Иеромонах Даниил Сычёв. Священно-церковно-служители и духовные святыни Смоленской епархии в войне 1812 года

«…Неприятель, вошедший в Смоленскую древнюю Российскую Губернию,
опустошает земли, делает все рода насилия жителям
и убивает их, и что еще жесточае, ругается святынею, грабит
церкви и делает из них неприличное употребление. Русские
солдаты должны отмстить злодеям, истребляющим православную
веру их, и Бог будет им помощником».

Из приказа №75 по 1-й Западной армии от 27 июля 1812 года.


Нашествие «Великой» армии на Российскую землю принесло неисчислимые страдания для всех слоев населения. «Просвещенные европейцы», охваченные жаждой наживы не гнушались ничем, что попадалось им на пути. И все русские люди – от высшего общества до простых крестьян, объединились в едином патриотическом порыве против «цивилизованных» мародеров, насильников и убийц. Война за защиту Веры и Церкви стала действительно Отечественной. Не осталось в стороне православное монашество и белое духовенство, предпринимавшее все усилия для сохранения храмов, монастырей и чтимых святынь. Об этом сохранилось множество документальных свидетельств и устных преданий.  Считаем возможным, вспомнить эти источники, так как в публикациях последнего десятилетия предательство нередко возводится в доблесть, мародерство в необходимость, очерняется российское военное руководство и армия, всячески восхваляется неприятель, принесший нашему Отечеству горе и разруху.

Авраамиевский монастырь. Город Смоленск. Авраамиевский мужской  монастырь основан в начале XIII века. Во время наступления неприятеля на Смоленскую крепость он подвергся ожесточенному обстрелу из орудий. «Бомбы и пушечные ядра, во все продолжение атаки, постоянно летали в монастырь, потрясали его стены и убивали мирных иноков, в теплой молитве к Богу, искавших спасения и забывавшим себя и грозившую им опасность». Большое пушечное ядро застряло, не разорвавшись в алтарной стене верхнего этажа соборного монастырского Спасо-Преображенского храма, служа видимым свидетельством яростной и разрушительной атаки французов. Из донесения в декабре 1812 года в Духовную Консисторию настоятеля архимандрита Павла (Сабатовского) известно, что неприятель  полностью опустошил монастырь и обратил его в военный лазарет. Все келии: настоятельские, братские и семинарские заполнили больные, раненые и увечные воины. «Кроткие престарелые иноки, за слабостию телесных сил не успевшие спастись бегством, обязаны были прислуживать им – врагам Церкви и Отечества и, не имея никаких утешений, кроме небесных, ни какой отрады, кроме молитвы несли эту должность для старости нелегкую с истинно-христианскими чувствами, – благодушно, в глубокой покорности промыслу и с полным самоотвержением».  Известны имена двух из них – иеромонаха Филарета и иеродиакона Стефана. После освобождения города, уже в ноябре 1812 года в обители восстановили Богослужение, а в сентябре 1813 возобновили и занятия в Смоленской духовной семинарии. (1)

Троицкий монастырь. Город Смоленск. Свято-Троицкий мужской монастырь основан предположительно в XV веке. Захватив Смоленск французы, «как враги Отечества и Церкви …внесли в этот монастырь мерзость запустения: – в церкви Рождественской в нижнем этаже обобрали, похитили и разорили все, кроме стен; в Троицкой – в верхнем этаже выломили и похитили половину царских врат, богатую золотом и серебром, также престол и жертвенник; в теплой Зачатьевской – похитили и разорили все, кроме трети иконостаса; в келиях братских деревянных разорили и повредили окна, печи, полы и потолки; здания монастырския чрез дорогу деревянныя сожгли до основания, а в каменных оставили только стены; словом, как дикие вандалы, в короткое время обобрали и разорили монастырь до основания, оставив целыми и неповрежденными только четыре братские келии, которыя, по всеобщему единогласному уверению старожилов, обращены были в лазарет для больных неприятельских воинов». (2)

Вознесенский монастырь. Город Смоленск. Вознесенский девичий монастырь основан по повелению великого князя Московского Василия Иоанновича в 1515 году. «Неприятели-французы …взяв Смоленск, сожгли, разорили и разграбили этот монастырь почти до основания: – деревянныя монастырския здания, – келии инокинь и церковь Печерской Божией Матери, за разграблением их предали пламени, а в каменной соборной церкви, и во всех ея приделах расхитили и обобрали совершенно все имущество и богатство, оставленное инокинями, как-то: драгоценные серебренные и золотые оклады на иконах, богатую церковную утварь и ризницу; святотатственная рука их коснулась даже дорогой верхней и нижней одежды на престолах и жертвенниках и катапетасм на царских вратах. …Возвратившись в обитель в конце того же 1812 года игумения и некоторые престарелые инокини не нашли здесь для себя ничего, нуждались в пище и одежде, не имели приюта и принуждены были проживать в разоренных неприятелем, но наскоро несколько исправленных черных избах». (3)

