Иеромонах Даниил Сычев. Заступница усердная. Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» в Отечественной войне 1812 года

«…Ты икону Свою святую Одигитрию от Смоленска в полцы

воинства Российскаго благоволила еси принести и тем вои

православныя воодушевила еси, славную победу им дарова…».

Из акафиста Пресвятой Богородице,

пред иконою Ее, именуемой «Смоленская».

С первых веков принятия христианства на Руси православное воинство сражалось с неприятелем под покровительством чтимых образов Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы уносили от врагов, как важнейшее сокровище. Они сопровождали войска во всех походах и сражениях.

В Отечественной войне 1812 года истинной Путеводительницей Российской армии стала Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Известны два Смоленских образа Пресвятой Богородицы, участвовавших в той великой войне – «Одигитрия», хранившаяся в Успенском соборе и Надвратная.

Смоленская икона «Одигитрия».

Икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия» (с греческого – Путеводительница) – древнейший образ, почитаемый на Руси. По церковному преданию первообраз иконы написан святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы для Феофила, правителя Антиохии. На лицевой ее стороне изображена Богоматерь по пояс. Правая Ее рука лежит на груди, а левой она поддерживает Богомладенца, правой рукой благославляющего, а левой – держащего свиток. На оборотной стороне иконы – Иисус Христос, распятый на кресте. При поновлении иконы к этому изображению добавлены предстоящие у креста Божия Матерь и Иоанн Богослов. Известен размер чудотворного первообраза: ширина – 14 вершков, высота – 1 аршин (64 Х 71 см.).

Сначала икона «Одигитрии» находилась в Антиохии, затем перенесена в Иерусалим, и отсюда в V веке императрицей Евдокией в столицу Византии – Константинополь. Здесь сестра императора Пульхерия поместила святую икону во Влахернский храм. Император Константин Порфирородный, выдавая в 1046 году дочь свою царевну Анну за русского князя Всеволода Ярославича Черниговского, благословил ее этим образом. По смерти супруга и перед своей кончиной, княгиня Анна передала икону «Одигитрии» в благословение сыну Владимиру Мономаху, бывшему с 1097 года удельным князем Смоленским. Он в 1111 году принес в дар образ «Одигитрии» в соборный храм, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы и построенный в Смоленске в 1101-1103 годах. С тех пор икона стала называться Смоленской.

Великий князь Литовский Витовт этой же Смоленской иконой Богородицы благословил свою дочь Софию, супругу великого князя Василия Дмитриевича, которая и отвезла ее в Москву. Там она стояла пятьдесят восемь лет в Благовещенском соборе Кремля. По просьбе преосвященного Михаила, епископа Смоленского, в 1456 году святая икона Богородицы возвращена на прежнее место в Успенский собор Смоленска.

В память о пребывании «Одигитрии» в столице и возвращении Смоленска в состав Русского государства, в 1524 году по благословению великого князя Василия III, на берегу реки Москвы  основан Ново-Девичий женский монастырь. Тогда с первообраза «Одигитрии» для новой обители сделали список, который имеет свою славную историю. По преданию, в начале XVII века во время осады Смоленска войсками Сигизмунда, икона Пресвятой Богородицы перенесена опять в Москву, а оттуда в Ярославль, и возвращена на прежнее место по повелению царя Алексея Михайловича, во второй половине XVII века, после освобождения западных областей России. Позже учредили на 28 июля крестный ход со Смоленской иконой Богородицы. Окончательно установлен во вновь построенном Успенском соборе образ «Одигитрии» 13 сентября 1772 года.

28 июля 1812 года, в день празднования Смоленской иконе «Одигитрии», вокруг городской стены совершен крестный ход с чудотворным соборным образом, возглавляемый правящим архиереем, преосвященным Иринеем (Фальковским).

4 августа, накануне осады французской армией города, епископ Смоленский Ириней благословил ключаря собора В. Соколова взять чудотворный образ Богородицы «Одигитрии» из Успенского собора. Сопровождаемая архиереем, духовенством и множеством горожан икона следовала крестным ходом до села Цурикова, находившегося на Московском тракте (Старой Смоленской дороге).

