События

Издана книга о Надвратной Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»

В 2017 г. в издательстве «Свиток» (г. Смоленск) вышла в свет научная монография «Возрожденная святыня. Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»». Авторами книги являются: иеромонах Рафаил (Ивочкин), кандидат исторических наук, кандидат богословия, председатель Смоленского областного краеведческого общества, член Союза писателей России; Л.А. Щенникова, кандидат искусствоведения; С.В. Волкова.

Коллективная монография стала результатом исследований, проведенных специалистами Государственного научно-исследовательского института реставрации, Смоленской епархии, Смоленской Православной Духовной Семинарии и Смоленским областным краеведческим обществом. Исследование повествует не только о почитании одной из великих святынь России и Смоленщины – чудотворной Надвратной иконы Божией Матери «Одигитрии», но и о реставрации этого крупного и сложного по сохранности памятника русской иконописи. Научная реставрация чтимой святыни, сопровождавшаяся всесторонним технико-технологическим исследованием, явилась эпохальным событием, сопоставимым с реставрацией таких великих древних чудотворных икон как «Богоматерь Умиление Владимирская» из Успенского собора Московского Кремля (ныне в церкви Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее) и «Богоматерь Знамение» в Софийском соборе Великого Новгорода.

Чтимая Надвратная Смоленская икона сопоставима с величайшими чудотворными образами Пресвятой Богородицы по истории почитания. По сравнению с древнейшими чудотворными иконами – «Владимирской» и «Знамением», созданными в XII веке, история Надвратной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» насчитывает всего лишь четыре столетия. Но показательна удивительная взаимосвязь святынь: когда былая слава великих древних образов становилась не столь явной в новое время, возрастала слава и почитание их младшей сестры Смоленской иконы, достигшей своего апогея после Отечественной войны 1812 года.

Результатом напряжённого труда ученых стала не только бережная реставрация чудотворного образа, но и введение в научный оборот ранее неизвестных данных об этом малоизученном памятнике древнерусской живописи. Комплексное изучение иконы позволило установить последовательность изменений ее внешнего облика и сопоставить полученные данные со свидетельствами исторических источников. В результате исследования удалось выявить материалы и особенности техники письма подлинных участков изображения, хронологически совпадающих с традицией русского иконописания начала XVII столетия.

Цель книги, изданной по инициативе и благословлению Святейшего Патриарха Кирилла, – достойно почтить Божию Матерь, соизволившую возродить Её святую Надвратную икону, запечатлеть это выдающееся событие в жизни Русской Православной Церкви и отечественной духовной культуры в веках истории.

В первой и второй главах книги рассматриваются исторические источники и публикации, рассказывающие о почитании святыни в XVII–XXI столетиях. В третьей главе представлены материалы научной реставрации иконы, наглядно показывающие все этапы её послойного раскрытия.

Авторы надеются, что многолетний труд специалистов-реставраторов и исследователей-историков, вложенный в общее дело сохранения, прославления и изучения истории святынь русской духовной культуры, найдет живой отклик в сердцах почитателей Надвратной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии», поможет глубже вникнуть в её непростую историю, неразрывно связанную с судьбой многострадального славного города Смоленска, позволит лучше понять и полюбить её новый возрожденный облик, овеянный славой минувших времен.

Монография предназначена для широкого круга читателей: историков, искусствоведов и всех, интересующихся историей Смоленской земли с ее святынями.

Фестиваль «Катюша» на Угре – 2017

У Всходовского сельского Дома культуры встречают «хлебом-солью» гостей из Союза писателей России и библиотек Смоленска. В делегацию вошли: председатель Смоленской областной организации Союза писателей России Олег Дорогань, поэт и журналист Владимир Королёв, писатель Крячун Александр. От Союза Российских писателей присутствовали Елена Орлова, Вадим Удальцов и Сергей Подольский. Библиотеку имени Твардовского представили Ирина Малащенкова и Ольга Артамонова. От областной юношеской библиотеки прибыла Григорьева Ольга.