«Молоховские» ворота. Город Смоленск. Враги Отечества разрушили в 1812 году «Молоховскую» надвратную башню крепостной стены. Стоявшую в ней древнюю икону Пресвятой Богородицы чудесным образом спасли, и в 1832 году  при разборке руин ее обрели «невредимою». В 1840 году жители Смоленска «в память избавления от французов и во свидетельство грядущим временам сердечной признательности своей к Государю Императору Николаю I, даровавшему им средства и возможность восстановить утраченные ими в Отечественную войну благосостояния…» решили устроить над руинами «Молоховских» ворот церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм в память о событиях 1812 года построили в короткий срок, освятили и причислили к Авраамиевскому монастырю, а местно чтимую икону Богородицы установили в иконостасе с левой стороны от Царских врат. (4)

Преображенский храм. Село Ново-Спасское. Ельнинский уезд. Каменный храм в честь Преображения Господня построили в 1786 году на средства майора Н.А. Глинки.  В 1812 году владелец усадьбы, капитан Глинка при нашествии неприятеля, «вынужденный удалиться с семейством своим», поручил Преображенский храм «охранению и заботливости» местного священника.  Престарелый отец Иоанн Стабровский «принял близко к сердцу святость своего долга; и, наблюдая за целостию храма, успел вразумить крестьян, обольщенных врагами порядка, и воодушевить в них мужество для борьбы с мародерами». По преданию, 30 августа 1812 года, французский отряд из семидесяти человек окружил церковь, в которой совершалась Божественная литургия. Мародеры «ломились в двери храма, но железные затворы и решетки не поддались их усилиям». По воспоминаниям «Народ, пораженный ужасом, готов был бежать из церкви; но в эту минуту священник вышел из алтаря, остановил бегущих: «Стойте – и молитесь!», сказал он им; «Оружие наше – крест и молитва; силою этого священного меча обратятся в прах нечестивцы, дерзающие возстать на храм Господень». При этих словах французы отступили от Преображенского храма и стали грабить усадебный дом и жилища священно-церковно-служителей. Удовлетворенные найденным имуществом враги покинули село, а отец Иоанн перенес утварь и иконы в безопасное место в лес. «Церковь Божия была спасена неустрашимостию и самоотвержением доблестнаго пастыря». (5)

Духовской храм. Город Дорогобуж. Каменный храм в честь Сошествия Святаго Духа построили в 1711 году по благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Сильвестра. В 1812 году Духовской храм пострадал от неприятеля менее других храмов Дорогобужа благодаря стараниям священника отца Александра Юденича. Французы разрешили ему совершать Богослужение в храме и звонить (стучать) в деревянную доску. После изгнания врагов в храме сохранились: образы Спасителя и Божией Матери, написанные в 1733 году; местно чтимый резной образ святителя Николая; местно чтимая икона Божией Матери Иерусалимская, привезенная в город из Архангельска и стоявшая в часовне еще до строительства Духовского храма; гербовый Указ на владение землею, воздухи шитые серебром и золотом и бронзовое паникадило на сорок восемь свечей, подаренные в храм императрицей Екатериной II. (6)

Храм Богоявления. Город Дорогобуж. Церковь в честь Богоявления Господня построили в 1764  году. В храме хранилась икона Божией Матери, уцелевшая в 1812 году от пожара и простреленная под левой рукой Богородицы неприятельской пулей. Это «место обложено серебряно-вызолоченным кольцом с надписью: «Сия рана получена в 1812 году». (7)

Болдин монастырь.  Дорогобужский уезд. Троицкий Болдин монастырь основан в 1528 году преподобным Герасимом Болдинским. В 1812 году обитель подверглась сильному разорению от французов. «Один инок сего монастыря, Алексий, бывший после 1812 года иеродиаконом, оказал ревность, достойную истинного сына Церкви и Престола. По вступлении неприятельской армии в монастырь один офицер ее, увидев в соборной церкви монаха, сказал ему, требуя от него повторения: «Виват Наполеону!». Монах Алексий смелым голосом отвечал: «Виват Александру!». За такой ответ монах немедленно получил от офицера удар по щеке саблею. Потом офицер опять вскричал: «Виват Наполеону!». Монах вторично отвечал: «Виват Александру!». Тогда офицер опять схватился за саблю, но не ударил, а только с презрением плюнул в лицо монаху».

