Слово в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Свято-Успенский кафедральный собор, 2023 г.

.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С целью домостроительства спасения рода человеческого Бог создал Святую Церковь. Условно Церковь можно подразделить на Небесную торжествующую и земную воинствующую.

В состав Церкви Небесной торжествующей входят Богоматерь, небесные силы, сонм святых угодников Божиих. Церковь земную воинствующую составляем мы – архипастыри, пастыри и народ Божий. Церковь Небесная вместе с ангельскими силами прославляет Творца, принимает соучастие в Божественной жизни Пресвятой Троицы, возносит молитвы и ходатайства о нас земных пред престолом Божиим.

Церковь земная, совершая миссию по спасению рода человеческого, вместе с тем ведет духовную брань с греховностью и злом мира сего (1Ин.5,19), с духами злобы поднебесной. И для победы в этой духовной брани Церкви в силу искупительных заслуг Сына Божия дана благодатная сила. Церковь – это сокровищница благодатных даров Святого Духа. Ярко излучал эту благодать своей жизнью ныне почитаемый Святой Церковью святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.

В Священном Писании содержится указание на то, что добрый пастырь полагает жизнь свою за овец (Ин.10.11). Таким добрым пастырем в истории Церкви был святитель Николай. Церковь называет его правилом веры, образом кротости и учителем воздержания. На его духовное становление значительное влияние оказал его дядя, епископ Патарский Николай. Он совершил поставление его во чтеца, затем рукоположил в священный сан. По преставлении архиепископа Иоанна, Николай был избран епископом Мир Ликийских.

Как архипастырь Церкви Божией он проявлял попечение о народной нравственности,основывал новые христианские общины, рукополагал священнослужителей,проповедовал слово Божие, заботился о чистоте христианской веры. Но особенно прославился как христианин, любящий Бога и людей. Он жил в эпоху формирования христианских догматов и письменности. В 4-ом веке на Востоке составляли свои богословские и нравоучительные произведения святые каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, святитель Афанасий Александрийский, на Западе – святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, блаженный Иероним и другие.

В это время разразилась арианская ересь. Александрийский пресвитер Арий начал распространять ложное учение о Боге. Он утверждал, что Господь Иисус Христос не единосущен Богу Отцу. Следовал вывод, что Сын Божий Господь Иисус Христос не равночестен Богу Отцу и отрицалась троичность Божества. Для опровержения ереси был созван в Никее в 325 году 1-й Вселенский собор. Дух Божий зримо действует через соборный разум Церкви. На соборе гармонично сочетались образованность отцов и учителей Церкви и их духоносность. Святитель Спиридон Тримифунтский, приводя аналогию из физической жизни с целью раскрытия тайны триединства Божества, взял и придавил кирпич, из него вышел огонь, потекла вода и осталась в его руках глина. Отцы Церкви,в числе которых был святитель Николай, опровергли арианское лжеучение.

В оросах 1-го и 2-го Вселенских соборов выражено учение Церкви о триадологичности Божества. Бог Отец самобытен в Своем существе, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух Святой предвечно исходит от Отца через Сына в мир. В настоящее время за Божественной литургией в храмах поется Никео-Цареградский Символ веры в котором прославляется Троица Единосущная и Нераздельная. Сила веры, добродетельная жизнь, исполнение заповедей Божиих – помогли святителю стяжать благодатные дары Святого Духа. И этой харизмой благодатных даров он щедро делился со своей паствой. Вот что говорится об этом в его жизнеописании.

Когда голод поразил Миры Ликийские, святитель Николай всемерно поддерживал народ, призывал состоятельных людей делиться хлебом с бедными и чудесным образом спас жителей города от голода:он в сонном видении явился к купцу,плывшему мимо Ликии на нагруженном зерном корабле и велел продать зерно в Мирах,купец выполнил поручение.

Отличался архиепископ Николай и своим милосердием по отношению к пасомым, ревнуя о их нравах. Узнав о том, что некогда богатый человек материально обанкротился и для того, чтобы поправить материальное положение замыслил троих дочерей отдать на блудодеяние для спасения от голода, святитель Николай в ночное время трижды подбрасывал в окно дома мешочки с золотыми монетами, тем самым оказал поддержку семье и спас от греховного падения и позора.

Своей молитвой он укротил бурю на море и паломники благополучно прибыли на Святую Землю для поклонения святым местам, связанным с земным служением Господа. Защитил святитель Николай и несправедливо осужденных градоначальником. Однажды он прибыл на место казни троих мужей своего города,освободил их и избавил от смерти. Совершал святитель много и других добрых дел и чудес.

В середине 4-го века он преставился о Господе. Господь прославил святителя Николая:его мощи не предались тлению и на протяжении многих веков источают многоценное милости миро. В слове Божием говорится: «праведники живут во веки» (Прем.5,15). Промыслительно его мощи в 1087 году были перенесены из Мир Ликийских в итальянский город Бари. Они являются источником благодати и великой святыней христианской Церкви. Благодать Божия посредством мощей действует и в наше время,врачуя духовные и физические заболевания. Вот почему к этой святыне никогда не зарастет народная тропа.

Сегодня град Барский радуется, ликует с ним и вся полнота Церкви Христовой по случаю его дня памяти. Паломники из разных стран мира принимают участие в этом торжестве. Святитель Николай является молитвенником и скорым заступником за всех обращающихся за помощью к нему.

Попросим и мы с вами, братья и сестры, святителя Николая, дабы его молитвенным предстательством Господь благословил миром землю нашу, ниспослал бы в семьи наши любовь и согласие, пастырям Церкви даровал ревность о славе Божией, народу – преданность святому Православию, любовь к идеалу святости и Отечеству.

Аминь.