Поляна на берегу реки Угра  свободно разместила около тысячи человек. На ней расположилась ярмарка сельскохозяйственной продукции, частных подворий и народных умельцев, прибывших из соседних районов. Длинные ряды современных балаганов приглашали отведать местные яства и приобрести сувениры, красивее которых нет на всей планете.

Самыми почётными гостями были ветераны войны: Соколов Иван Васильевич, окончивший войну в Чехословакии в звании капитана и Бычков Пётр Афанасьевич. Будучи подростком, он сумел выбраться из горящего дома, в котором фашисты сожгли жителей его деревни. Пётр Афанасьевич остаётся последним живым свидетелем зверств гитлеровцев на Смоленской земле.

Открыла фестиваль Глава Угранского района Наталья Сергеевна Шишигина. Она напомнила, что сегодняшний праздник совпал с Яблочным спасом. А выступивший следом протоирей местного храма Валентин Зенькин, благословил всех, пожелав светлого пути в жизни.

После вступительных речей представителей администраций зрителей ждал сюрприз. Из Казани специально на фестиваль прибыл певец и композитор Олег Лихачёв, чтобы исполнить впервые перед гостями праздника песню «Русской женщине», на слова Михаила Исаковского, написанные в 1944 году. Она прозвучала гимном стойкости матерям, невестам и жёнам, ждавших своих родных и любимых, шепча не целованными губами, четыре года их имена. Некоторые зрители в платочках смахивали слёзы.

Василий Леонов, известный поэт, уроженец этих мест, живущий в Москве, ежегодно посещает фестиваль. Он передал всем собравшимся привет от руководства Союза писателей России и прочитал несколько стихотворений. Он словно дышал строками своих творений, где звучала любовь к родным местам.

Выступления Председателя правления Смоленской областной организации Союза писателей России Олега Дорогань и других писателей Смоленщины зрители встретили оживленным одобрительным шумом и рукоплесканиями. На фестивале выступили поэт и журналист Владимира Королёва, писатель-историк Орлова Елена, поэт Сергей Подольский, прозаик Александр Крячун  и молодой поэт, самый близки земляк Исаковского Андрей Беляев.

Ансамбль песни «Катюша», в вызывающе красивых нарядах, от которых самому хотелось петь, исполнил песни на слова Михаила Исаковского. Зрители, которые с детства воспитаны на творениях своего земляка, подпевали так, что было не разобрать, чей  хор громче поет. В заключении местные «звёздочки» Алёна Федоренко и Манижа Аминова, которые не единожды были победителями на престижных конкурсах и фестивалях России, пели так, что зрители рукоплескали на «бис» и бросали им под ноги полевые цветы.

Заключительным аккордом этого удивительного дня для смоленской писательской делегации было купание в прохладной воде реки Угра.

Александр Крячун

Фото автора

Поле памяти писателей-воинов

По дороге от Смоленска до Родины Исаковского – Всходов, по обеим сторонам дороги стоят обелиски. Их много: величественных, скромных, больших, малых, бетонных, каменных, железных, деревянных. Со звёздами и крестами – это единственные места, где соседствуют эти два символа. О Вяземском «Поле памяти», которое находится близ Красного Холма, написано: « Есть на Вяземской земле поле, которое никогда не сеют, никогда не обрабатывают… Это место, где во время войны, подразделения Красной Армии сражались с врагом…». Если все поля России, где проходили сражения, назвать «Полями памяти» — нам негде будет сажать хлеб! Если объявить по каждому погибшему в Отечественной войне «минуту молчания» – планета погрузится в тишину на 50 (пятьдесят) лет!

«Поле памяти» у Красного Холма особенное для писателей всей России. Именно здесь погребены воины «Писательской роты», которая попала в окружение под Вязьмой в октябре 1941 года. Из шестидесяти обречённых дивизий, одиннадцать – были «народного ополчения», состоящие из художников, музыкантов, писателей, учёных, преподавателей, студентов…

«…Мне двадцать восемь лет, и я здесь один из самых молодых. Моложе меня из литераторов, наверное, только Данин и Казакевич…» - это строки из книги Бориса Рунина «Записки случайно уцелевшего», в которой рассказывается о «Писательской роте», входящей в 22-й стрелковый полк, 8-й Краснопресненской дивизии, сформировавшейся в Москве и начавшей воевать в июле 1941 года как «дивизия народного ополчения». Эти трое: Рунин , Данин и Казакевич уцелели, закончили войну и продолжили писать.