Отсюда, хранимая владыкой Иринеем, икона Божией Матери проследовала в древнюю столицу нашего Отечества. В Москве Смоленскую икону «Одигитрии» вначале поместили в храме в честь святителя Василия, архиепископа Кесарийского на улице Тверской-Ямской. По благословению епископа Московского и Калужского, Августина (Виноградского) чудотворный образ у ворот храма встречали два архимандрита из столичных монастырей. Затем икону Богородицы крестным ходом перенесли в Успенский собор Кремля, для поклонения горожан. Москвичи, завидев великую святыню, крестились, падали перед ней на колени, взывая: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

В день Бородинской битвы 26 августа 1812 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, преосвященный Августин вместе с епископом Тамбовским и Шацким, Ионою (Василевским) и викарием Грузинским, епископом Пафнутием, крестным ходом обносили Смоленский, Иверский и Владимирский образы Пресвятой Богородицы вокруг стен Белого города, Китай-города и Кремля. По благословению епископа Августина, 31 августа 1812 года, Смоленская и Иверская иконы Богородицы отправлены с духовенством в Лефортово, в госпиталь для поклонения и успокоения тяжело раненных воинов. В своей книге «Русь и русские в 1812 году» писатель XIX века Сергей Михайлович Любецкий, так описывает это событие: «…С умилением, слезами и восторгом встретили воины святыню. Стоны их замолкли. Собрав остатки сил своих, приподнялись они со страдальческого ложа своего; кто двигался на костылях, кто во время молебного пения подползал ближе к иконам, чтобы приложиться к ним или окропиться святою водою».

Перед вступлением французской армии в Москву преосвященный Ириней перевез Смоленский образ «Одигитрии» в Ярославль. Обратно в Смоленск первообраз возвращался через древний город Кашин Тверской губернии.

Для восстановления разрушенной и поруганной неприятелем епархии в Смоленск 19 декабря 1812 года приехал член Священного Синода, преосвященный Феофилакт (Русанов), заменивший епископа Иринея, назначенного на прежнюю кафедру в Киев. Свое служение преосвященный Феофилакт начал у Смоленского образа Пресвятой Богородицы «Одигитрии». Так 24 декабря 1812 года он писал из Смоленска князю А.Н. Голицину: «…Завтра буду встречать икону Богоматери, которую из Белого провожает эконом здешнего архиерейского дома».

25 декабря в день празднования Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа образ «Одигитрии» возвращен в Смоленск, торжественно встречен крестным ходом и установлен в Успенском соборе. Все путешествие Смоленской иконы Богородицы сопровождалось богослужениями в городах и селах встречавшихся на ее пути.  В «Дневнике» о. Никифора Мурзакевича читаем: «По пути пребывала икона: в Болдине монастыре, Вязьме, Гжатске, Колоцком монастыре, Можайске, Рузе, Новом Иерусалиме, Москве (пять дней) и оттоль в Ярославле».

Считается, что один из списков Смоленской иконы «Одигитрии» находился в походной церкви князя Михаила Илларионовича Кутузова в течение всей войны с французами. По его кончине Смоленский образ Богородицы положен в изголовье гроба с останками главнокомандующего, торжественно перевезенными из Бунцлау (Германия) в Троице-Сергиеву пустынь в Стрельне и в Санкт-Петербург. Затем она установлена на стене в Казанском соборе, над гробницей, где погребен М.И. Кутузов. В стихотворении «Перед могилою святой…» поэт Александр Сергеевич Пушкин писал: «В твоем гробу восторг живет!/ Он русский глас нам издает:/ Он нам твердит о той године,/ Когда народной веры глас/ Воззвал к святой твоей седыне:/ «Иди, спасай! Ты встал – и спас».

До октября 1917 года в Смоленском Успенском соборе ежедневно совершалось богослужение. Перед чудотворным образом Богородицы служились молебны, и читался акафист. В 1929 году  богослужение в соборе запрещено и в начале 1930 года в нем открыли антирелигиозный музей, в котором среди множества других образов, перевезенных сюда из других храмов, находилась и Смоленская икона Богородицы «Одигитрия». В начале Великой Отечественной войны первописанная икона «Одигитрии» бесследно исчезла. Осенью 1941 года возобновлено богослужение в соборе, но древнего образа на своем месте верующие уже не нашли. До сих пор местонахождение этой древней, чтимой иконы  Пресвятой Богородицы неизвестно. Существуют несколько версий связанных с пропажей этого образа в период немецкой оккупации 1941-1943 годов. О них можно прочесть в работах иеромонаха Серафима (В.Л. Амельченкова) и В.М. Аникеева.

Надвратная икона Смоленская «Одигитрия».