Соборный Троицкий храм враги ограбили и обратили в тюрьму для пленных русских воинов. Иконы употреблялись французами для устройства себе шалашей. Также они ограбили и осквернили Введенский трапезный храм.

В Троицкой обители хранилась древняя чтимая икона Казанской Божией Матери, которую по промыслу Божию, по изгнанию неприятеля из древней столицы, нашел иеродиакон Владимир «на одной из Московских улиц на кирпичах». (8)

Казанский собор. Город Юхнов. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери построили в конце XVIII века. В нем с 8 июля 1813 года хранился Казанский образ Божией Матери, сопровождавший в походах 1812 года Юхновское ополчение. Образ передан в храм уездным предводителем дворянства С.Я. Храповицким. В нем находился и взятый Храповицким в бою 13 января 1813 года «шелковый, шитый золотом, штандарт», с надписью на французском языке: «Сей трофей, дан за Ваграмское сражение Наполеоном 28-му французскому драгунскому полку». Через сенатора Каверина этот штандарт «повергнут к стопам»  императора Александра I. На древке штандарта выполнили надпись: «В Юхновский Казанский собор к образу Божией Матери, за избавление онаго города и округа. 1812 г. октября 18 дня». (9)

Покровский храм. Село Покров. Юхновский уезд. Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы построили в 1749 году. По преданию, в 1812 году французы разграбили церковь, проломив отверстие в двери, так как не смогли сорвать ее с петель. Дверь с отверстием, как доказательство этих событий хранилась в колокольне храма, о чем свидетельствовал в 1892 году прихожанин Покровского храма, потомственный, почетный гражданин Дмитрий Тимофеевич Жемчужный. (10)

Преображенский храм. Село Лосьмино. Юхновский уезд. Каменный храм в честь Преображения Господня построен на берегу речки Лосьминки в  1758 году. В село 17 августа 1812 года прибыл отряд французских мародеров. «Одни из них бросились в церковь, разбили замки и запоры и всю утварь церковную серебряную забрали, …другие грабили по домам священнослужителей, и что находили нужным, забирали с собою». В храме хранилась местно чтимая Владимирская икона Божией Матери, написанная на холсте, в серебряной ризе. Образ передала в церковь генеральша Коховская в память о спасении имения в Лосьмино от пожара в 1812 году. (11)

Покровский храм. Село Дмитровцы. Юхновский уезд. Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы построили в 1741 году, на высоком берегу реки Угры, в двух верстах от впадения в нее речки Вори, на средства отставного поручика Степана Ивановича Шульца. В нем хранилась местно чтимая Феодоровская икона Божией Матери, «девять вершков высотой и семь вершков шириной». Образ украсили серебряной, вызолоченной ризой, с таким же венцом, в который были встроены драгоценные камни. На оборотной стороне иконы, обтянутой зеленой саржей, сделали надпись: «В знак Божия благоволения и в залог будущих над врагом побед, вручаю сию святую икону 3-му Костромскому пехотному полку. Сергий Епископ Костромской и Галичский. 1812 года, Августа 27 дня». Этот образ пожертвовал в Покровский храм в 1842 году помещик Александр Баринов. (12)

Село Крутая Гора. Юхновский уезд. В 1812 году священник отец Григорий Лелюхин увидел, «…что пятьдесят человек мародеров разбивают двери его церкви и грабят ее. Он бросился по своим деревням и лесам, собрал крестьян и убедил тот час же устроить погоню. Вооружившись топорами, вилами, копьями, крестьяне во главе с отцом Григорием настигли французов на опушке леса, перебили их, а награбленное не только в их церкви, а и во многих других отобрали». (13)