Восстановлен ещё не весь состав «писательской роты». Борис Рунин приводит в книге пятьдесят одну фамилию писателей, поэтов, драматургов. Двадцать девять человек из этого числа остались в различных «полях памяти», некоторые из которых не имеют своих могил. На захоронении в Красном Холме открыты ещё четыре имени, которые не названы Борисом Руниным.

Не было бы этого «Поля памяти» у Красного Холма. Не было бы нового витка возврата из небытия «писательской роты», если бы не вяземский журналист и писатель Владимир Христофоров, о котором смоленский поэт и журналист Владимир Королёв пишет так: «В 1994 году под Вязьмой поисковики нашли железный ящик, в котором находились документы политчасти 22-го стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения. Материалы были переданы для расшифровки Христофорову. Выяснилось, что под Вязьмой воевала единственная в мировой истории войн «писательская рота». В её списках значился автор «Волоколамского шоссе» и «Нового назначения» Александр Бек; будущий автор многострадального романа «Жизнь и судьба» Василий Гроссман; поэт Борис Слуцкий и автор знаменитой повести «Звезда» Эммануил Казакевич; один из основателей журнала «Огонёк» Ефим Зозуля; писатель Даниил Данин, описавший поражение под Вязьмой в книге «Бремя стыда»; автор исторических книг Георгий Шторм; Глеб Глинка – потомок знаменитого смоленского рода Глинок, а так-же наш земляк Иван Жига – инициатор создания журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент»…

На Красном Холме лежат все вместе: трактористы, музыканты и писатели – солдаты войны…

Крячун Александр

Фото автора

20.08.2017 | Рубрика: Писатели России | Комментариев нет | Метки:

На фестивале славянской культуры в Гнездово

Член Союза писателей России Александр Крячун поделился с нашим сайтом своими впечатлениями от фестиваля исторической реконструкции и славянской культуры «Гнёздово», состоявшимся 12-13 августа 2017 г. под Смоленском:

Утро фестиваля в Гнёздово

Утренняя стынь прижимала дымы тумана к влажной траве. Запах не сбитой с кустов росы мешался с трепетным ароматом лёгких цветов и терпкостью свежедоенного молока, приносимого сквозь лес из недалёких Козьих гор. На территории Исторической ярмарки, в деревянной клетке квохтали куры и петух старался разбудить утро. Солнце просверливало плотный воздух и прямыми лучами трогало стены выцветших шатров, пытаясь взбодрить почивавших ратников и мастеровых. Щиты и копья лежали у входа в жилища. Впечатление стало более завораживающим, когда проснувшиеся жители выходили в льняных белых одеждах и умывались из корчаг студенистой водой. Птицы, главные стражи тишины, щебетали не очень громко, будто боясь растревожить утреннее пробуждение.

Участники фестиваля, как и подобает жителям того давнего времени, спали на звериных шкурах, укрываясь самоткаными одеялами из овечьей шерсти. Из леса доносился хруст ломаемых веток и стук топоров – шла заготовка топлива. Вскоре возле шатров запылали костры. На треножниках, в котлах закипела вода, вываривая утренний завтрак.

Даже трудно представить, что через некоторое время в этот утренний лес начнёт стекаться народ для обозрения великолепных зрелищ, которые шестой раз покажет фестиваль исторической реконструкции и славянской культуры «Гнёздово». Заполнятся тропки и дороги людской массой. Выстроятся очереди к мастеровым и ярмаркам, к тавернам и концертной площадке. На ристалище начнётся представление, ради которого стоило ехать из далёких городов России. На отдельных площадках пройдут представления народных обрядов, старинных игр и забав. Вот лагерь проснулся и начал готовиться к встрече гостей, а их прибудет немало. Нужно сделать так, чтобы ошеломить и очаровать зрителей великолепием праздника.