В 1596-1602 годах для защиты западных границ нашего Отечества, по указу царя Феодора Иоанновича, при участии его ближнего боярина и шурина, а с 1598 года Российского царя – Бориса Годунова, строилась крепостная стена в Смоленске. Наибольшей по высоте 13 саженей (27,74 м.) являлась главная, надвратная (надворотная) Фроловская (Флоровская – в честь стоявшего рядом храма во имя мучеников  Флора и Лавра) башня, поставленная на левом берегу Днепра и прикрывавшая мост и проезд в город из Заднепровья с Московского тракта (Старой Смоленской дороги).

Историк и краевед В.И. Грачев считал, что в 1535 году, по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного, иконописцем Постником Ростовцем, с первообраза Пресвятой Богородицы, находившегося в Смоленском Успенском соборе, написана точная, но в четыре раза увеличенная копия. По версии В.М. Вороновского этот образ заказан Борисом Годуновым. Осенью 1602 года икона Божией Матери «Одигитрии» прислана им в дар смолянам, на освящение крепостной стены. Икону установили в киоте, в специально устроенной нише на Фроловской башне. С первых дней появления в городе этот образ Пресвятой Богородицы, как и тот, который хранился в Успенском соборе, стал для жителей Смоленска особо почитаемым, в дни радости и печали, принося им спасение и утешение.

Во время двадцатимесячной осады города в 1609-1611 годах войсками польского короля Сигизмунда III образ Смоленский Надвратный стал для его защитников верным помощником и опорой. С 1611 года по 1654 год Смоленск находился во власти поляков, исповедовавших католичество. Многие храмы обращены в костёлы, но образ Божией Матери «Одигитрии» остался невредимым. Вероятно, он находился на прежнем месте над вратами или хранился в одном из городских храмов. После освобождения Смоленска, 23 сентября (по другим данным 3 октября) 1654 года царь Алексей Михайлович торжественно въехал в него через Фроловские ворота. Первая благодарственная молитва царя и российского воинства за освобождение Смоленска обращена к иконе Божией Матери «Одигитрии» Надвратной.

Вступивший в 1669 году в управление Смоленской епархией, архиепископ Варсонофий (Чертков-Еропкин), «по указу государеву», в 1673 году привозил  Надвратную икону «Одигитрии» в Москву для восстановления живописного слоя, пострадавшего в войне и от времени. По возвращении в Смоленск образ Божией Матери установлен на прежнем месте на башне.

Фроловская башня, пострадавшая при осадах города в 1611 и 1654 годах, к концу XVII века стояла в полуразрушенном виде. По благословению архиепископа Смоленского Филофея (Грека),  над первым ярусом  разобранной башни (впоследствии – Днепровскими воротами), в 1728-1729 годах поставлен деревянный храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он построен на средства Длотовского, правителя канцелярии Смоленского губернатора Алексея Ивановича Панина. Храм освящен в 1729 году епископом Гедеоном (Вишневским), благословившим установить в нем Надвратный образ Богородицы. В 1793-1800 годах по указанию епископа Парфения (Сопковского) деревянный храм над Днепровскими воротами заменен каменным. К концу XVIII века Надвратная икона Богородицы прославилась многими чудотворениями, как и первообраз «Одигитрии». Поэтому престол храма освящен преосвященным Димитрием (Устиновичем) в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Во время строительства нового храма, с 1793 года чудотворная Надвратная икона «Одигитрии» хранилась во временной церкви, устроенной в доме благочестивого смолянина Ивана Ковшерева. Здесь перед образом Богородицы ежедневно совершалась Божественная литургия.

Построенный Надвратный Одигитриевский храм в праздничные дни не вмещал всех желающих помолиться у образа Пресвятой Владычицы, и в 1811 году епископ Серафим (Глаголевский) благословил губернского архитектора, титулярного советника Михаила Никифоровича Слепнева составить проект перестройки храма и поставить на крепостной стене с запада и востока небольшие одноярусные колокольни. Работы на Одигитриевском храме завершили летом 1812 года при епископе Иринее (Фальковском), но нашествие неприятеля не позволило совершить его освящение. В период строительства нового храма в 1811-1812 Надвратная икона Богородицы хранилась в Благовещенской церкви, стоящей выше, на северном склоне Соборной горы.