Духовской храм. Село Семлев. Вяземский уезд. В августе 1812 года «…Французы с Наполеоном ночевали в Свято-Духовской церкви. Сам Наполеон спал на престоле в алтаре храма. На иконе Божией Матери говядину рубили и лошади стояли в церкви. Из Семлевского храма Наполеон с войском пошел на Вязьму».  Сохранилось предание о «Наполеоновской стоянке» и при отступлении французской армии от Москвы в ноябре 1812 года. Остановившись в Семлеве, Наполеон выбрал для ночевки каменный Духовской храм, как самое безопасное место. «Внизу в храме были поставлены лошади императора, в алтаре помещался его штаб, а в верхнем приделе, устроенном из хор, обрамляющих церковные стены в виде неширокой галереи, с свободным прозором посреди, устроился сам Наполеон. Колокольня служила обсервационным постом. В тот самый момент, когда пришла первая весть о возгоревшемся Вяземском бое, в Семлевскую колокольню ударило русское ядро, неведомо кем пущенное с севера, со стороны Саввиной горы. Ядро не повредило храма, но все колокола внезапно гулко загудели. Тогда Наполеон с необычайной поспешностью покинул Семлево и двинулся к Славкову».

Французы столько награбили в Москве и других городах и селах разного имущества, что после Вязьмы стали от него избавляться. Об этом писал в своих мемуарах Сегюр: «От Гжатска до Михалевской деревни, расположенной между Дорогобужем и Смоленском, в императорской колонне не случилось ничего замечательного, если не считать того, что нам пришлось бросить в Семлевское озеро вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшение Кремля и крест с Ивана Великого. Трофеи, слава – все те блага, ради которых мы пожертвовали всем, – стали нас тяготить». (14)

Предтечев монастырь. Город Вязьма. Монастырь основан в 1542 году преподобным Герасимом Болдинским. Обитель потерпела от французов такое же страшное опустошение, как и при нашествии поляков в 1612 году. Солдаты неприятеля убили больного и престарелого архимандрита Аполлония. Они разграбили всю ризницу, серебряные оклады с икон, церковную утварь, царские грамоты и библиотеку. «При этом разорении погибло множество чрезвычайно ценных в научном отношении рукописей, царских грамот и разных других документов». Все монастырские храмы и здания сожжены, «остались одни только обгорелыя стены». По преданию,  «…вся братия покинула монастырь. В нем остался лишь старик иеромонах Иоасаф и при нем послушник Иона. Они не пожелали бросить на произвол судьбы свою обитель и решились разделить ее участь. Однако при бомбардировке Вязьмы иеромонаха убили, и послушник отправился к самому Наполеону требовать людей для рытья могилы и погребения старца. Для этого отрядили нескольких гренадеров. …Скромный надгробный камень над могилой Иоасафа, свидетель того духовного богатства, обладателем которого был монастырь в тяжкую годину разорения».

Каменный трапезный храм в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, построенный в 1750 году при архимандрите Венедикте, французы повредили до такой степени, что в 1842 году его пришлось заново переложить с самого фундамента. (15)

Богородицкий храм. Город Вязьма. Каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Иоанна Богослова построили в 1727 году; придел во имя святых Жен Мироносиц пристроили в 1785 году. Незадолго до прихода французов в город, в августе 1812 года, священник Богородицкой церкви отец Петр Кирилловский распорядился «…в огороде вырыть ямы, куда поставлены сундуки с церковной утварью, образами, богослужебными книгами и прочее и все это затем столь тщательно засыпано и замаскировано, что неприятель не напал на этот клад, каковой затем благополучно и был откопан, возвратившимся на свое пепелище Богородицким причтом». От мародеров в Богородицком храме уцелели: образ Божией Матери «Одигитрии», пожертвованный в 1706 году посадским человеком Сидоровым с семьей; Киево-Печерская икона Божией Матери, пожертвованная в 1774 году прихожанином А.В. Кузнецовым; икона святителя Николая чудотворца, пожертвованная в 1778 году купцами П.И. Родителевым и А.К. Фатовым; книга «Апостол в переплете, покрытый зеленым бархатом», напечатанная в 1695 году в типографии Киево-Печерской лавры. (16)

Одигитриевский храм. Село Богородицкое. Вяземский уезд. Каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» построили в 1782 году. По сообщению историка и археолога Е.Н. Клетновой, дворянин Белкин, усадьба которого сильно пострадала от неприятеля, «вооружил своих дворовых и крестьян и нападал на небольшие французские отряды», отступавшей из Москвы неприятельской армии. «Во время одной из стычек Белкину удалось отбить часть французского обоза. В числе вещей оказалась и митра, по местному преданию – митрополита Московского Алексия». Эту ценную святыню передали в Одигитриевский храм, где она и хранилась на хорах. В 1912 году в Смоленское древнехранилище Церковно-археологического комитета поступила фотография от причта села Богородицкое «митры Московского Митрополита Алексия». (17)