Открытие фестиваля

В Гнёздово ожила история. Превратилась в явь, будто прокрутилось кино нашей жизни в обратном порядке. Запахло жареным мясом диких коз, послышался скрип гончарных кругов, застучали молотки кузнецов и завыли преступники, поднимаемые на дыбу. Будто шагнули мы назад в тысячу лет. И нет на этом месте ещё могильных курганов, вода в Днепре чиста, будто капля дождя. Нет шоссейной дороги и бешенства машин. Оковский лес кишит зверьём, а воздух вкусен и свеж. Недалеко скорежат на деревянных волоках ладьи и струги, перетаскиваемые к реке Каспля, чтобы плыть далее по Западной Двине в край Варяжского моря.

Сцена сооружена сразу при входе в Гнёздовский Курганный комплекс. Диктор объявил о начале мероприятия, а люди плотной стеной всё ещё втекали внутрь праздника. Открывал шестой фестиваль исторической реконструкции и славянской культуры «Гнёздово» председатель Смоленской областной Думы Игорь Ляхов. Он подчеркнул, что «Не смотря на политические неурядицы и разгул мракобесия на Украине, к нам прибыли её представители. Люди дорожат своей историей, памятью предков и славянскими традициями…»

Сергей Черняков, начальник Департамента Смоленской области по культуре и туризму, напомнил историю зарождения заповедника Гнёздовских курганов после находки клада в 1867 году, состоящего из серебряных украшений.

О близкой связи православной церкви с создателями фестиваля подчеркнул протоирей Валерий Рябоконь, руководитель отдела по культуре Смоленской иепархии.

На территории было воссоздано древнерусское поселение IXXII веков. Военно-полевой лагерь из простых шатровых палаток с прислонёнными к деревьям щитами и копьями, дымом очагов и снующими между этой древности людей в старинных одеждах, давал ощущение средневековья. На интерактивных площадках любой желающий мог слепить себе кувшин на гончарном круге, поупражняться в ткачестве льняного полотна, пострелять из лука и даже быть прикованным к позорному столбу «палачом». На главной сцене звучали старинные песни в сопровождении древних музыкальных инструментов, главными из которых – неповторимый Смоленский рожок и единственная в своём роде Смоленская двойная свирель.

Мастера

Мастеров уважали всегда, независимо от того, чем он занимался: плавил металл, делал кувшины из тыкв, дёргал зубы, писал книги или рубил головы.

Солнце пряталось за лесом. Было раннее утро. Из палатки вышел человек.

– Я, Рыжиков Денис. Потомок Рюриковичей!

Взглянув на него, без проверки на ДНК, можно было не сомневаться в его кровной связи с древним княжеским родом основателя Руси. Сохранилась генетическая память даже в выражении лица и поступи, от образа далёкого предка. Именно от того русского духа, про который говорит Сербская пословица: «На небе Бог, а на Земле Россия!». В лице этого парня читалась суровая решимость: «Стоять за Русь до конца!»

К дымам очагов вскоре смешались коричневые клубы из небольшой домны, сооружённой за полчаса из современного кирпича. Но замаскированная глиняной ручной обмазкой печь вполне соответствовала периоду IXXII веков, к которому относилось время действия плавильщиков руды.

К мастеру гончарных дел выстроилась очередь. Он виртуозно крутил ногой маховое колесо гончарного круга, который через деревянный вал передавал вращение верхнему диску, где детские руки зрителя лепили свой кувшинчик. На дне его вырезалось имя создателя и дарилось для памяти.

Светлана Николаевна Охриненко из Гнёздовского «Дома культуры» показывает, как делать из крапивных стеблей волокно. Она рьяно доказывает, что рубашка из крапивы обязательно вылечит от всех болезней, а в груботканой мешковине продукты будут храниться намного дольше. Она кромсает сухие стебли в зубчатых валах, теребит гибкие нити, и вскоре в её руках вьётся тонкая крапивная нитка, из которой можно ткать полотно.

В дальнем уголке ярмарочного павильона стоит белая палатка с надписью: «Деревенька моя, деревянная давняя…». Её укрывала тень от берёз. Здесь показана старинная домашняя утварь из деревень Смоленщины. Всё это бережливо собрано жителями Гнёздова Александром и Галиной Ишнёвыми. Они, на своём подворье, в обычной времянке создали музей Русской деревни, а сейчас выставили на обзор, гостям фестиваля, удачно вписавшись в общий праздник.