Судьба этой иконы Пресвятой Богородицы, как и первообраза «Одигитрии», также оказалась тесно связанной с боевым путем русской армии. Войска 1-й и 2-й Западных армий, соединившись под Смоленском, 4-6 августа 1812 года оборонялись в городе и его окрестностях от превосходящих сил противника. По выходе их из городских стен, икону из Благовещенского храма вечером 5 августа, после всенощного бдения, накануне праздника Преображения Господня, взяли воины 1-й артиллерийской роты капитана Глухова 3-й пехотной дивизии, по распоряжению генерал-майора Алексея Петровича Ермолова, начальника штаба 1-й Западной армии. В своих «Записках» о 1812 годе Ермолов писал: «Я приказал вынести из города образ Смоленской Божией Матери, укрывая его от бесчинств и поруганий святыни. Отслужен молебен, который произвел на войско полезное действие». Вначале икону в сопровождении двух офицеров «с командою» и духовенства перенесли на правый берег Днепра, на Покровскую гору, в Верхне-Георгиевский храм. Здесь в ночь с 5 на 6 августа перед чудотворным образом «Одигитрии» совершен молебен.

В своих «Беседах русского инвалида» Иван Никитич Скобелев, бывший в те дни в Смоленске, и впоследствии состоявший при  главнокомандующем Соединенными армиями М.И. Кутузове в чине капитана, так вспоминал о событиях 5 августа: «Из Благовещенской церкви народ поднял чудотворную икону Смоленской Божией Матери и со всею священною процессиею понес сокровище свое из собора к армии. На городской площади, при большом стечении народа, все остановились, и началось умилительное пение молебна. Только что священник, читавший Евангелие (от Луки), заключил его словами: «…пребысть же Мариам с нею яко три месяца и возвратися в дом свой», – вдруг еще громче загрохотали убийственные орудия. … Икону опять подняли, и понесли, народ с рыданием последовал за нею. «И Ты оставляешь нас, Мать ты наша, Заступница!» – восклицали со стоном и слезами несчастные смоляне».

В воспоминаниях уроженца Смоленщины, офицера Федора Николаевича Глинки читаем: «В глубокие сумерки  вынесли из Благовещенской церкви икону Смоленской Божией Матери. Унылый звон колоколов, сливаясь с треском распадающихся зданий и громом сражения, сопровождал печальное шествие сие. Блеск пожаров освящал оное, между тем, черно-багровое облако дыма засело над городом, и ночь присоединила темноту к мраку и ужас к ужасу». И у него в другом месте: «В это время огня и гибели раздался голос: «Спасайте икону Смоленской Богородицы!» Этот голос вскоре сделался всеобщим кличем и навел начальство на распоряжение к спасению иконы».

По преданию, император Наполеон приказал войскам занявшим город и крепость втащить на балкон Надвратного Одигитриевского храма два орудия и вести из них огонь по русским войскам в Заднепровье.

Об иконе «Одигитрии» вспоминал, находившейся в русской армии во время Смоленского сражения, а затем при штабе М.И. Кутузова, английский военный и политический деятель, генерал Роберт Томас Вильсон: «Когда я обратил внимание на то, какое нравственное впечатление в России произведет оставление «священного города, как Смоленск», главнокомандующий ответил: «В этом отношении я ничего не опасаюсь, об этом я уже позаботился. Пресвятая Дева в безопасности, она уже у нас в лагере. Эта икона единственно придает значение этому городу в глазах русских. Она, в торжественной колеснице, будет постоянно следовать за войсками, и ее будет охранять особенно для того назначенный батальон».

Позже военный историк Александр Иванович Михайловский-Данилевский писал: «Удалилась Божественная Заступница Смоленска, но со стен не сходили русские, спереди гонимые неприятелем, сзади опаляемые пожаром, разлившимся по всему городу».

Священник другой городской Одигитриевской церкви, что на «верхнем рынке» оставшийся в Смоленске, отец Никифор Адрианович Мурзакевич с крестом в руке ходил по городским укреплениям и поощрял русских воинов твердо стоять за родную землю. В своем «Дневнике» 5 августа он записал: «…При выходе армии на Московский тракт, большую икону Богородицы Одигитрии, что в старину стояла на большой Днепровской проезжей башне, взяла с собою 1-я артиллерийская батарейная рота капитана Глухова». Он же 10 августа отметил, что французскими мародерами «вырыт из земли оклад от воротнего образа Одигитрии».

Описание событий происшедших с Надвратной иконой в тот день встречаем и у В.М. Вороновского в его «Отечественной войне в пределах Смоленской губернии».