Колочский монастырь. Гжатский уезд. Монастырь основан в 1413 году по благословению Можайского князя Андрея Димитриевича. По преданию в 1812 году монастырь укрепили «…русскою артиллериею для удержания французов». Но когда неприятель обошел обитель справа, русские войска оставили его, отойдя по Старой Смоленской дороге. Монастырь стал «достоянием неистовых врагов». Вскоре его посетил император Наполеон и, поднявшись на колокольню, обозрел «положение Бородинских полей». Французы совершенно разорили и опустошили обитель.  Они разобрали и сожгли все деревянные постройки, сильно повредили каменные; осквернили соборный Успенский храм. Богослужение возобновили только в 1816 году. Колочский чудотворный образ Божией Матери иноки спасли, и в 1818 году ему поклонялся при посещении обители император Александр I. Копию иконы император «милостивейше изволил принять» от настоятеля игумена Иоасафа. (18)

Ежегодно в день Рождества Христова в воспоминание об избавлении «Церкве и державы Российския от нашествия галлов, и с ними двунадесяти язык» совершается благодарственный молебен, в ектеньи которого есть такое прошение: «Еще молимся о победоносных вождех и воинех наших, и о всех ревнителех веры и правды, в годину искушения душы своя за братию свою положивших, яко да даст им Царь славы, в день праведнаго своего воздаяния, живот вечный, и венцы нетления, нас же всех в их дусе, и вере, и единомыслии утвердит». (19)

Весь незабвенный 1812 год в сердцах русских были: Бог, Вера и Святыни праотеческие. Каждый воин, каждый гражданин, слыша моления священнослужителей, божественное пение, благословляемый непобедимым оружием Креста, воодушевлялся на   борьбу с врагами Отечества. «Пламенела кровь Русская; летели русские воины с Богом и верою на врага, который осмелился, с оружием в руках вступить в наши родимые поля…». Вспоминая славные события тех лет, сохраним и мы Веру и верность Отечеству, передав их новым поколениям.

Примечания:

  1. РГИА. Ф. 834. Д. 1797. Л. 21об. Л. 22./ Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Рукопись. Середина XIX века.
  2. РГИА. Ф. 834. Д. 1797. Л. 30-30об.
  3. РГИА. Ф. 834. Д. 1797. Л. 37об.
  4. РГИА. Ф.834. Д.1797. Л.22об.-23об.
  5. Грачев В.Н. Смоленск и его губерния в 1812 году. Смоленск, 1912. С. 271-272.
  6. ИИМК РАН (бывш. ЛОИА). Ф. 4. Д. 844. Л. 1-14.
  7. Грачев В.И. Смоленск и его губерния в 1812 году. Смоленск, 1912. С. 260.
  8. РГИА. Ф. 834. Д. 1797. Л. 47- 47об.// ИИМК РАН. Ф. 67. Д. 10. Л. 1об.// Грачев В.И. Смоленск и его губерния в 1812 году. Смоленск, 1912. С. 259.
  9. Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. С-Пб., 1912. С. 344.

10.  ИИМК РАН. Ф. 4. Д. 899. Л. 1-14.

11.  ИИМК РАН. Ф. 4. Д. 898. Л. 1-14.// ЦГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 188.

12.  ИИМК РАН. Ф. 4. Д. 897. Л. 1-14.

13.  Самецкий С. Вера и церковь в 1812 году. Смоленские Епархиальные Ведомости (СЕВ). Смоленск, 1912. с. 1189.

14.  СЕВ.  №4. Смоленск, 1912. С.1203 //Смоленская старина. Вып. II (1812-1912). Смоленск, 1912. С. 415-416.

15.  РГИА. Ф. 834. Д. 1797. Л. 42. // Клетнова Е.Н. Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземского уезда. Вып. I. Смоленск, 1911. С. 53.// Вороновский В.М. Отечественная война 1812 г. в пределах Смоленской губернии. С-Пб, 1912. С. 324.// ИИМК РАН. Ф. Р-3. Д. 5940. Л. 1-15.

16.  ИИМК РАН. Ф. Р-3. Д. 5939. Л. 1-14.// Клетнова Е.Н. Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземского уезда. Вып. I. Смоленск, 1911. С. 49-50.

17.  СЕВ. № 12. Смоленск, 1912. С. 297.// СЕВ. № 13-14. Смоленск, 1913. С. 428.

18.  РГИА. Ф. 834. Д. 1797. Л. 49-50.//  ЦГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 140-140об.

19.  Последование молебных пений. М., 1905. С. 142.