Мастера не только показывали свою профессиональную выучку. Приятно было смотреть, как отец учил малолетнего сына обращаться с ножом, выделывая древко для копья.

Нескончаемо шли впечатления. Можно было ходить по кругу Города мастеров и Ярмарочного павильона и постоянно видеть что-то новое, которого не было при первом просмотре этого места.

Ристалище

Ристалище – от старорусского слова «ристать», что означает «двигаться, бегать». В настоящее время нашло применение к аренам при проведении военно-исторических мероприятий. Будем его называть так! Круглая поляна, площадью в половину футбольного поля, была опоясана толстой верёвкой в два ряда. Настоящие ценители баталий намного раньше назначенного времени прочно занимали места в первом ряду, вцепившись в верёвки ограды, будто пытаясь удержать арену боёв от случайного исчезновения.

Перед началом турнира ведущий попросил зрителей отойти от ограждения ещё на метр. Когда началась «схватка», все поняли, что просьба была не напрасной. Две людские лавины двинулись друг на друга, исторгая из глоток боевой клич! Всё закружилось, будто горошины в детской погремушке. Смешалось всё: руки, ноги, копья, топоры, мечи, щиты и лица. Каждый воин видел только назначенного для себя соперника, которого он должен был победить!

Над ристалищем недоумённо летали вороны. Инстинкт предков, который выработался в течение столетий, говорил им: «Если звенят мечи и в небо уходит страшный вой – значит, будет пожива!» Птицы удивлялись тому, что люди падали, потом вставали, расходились и вновь бросались друг на друга. И никто не умирал!

Инсценировка боя была идеально правдива. На острия копий одеты чехлы. Никто не давал гарантии, что в пылу боя, железное жало не воткнётся в глаз сопернику. Даже латы не совсем защищали от ударов тупых мечей и топоров, которые оставляли ссадины и царапины. Врачевали воинов сёстры прямо на «поле брани», прикладывая к ранам сырые листья подорожника и обмазывая больные участки овечьим жиром с солью.

Противостояние двух дружин «Севера» и «Юга» закончилось братанием и по всей вероятности подношением друг другу братины с медовухой после окончания праздника. Восторг зрителей был ошеломляющий. Такой взрыв эмоций можно было сравнить только с темпераментом болельщиков на футбольном мачте.

Показать свою удаль и тактику боёв русских дружин, приехали ратники из Саратова, Санкт-Петербурга, Ярославля, Калининграда, Брянска, Рязани, Минска, Пензы, Жуково-Серпухова, Королёва, Витебска, Самары, Пскова, Раменска, Москвы и, конечно Смоленска. Их всех объединяют «Клубы исторических реконструкций».

Евгений Демьянов участник фестиваля говорит: «Первые источники правил боевых приёмов описаны после XV века. А как бились раньше, приходилось домысливать, затем совершенствовать и применять на практике!»

Чуть дальше от ристалища можно поупражняться в стрельбе из лука или метнуть сулицу. Сулица – это уже не стрела, но ещё и не копьё. На детском ристалище шла своя жизнь: крутились качели, бились мешками, и шло сражение длинными палками, называемые тамбарами. Каждый искал и находил себе развлечение по вкусу. Единственное, что невозможно было осуществить на фестивале – быть сразу везде.

Смоленский рожок
Не кичусь родным я краем,
Но пройди весь белый свет –
Кто тебе в рожки сыграет
Так, как наш смоленский дед?…
……………………………………………………..
Опять печалится над лугом
Печаль смоленского рожка,
И словно гуси, друг за другом,
Плывут по небу облака…

Эти четверостишия из стихотворений Александра Твардовского и Михаила Исаковского. «Смоленский рожок» – это действительно уникальное и чисто смоленское изобретение. Подобные аналоги придуманного музыкального инструмента на просторах древнего Оковского леса пастухами-кривичами, существуют во всём в мире. Тягучие звенящие звуки, будто тоскливо-печальный плач умирающей в волосяной петле птицы, режет душу. Может быть, здесь рядом, в Гнёздово под одним из многотысячных курганов и лежит изобретатель этой «пастушьей свирели», которая помогала коротать трудные дни пастухов.