В день Преображения Господня, 6 августа, чудотворный образ Пресвятой Богородицы обшили холстом и установили «на ходу взорванного зарядного ящика». Далее икона передвигалась с войсками, участвуя во всех событиях и битвах вплоть до освобождения Смоленска. 16 августа, в день празднования Спаса Нерукотворного Образа, Смоленская икона проследовала через древний город Вязьму, мимо стен Предтечева монастыря, где еще в XVII веке соборный храм освящен в честь иконы Божией Матери «Одигитрии».

В селе Царево-Займище Вяземского уезда 17 августа главнокомандующий М.И. Кутузов принял командование над армией и приказал служить перед Смоленской иконой во всех полках молебны, сделав для нее новый киот. Через несколько дней, из села Бородино 22 августа М.И. Кутузов писал Е.И. Кутузовой, своей супруге: «Я, слава Богу, здоров мой друг, и с надеждою на Бога. Армия в полном духе. Солдаты из Смоленска вынесли чудотворный образ Смоленския Богоматери, и сей образ везде сопутствует нам».

В книге «Русь и русские в 1812 году»  С.М. Любецкий сообщал, что 24 августа М.И. Кутузов «осматривая ряды нашего войска и приметя непоколебимое мужество, отразившееся на лицах, солдат, улыбаясь, сказал: «Французы переломают над нами зубы». Он присягнул пред иконою Смоленской Божией Матери, чтобы ни шагу не отступать с этого места».

Накануне Бородинской битвы, 25 августа, по приказу М.И. Кутузова Смоленскую икону носили по всему военному лагерю. Впоследствии Ф.Н. Глинка вспоминал: «Это живо напоминало приготовление к битве Куликовской. Духовенство шло в ризах, кадила дымились, свечи теплились, воздух оглашался пением, и святая икона шествовала… Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить до сытости своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышалось рыдание. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли». Здесь же перед чудотворным образом отслужен молебен. То же событие у С.М. Любецкого: «…вдруг раздалось стройное священное пение стихиры «Заступница наша усердная», по всей армии понесли чудотворную икону Смоленской Божией Матери; русское войско, бывшее дотоле грозным, со смирением и благоговением коленопреклонилось пред нею. Зрелище было трогательное и умилительное; сердца всех, усердно молившихся, переполнились чудодейственною силою желания – сподобиться славной смерти за дорогую Родину». О молебне перед Смоленской иконой накануне Бородинской битвы вспоминал и А.И. Михайловский-Данилевский.

В брошюре изданной приходом Смоленского храма села Бородино выдвинуто предположение, что в ночь перед сражением Смоленская икона находилась в селе Семеновском, «в расположении Главной квартиры командующего Второй Западной армией князя Багратиона». А утром 26 августа 1812 года «2-я бригада Гвардейской пехотной дивизии полковника Матвея Евграфовича Храповицкого (Лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки) и 1-я сводно-гренадерская бригада князя Григория Кантакузена были направлены из своего расположения у Князькова в поддержку сражающихся войск князя Багратиона к Семеновскому. Вскоре отряд остановился, встретив в пути икону Одигитрии. Полковник Храповицкий произнес для всех краткую молитву Небесной Заступнице и повел товарищей на поле смерти. …Во время сражения Смоленская икона Божией Матери находилась у одного из перевязочных пунктов …около Князькова. Здесь перед ней совершалось молебствие. Чередуясь, служили обер-пресвитер (начальник военного духовенства) Первой Западной армии протоиерей Алексий Торопогрицкий, священник Лейб-гвардии Семеновского полка Симеон Наумов, протоиерей Кавалергардского полка Михаил Гратинский, священник Лейб-гвардии Конного полка Андрей Петров и иные, диакон Павел Дашковский».

В день Бородинского сражения наши войска так мужественно, бесстрашно сражались с неприятелем, что позже один из французских офицеров писал: «Русские хотели выполнить сердечный обет, данный накануне перед святою иконою Богородицы, – великий обет «положить свои головы за Веру и Отечество!».

Каждый раз после одержанных побед над неприятелем, перед пребывающей в войсках Смоленской Надвратной иконой, служились благодарственные молебны. С 21 сентября по 11 октября 1812 года образ Божией Матери «Одигитрии» находился с русской армией в Тарутинском лагере, и далее следовал с ней до границы Смоленской губернии. Французская армия покинула Смоленск 5 ноября 1812 года. В это время с 3 по 6 ноября 1812 года происходили бои с неприятелем в окрестностях города Красного, Смоленской губернии, где в 3-й пехотной дивизии еще находилась чудотворная Надвратная Смоленская икона. На прежнее место образ Пресвятой Богородицы возвращен по распоряжению главнокомандующего. Из Красного 7 ноября 1812 года  М.И. Кутузов писал Е.И. Кутузовой: «В Смоленске наш гарнизон. Теперь думаю, как бы отправить туда Смоленскую Богоматерь с хорошим приданным. Жаль расставаться, и третьего дня, во время сражения, стояла за батареей».

