному подходу к газетному делу у Наталии Бондаренко, Надежды Кустовой, Татьяны Марченковой, Анастасии Петраковой, Игоря Красновского, Дмитрия Раичева, Ольги Лисиновой и др.

Невероятно, но факт: еще в советское время в «Рабочем пути» регулярно проходили встречи с митрополитом Кириллом – ныне Патриархом Московским и всея Руси. Запомнились встречи в стенах редакции с космонавтом Алексеем Леоновым. Традиция встреч с интересными людьми продолжилась в редакции в новейшее время. Подобные мероприятия стали для меня хорошей жизненной школой. Весьма полезным было общение на семинарах с коллегами из районных газет: Владимиром Парфеновым и Юрием Поляковым (Вязьма), Петром Шпаковым и Верой Тонн (Рудня), Николаем Мельниковым (Хиславичи), Анатолием Элькиндом (Рославль), Вячеславом Новиковым и Светланой Кокоттиной (Гагарин) и др.

За  почти 40-летний период работы в средствах массовой информации (включая внештатный отрезок времени) опубликовал немало очерков о выдающихся строителях Смоленщины, таких как Вячеслав Косых, Анатолий Жужгин, Юрий Тяпкин, Валентин Бурдин, Николай Савченков, Вениамин Потапов, Анатолий Ковалев и др. Довольно часто писал о лесоводах, к примеру, о Владимире Полуяне и Владимире Потылеве. Вместе с ними подготовил и выпустил книгу «Мир смоленских лесов» ( издательство «Посох», 1998).  Есть многочисленные публикации, посвященные Патриарху Кириллу, космонавту номер один Юрию Гагарину, Михаилу Егорову, академику Василию Новикову, замечательным врачам, художникам, литераторам, педагогам, да и простым рабочим.

К 2012 году мне удалось издать 13 авторских поэтических книг, опубликовать циклы стихотворений в десятках коллективных сборниках и альманахах, а также в журналах, газетах. Мои стихи довольно часто звучали на Рязанском и Смоленском областном радио. Большой зрительский резонанс вызвала телевизионная передача «На теплом пенушке» с моим участием, организованная известным поэтом, журналистом и редактором Раисой Ипатовой. Не обошли вниманием мое творчество и  композиторы Смоленщины: Николай Писаренко, Валерий Михеенков, Анатолий Ткачук, Евгений Фомин, Сергей Кириенков, Виктор Турик и др.

Важными вехами в творческой жизни считаю вступление в 1979 году в Союз журналистов СССР, а в 1994 году – в Союз писателей России. Это дало мне возможность участвовать в столичных творческих мероприятиях, выездных Пленумах СП России, активнее общаться с коллегами из разных регионов страны – писателями, журналистами, краеведами, иметь доступ к общественно значимой информации. Словом, получать «моральные  дивиденды».

В газетном и чисто литературном творчестве всегда руководствовался советом поэта, прозаика и публициста Николая Рыленкова стремиться к «высокой простоте»… В преддверии юбилейной даты – 1150-летия Смоленска мною подготовлен к публикации большой цикл стихотворений, посвященных любимому городу, а также несколько краеведческих очерков. И это считаю очередной заметной вехой своей творческой жизни.

Николай Кеженов,

член Правления областной организации

Союза писателей России,

член Союза журналистов СССР и России,

журналист Смоленской областной газеты

«Рабочий путь»