Вновь рождённый музыкальный инструмент зазвучал со сцены, расположенной при въезде в Гнёздовские курганы на фестивале исторической реконструкции в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля из Десногорска «Белсвет», под руководством Владимира Платонова. Он реконструировал не только смоленский рожок, но и двойную смоленскую свирель, единственный в своём роде музыкальный инструмент, не имеющий аналогов в мире.

Концертная программа за два дня праздника показала зрителям всевозможные жанры: от старинных обрядовых и современных песен до самого настоящего рока, завораживающе исполненного фолк-группами из Петрозаводска и Харькова.

Два дня не прекращалась музыка. За эти дни через фестиваль прошло более семи тысяч человек. Никто. Никто не остался равнодушным. Семь тысяч зрителей и четыреста участников праздника будут ждать следующий год, чтобы повторить чудо. В их числе – смоленские писатели, которые с радостью приняли участие в фестивале.

Александр Крячун

Фото автора

Православные писатели отметили три юбилея

Православные авторы Смоленщины на своем заседании 7 августа отметили сразу три значимых юбилея: 880-летие Смоленской епархии, три года со дня создания Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского), 30-летие служения протоиерея Михаила Горового в Свято-Успенском кафедральном соборе.

Писатели вручили своему духовному руководителю цветы, а председатель творческого объединения, поэт Николай Кеженов огласил приветственный адрес, где названы основные вехи пастырской деятельности священника, известного далеко за пределами Смоленщины. К поздравлениям присоединился клирик главного храма области – протоиерей Анатолий Ефименков, участвовавший в работе писательского собрания.

Протоиерей Михаил поблагодарил литераторов, собравшихся в актовом зале административного корпуса кафедрального собора и подробно рассказал, как проходило его служение в разные годы в городах Вязьме, Гагарине, Калининграде, а затем в Смоленске, как складывались взаимоотношения с уполномоченными по делам религий, как выстраивалось сотрудничество с педагогами и библиотекарями. Затем протоиерей Михаил поблагодарил искусствоведа, писателя и публициста Владимира Аникеева за издание новой книги «Земная жизнь святой обители», посвященной 500-летию женского Вознесенского монастыря, и вручил автору альманах «Свет Одигитрии».

С докладом «Православие в истории Смоленской земли» выступила участница творческого объединения, библиотекарь городской библиотеки №11, преподаватель Воскресной школы для взрослых при кафедральном соборе Людмила Пахомова. Она обозначила основные этапы развития церковной жизни на Смоленщине, начиная с 1137 года, когда возникла Смоленская епархия при великом князе Ростиславе Мстиславиче – внуке Владимира Мономаха. Много внимания докладчица посвятила подвигам известных святых земли Смоленской, архиереев и священников. Так, в годы Смутного времени участвовал в обороне Смоленска владыка Сергий. А в период нашествия Наполеона отличился священник Никифор Мурзакевич, сумевший спасти от разорения кафедральный собор…

В преддверии праздника Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» свои стихи, посвященные чудотворному образу, прочитали председатель литературного объединения Николай Кеженов, председатель правления Смоленской областной организации Союза писателей России Олег Дорогань, Елена Лышковская, Нина Белова, члены Союза писателей России Лина Меркулова и Мила Клявина, Евгений Гордеев, Людмила Стеклова, Нина Колобаева, Наталья Годяева, Нина Лавренова и другие. Музыкальную страницу представил поэт Владимир Макаренков, исполнивший под гитару три песни собственного сочинения.

С большим интересом писатели просмотрели документальный фильм «Патриарх Кирилл: годы служения на Смоленщине», где прозвучала песня Владимира Макаренкова в исполнении одного из создателей фильма Юрия Солопонова. Эта работа особенно актуальна в связи с предстоящим визитом Предстоятеля Русской Православной Церкви на Смоленщину 30 августа – 31 августа. Фильм завершается интервью Патриарха журналистам и его ставшими крылатыми словами: «Через Смоленск я узнал Россию…».