В то время временным комендантом города Смоленска назначен командир «летучего отряда» 20-го Егерского полка майор Горихвостов. 10 ноября 1812 года он пригласил к себе члена Смоленской консистории, протоиерея Алексея Васильева, настоятеля Нижне-Николаевского храма, первым возвратившегося в освобожденный город. Он вручил ему пакет, отправленный 8 ноября 1812 года из деревни Добрянка, от генерал-лейтенанта Коновницына – «дежурного генерала всех армий». В нем находилось письмо следующего содержания, приведенное у В.И. Грачева: «Августа 6-го дня сего текущего года, при оставлении войсками нашими города Смоленска, Святая чудотворная икона Смоленской Божией Матери взята была артиллерийскою ротою, командуемую полковником Глуховым, и с того времени возима при полках 3-й пехотной дивизии, кои во всех боях противу неприятеля охраняли оную в рядах своих. Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей, и считали оный благоприятным залогом Всевышняго милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимо было всегда благодарственное молебствие пред иконой. Ныне же, когда Всемогущий Бог благословил Российское оружие, и с поражением врага город Смоленск очищен, я, по воле главнокомандующего всеми армиями, Его Светлости генерал-фельдмаршала Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова, препровождаю Святую икону Смоленской Божией Матери обратно, да водворится Она на прежнем месте и прославляется в ней русский Бог, чудесно карающий наконец кичливого врага, нарушающаго спокойствие народов. С  сим  вместе следуют учиненные образу вклады и приношения – 1809 рублей ассигнациями, 5 червонных золотом и серебра в лому, отбитаго у неприятеля, один пуд». В Смоленск чудотворный образ доставил гвардии поручик драгунского полка Шембель.

Сохранилось воспоминание о торжественной встрече иконы Божией Матери, описанное В.И. Грачевым в брошюре «К истории 1812 года». Протоиерей Алексей Васильев 12 ноября 1812 года отправил генералу Коновницыну рапорт: «10 ноября в воскресный день, в Успенском соборе, оставшемся неразоренном врагами, отправлены были со мною с благовестом в большой колокол часы, по окончании коих стекшемуся во многом числе народу прочтено было Вашего Превосходительства отношение и сделано от меня публичное приглашение к встрече Чудотворной иконы Смоленской Богоматери, которое гражданами выслушано было и принято с радостными и слезными чувствованиями. В половине 12-го часа дня начался в соборе в большой колокол благовест, и продолжался около двух часов.  Когда же господин комендант уведомил меня, что с его стороны, имеющееся в команде его в Смоленске войско,  состоящее из пехоты и казаков, было приготовлено, тогда бывшее в Смоленске духовенство и приехавшие за армиею и полковые священники, извещенные мною для встречи, из означенного собора шло крестным ходом за город вместе с господином комендантом, ведущим вверенныя ему войска. …При  встрече же святой иконы за Молоховскими воротами, начат был духовенством молебен Богородице. Граждане, подняв оную святую икону, понесли в город, за коею следовало и войско. …При вступлении в город в Никольские ворота, было учинено несколько пушечных выстрелов, и в городе во всех церквах производим был колокольный звон. При Троицком монастыре икона встречена и провожена была в собор архимандритом Иосифом, находящимся на пенсии.  Когда же принесена была святая икона к собору, то офицерами войска, находящагося в Смоленске, внесена была в собор, в коем по отправлении молебствия, за разорением врагом той церкви, где она прежде находилась, поставлена, и отправлено было молебствие с коленопреклонением. Во время же пения многолетия всемилостивейшему Государю нашему Императору  Александру Павловичу и всей Высочайшей его фамилии, и всему победоносному Российскому воинству была произведена вторично пальба из пушек и ружей от войска, провожавшаго святую икону до собора, при сем граждане, лобызая святую икону, со слезами приносили благодарственныя молебствия, воздавая Всевышнему своему Милосердному Творцу благодарение за возвращение своей чудотворной Заступницы в город Смоленск». В тот день чудотворная Надвратная икона Богородицы еще раз стала для смолян Благодатной Путеводительницей. Евангельский текст, читаемый на молебне при выносе иконы из города: «Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой», был как бы истинным пророчеством возвращения образа в свой дом, ибо она привезена обратно в Смоленск 10 ноября, почти день в день через три месяца. В десятом икосе акафиста Смоленской иконе поется: «Стена необоримая явилася, Владычице Одигитрие, Твоя икона, егда пришед, аки тигр лют, повелитель дванадесяти язык, град Твой попали огнем и мечем порази его. Тогда убо явилася еси, Царице и Воеводо, посреди воинства христолюбивого носима, и побеже непобедимый, и бысть падение его с шумом».

Отец Никифор Мурзакевич 10 ноября записал в своем «Дневнике»: «…Возвратил воротнюю икону Богоматери командир 1-й батарейной роты г. Вельяминов, встретили с крестным ходом и поставили в теплом соборе, на прежнем месте».

С тех пор установили, ежегодно 5 ноября, по окончании Божественной литургии, в память изгнания неприятеля из Отечества с помощью и заступлением иконы Пресвятой Богородицы Смоленской служить «благодарственное Господу Богу молебствие с провозглашением установленного многолетия и вечной памяти императору Александру  и всем воинам, положившим жизнь свою за Веру, Царя и Отечество». Накануне этого дня в Успенском соборе совершалось всенощное бдение с чтением акафиста перед иконой.

Разоренный Одигитриевский Надвратный храм восстановлен и освящен 2 декабря 1814 года архиепископом Феофилактом Рязанским, в сослужении нового Смоленского епископа Иоасафа. Надвратная икона «Одигитрия» из Успенского собора перенесена в «дом свой» и установлена в  украшенной резьбой сени, между престолами в честь образа Божией Матери «Одигитрии» и Нерукотворного Образа Спасителя. Во второй половине XIX века мастером Леонтьевым для храма написан новый иконостас.

По указу императора Александра от 30 августа 1814 года, в день Рождества Христова – 25 декабря, в память о событиях, установлено ежегодно во всех храмах, в воспоминание об избавлении «Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов и с ними двунадесяти язык», по окончании Божественной литургии приносить особое благодарное молебствие с коленопреклонением, при чтении установленной на сей случай молитвы».

На икону Богородицы 18 мая 1816 года изготовили и установили серебряно-вызолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями, весом около пятидесяти килограмм.

В 1818 году по просьбе командира 1-й артиллерийской роты, 3-й пехотной дивизии Вельяминова, по благословению епископа Смоленского и Дорогобужского Иоасафа (Сретенского), с Надвратной иконы сделан точный список. С этим образом связано чудесное событие, произошедшее 5 июня 1902 года, описываемое у В.И. Грачева. Командир  1-й батареи, 13-й артиллерийской бригады, полковник Никитенко обнаружил, что не выполняется решение офицерского собрания – поддерживать неугасимую лампаду перед образом Смоленской Божией Матери. Он приказал немедленно исправить данную оплошность, что и было исполнено. В это время ему доложили, что во время учений «произошел взрыв передка зарядного ящика, наполненного снарядами», но никто ранений не получил.

5 ноября 1902 года в Смоленске торжественно праздновали 300-летие сооружения крепостной стены и пребывания над ее вратами чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии».

В 1909 году при Одигитриевском храме открыли Смоленскую публичную православную библиотеку и читальню.

В дни празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года у чудотворной иконы установли мраморную доску с надписью: «Икона Божией Матери Одигитрии, при отходе русских войск от Смоленска в 1812 году для спасения от похищения неприятелем, была взята и препоручена 6 августа батарейной №1-го роте 3-й артиллерийской бригады, бывшей под командою полковника Глухова, при которой она возилась на ходу взорванного в сражении у Смоленска зарядного ящика. По прогнании же неприятеля 8 ноября того же года отправлена обратно в Смоленск. Во время кампании 1812 года, когда сохранялась икона, в роте на службе находились: Командир батареи Полковник В.А. Глухов, Шт. капитан И.Ф. Богданович, Поручик А.И. Греч, Подпоручики: М.К. Реан, Г.Г. Сигунов 3, П.Д. Зеленин. Сооружена доска в 1912 году состоящими в батарее на службе офицерами: Подполковником Д.А. Оденцовым, Капитанами: В.И. Игнатьевым, А.М. Цицероном, Шт.-Капитанами: В.Е. Веймарн, В.В. Короевым, Поручиком Д.Д. Туровым, и нижними чинами 1-й батареи 13-й артиллерийской бригады бывшей в 1812 году батарейной №1-го роты 3-й артиллерийской бригады». В настоящее время эта памятная доска установлена в Успенском соборе, на ограждении перед сенью с чудотворной иконой.