Также на заседании писатели обсудили план дальнейшей работы творческого объединения и участии в праздновании Дня Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Новая экспозиция Смоленского исторического музея впечатлила писателей

Словно на вершину бастиона зрители входили на четвёртый этаж Смоленского исторического музея. Именно здесь 3 августа 2017 года открылась новая экспозиция «Смоленская губерния в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года на Смоленщине».

«…В 3 часа началась перестрелка. В седьмом часу, отслужив литургию, пошёл к Королевской крепости исповедовать и приобщать раненых… Придя домой, нашёл домашних в смертном страхе; ибо с восточной и южной сторон неслись пули, ядра и бомбы чинённые…» – эта запись за 5 августа 1812 года из дневника священнослужителя и историка Мурзакевича Никифора Адриановича. Он оставил достоверные и бесценные воспоминания периода обороны и оккупации Смоленска. И теперь по праву его портрет находится у самого входа в экспозицию.

Не только об Отечественной войне 1812 года рассказывают музейные экспонаты. Здесь,  на 4-м этаже Смоленского Исторического музея застыло время эпохи императоров  Александра I и Наполеона, полководцев Кутузова и Ермолова, писателей Вонлярлярского, Аксакова и Крылова, композиторов Глинки и Алябьева, артистов Каратыгиной и Яковлева.

Многое выставлено впервые. Не только из запасников вынуты запылённые знамёна и хоругви, мундиры, панталоны, галстуки и темляки. Некоторые экспонаты поступили совсем недавно.  Они найдены археологами и даже простыми жителями на склонах оврагов и случайных раскопах при строительстве дач.

Коллекция оружия  противоборствующих сторон особо впечатляет. Нетрудно представляется момент боя, когда схлёстывается этот поток острозаточенного железа. И в воздухе, пахнущем кровью, стоит вой. В выставочном зале  тишина. Только экскурсовод негромко рассказывает об отдалённом на два века времени. Косы и вилы показывают труд крестьян; ножные кандалы, которые с внутренней стороны отполированы ступнями преступника, напоминают о декабристах; оригиналы прижизненных изданий нот Михаила Глинки, лежат рядом со скрипкой начала XIX века; довольно редкая подборка мебели масонов с их гербом. Медали «За освобождение Берлина» и   «За покорение Парижа», могут напомнить некоторым западным политикам, для чего русские  ходили за границу без виз и приглашений.

Завершает экспозицию последний экспонат, изготовленный в 2017 году – это бюст Михаила Кутузова, выполненный Смоленским скульптором Константином Куликовым.

Александр Крячун

Фото автора

205-летие начала Отечественной войны 1812 года отметили в музее

Смоленский исторический музей сумел сделать хороший подарок жителям и гостям  к 205-й годовщине начала Отечественной войны 1812 года и героической обороне города. На праздновании памятной даты побывал писатель Александр Крячун:

Даже начало праздника выглядело необычно: по улице Ленина, выложенной бетонной плиткой по технологии  XXI века, ступали своими ножками элегантные дамы их XIX столетия, сметая длинными подолами роскошных платьев невидимую пыль. Вослед им чеканили шаг стройные гренадёры, мушкетёры, пионеры, гусары и егеря,  экипированные тесаками, мушкетонами,  палашами и ружьями.

Звучит музыка. Современные патриотические песни ломают восприятие прошлого. Строем идут молодые казаки. Их приветствует казачий полковник Машков Сергей Григорьевич. Возможно, среди этих мальчишек есть потомки героев «летучего корпуса» атамана Платова, которые первыми встретили французских захватчиков в июне 1812 года. Со своими воспитанниками, кадетами из казачьего общества «хутор Рай», прибыла на торжества подхорунжий Наталья Петровна Годяева – поэт,  выступающая иногда со своими стихами на православных чтениях.  Эмблемой у молодых казаков служит «перо  и шпага», что означает: «Мы молоды и поэтому учимся, но если нависнет беда над страной – мы обнажим шпаги!»