С 1929 года Одигитриевский Надвратный храм несколько десятилетий использовался под учреждения культуры. Чудотворную икону Божией Матери передали в музей при Успенском соборе. В  1941-1943 годы образ «Одигитрии» невидимо покровительствовал всем воинам и мирным жителям, находившимся на оккупированной территории.

После утраты первописанной Смоленской иконы ее место в Успенском соборе занял Надвратный образ. С тех пор икона Богородицы находилась в специально устроенной сени, в Успенском кафедральном соборе. С двух сторон ей предстояли ростовые образы молитвенников и защитников Смоленска – воина, мученика Меркурия и преподобного Авраамия.

В 1992 году, после проведенных ремонтно-реставрационных работ в стенах  Одигитриевского Надвратного храма размещены начальные классы Православной гимназии. Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» устроен и освящен на втором этаже гимназии митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси). В мае 1993 года гимназию и храм посетил Патриарх  Московский и всея Руси Алексий II.

В дни празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года чудотворный Надвратный образ Пресвятой Богородицы 8 сентября 2012 года перенесен в Москву.

И в наши дни Смоленская чудотворная икона «Одигитрия» – один из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы в Русской Православной Церкви. Ежегодно в день празднования Смоленской иконе – 28 июня (10 августа) несколько тысяч верующих из многих городов и весей России собираются в Успенском соборе, чтобы почтить этот славный образ Богородицы. Как и наши благочестивые предки, мы верим, «что под Покровом Всемилостивой Царицы Небесной Господь оградит народ наш от всякого зла и тяжких обстояний и исполнит его новыми духовными силами. И мы едиными усты и единым сердцем, обращаясь в усердной молитве к Пресвятой Богородице, умильно взываем: «Аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны».

Литература:

  1. Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006.
  2. Аникеев В.М. Святыни и подвижники Смоленские. Смоленск, 2009.
  3. Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез ея святыя иконы. СПб, 1905.
  4. Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. Смоленск, 2006.
  5. Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленская икона Божией Матери Одигитрии и Надворотный храм, где она находится. Смоленск, 1911.
  6. Грачев В.И. Смоленск и его губерния в 1812 году. Смоленск, 2008.
  7. Записки А.П.Ермолова. 1798-1826 гг. М., 1991.
  8. Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М., 1990.
  9. Глинка Ф.Н. Очерки Бородинского сражения (воспоминания о 1812 годе). Смоленск, 2008.

10.  Санкт-Петербургская епархия. Казанский собор. «АРТДЕКО». СПб., 2001.

11.  Клюшина С.С. Икона Смоленская Одигитрия в истории России. Смоленские епархиальные ведомости, №3, 1999.

12.  Книга глаголемая «Описание о Российских святых». М., 1995.

13.  Любецкий С.М. Русь и русские в 1812 году. Репринт. М., 1994.

14.  Минкин А., Ходченков А. Памятники и памятные места Отечественной войны 1812 года. Смоленск, 1962.

15.  Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны в 1812 году. М., 2008.

16.  Минея. Июль, часть 3. Московская Патриархия. М., 1988.

17.  Московский Новодевичий монастырь. М., 1999.

18.  Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. Смоленск, 2008.

19.  О Тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери. Сретенский монастырь. М., 2004.

20.  Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. «Книжная палата». М., 2000.

21.  Православие, армия и флот России. СПб., 1996.

22.  Русский биографический словарь. Ред. Половцев. А.А. Репринт. «Аспект-Пресс». Т. И-К. М., 1994.

23.  Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. Редактор-составитель И.А. Кочетков. «Индрик». М., 2003.

24.  Смоленское разорение 1812 года. Документы Государственного архива Смоленской области. 1812-1820 годы. «Свиток». Смоленск, 2010.

25.  Фельдмаршал Кутузов. Документы, дневники, воспоминания. Сост. А.М. Валькович, А.П. Капитонов. «Археографический центр». М., 1995.

26.  Царица моя Преблагая. «ИХТИОС». М., 2007.

27.  Храм Смоленской иконы Божией Матери в селе Бородино. М., 2001.