Начальник Департамента по культуре и туризму Черняков Сергей Александрович открывает торжества и экспозицию: «Смоленская губерния в первой половине XIX века, Отечественная война 1812 года на Смоленщине».

Далее зрителей ждал сюрприз. Мы все знаем знаменитую могилу у Королевского бастиона, где погребён герой войны Антон Антонович Скалон. Не все знают, что его тело оказалось на территории врага, и сам Наполеон приказал похоронить русского генерала со всеми воинскими почестями. И вот, через два века, перед зрителями предстала… пра…правнучка генерала, приехавшая из Санкт-Петербурга – Елизавета Георгиевна Ильина-Скалон. Она поблагодарила Смолян за память, за цветы, за любовь…

Время неумолимо – оно отсчитывает жизнь назад. Отщёлкивает годы, будто в часах с обратным ходом, которые когда-то висели на крепостной стене и показывали начало торжеств к 1150-летию нашего города. Но как бы не «насмехалось» время над нами, которое невозможно остановить – оно застывает в вещах, в экспонатах, представленных в музее.

Крячун Александр

Фото автора

«Там, где к Великой мчится Пскова»

C 28 по 30 июля в Пскове состоялся Международный историко-патриотический поэтический фестиваль «Словенское поле – 2017». В нём приняли участие писатели из 18 регионов России, а также из Беларуси, Испании, Эстонии, Франции и Объединённых Арабских Эмиратов. От Смоленской областной организации Союза писателей России на фестиваль приехали: Олег Дорогань, Вера Суханова, Мария Парамонова, Владимир Королёв и Анастасия Самофралийская. Смоленскую область также представляли Сергей Подольский и Светлана Трагоцкая.

Инициаторами и организаторами стали: Псковское Отделение Союза писателей России и Псковская региональная общественная организация народного творчества «Псковские барды». Фестиваль проходил при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре и Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск». Фестиваль проводится в седьмой раз.

В этом году конкурс стихов о Пскове был посвящён семидесятилетию автора гимна Пскова Станислава Золотцева.

Открыл «Словенское поле – 2017» инициатор фестиваля, поэт Андрей Бениаминов. Затем с приветственным словом выступил председатель Смоленской организации Союза писателей России Олег Дорогань. Он прочитал своё стихотворение «Владимир Креститель».

В рамках фестиваля проходили литературно-музыкальные чтения и выступления бардов.

В соответствии с программой писатели побывали в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Из рассказа экскурсовода писатели узнали, что в период Ливонской войны во время обороны была проломлена стена, и монахи встали в этом месте с иконой Смоленской Божией Матери. Ноги и руки у неприятеля одеревенели, и монастырь был спасён. Затем участники фестиваля посетили «Священный Холм единения и славы России» и поставили свечи в небольшой часовне в память о погибших.

Вечером, во время неформального общения в неофициальной обстановке проходили литературные чтения. Поэт, лауреат литературной премии им. А. Т. Твардовского Олег Дорогань прочёл стихотворение «Аисты прилетели». Заместитель председателя Смоленской организации Союза писателей России Анастасия Самофралийская рассказала о недавно проходившем в Балаклаве фестивале «Пристань менестрелей». Громкими аплодисментами было встречено выступление поэта, краеведа, переводчика, лауреата литературной премии им. Исаковского Веры Сухановой. Поэт, журналист, лауреат премии им. Булгакова Владимир Королёв с лёгким юмором продекламировал своё стихотворение «Вишнёвая погода». Член Смоленского отделения Союза российских писателей Сергей Подольский приветствовал присутствующих рассказом о наших знаменитых земляках М. Исаковском, А. Твардовском и Н. Рыленкове и прочитал своё стихотворение «Катюша».

На следующий день смоленская делегация в рамках программы отправилась на экскурсию в Изборскую крепость. Все участники фестиваля посетили Словенские ключи, церковь Рождества Богородицы, недалеко от которой бьёт Богородицкий святой источник. В деревянной часовне св. Серапиона Изборского устроена купель, в которую окунулись все желающие.

В «Нескучном садике» музея-заповедника прошли поэтические чтения. Олег Дорогань прочитал стихотворение о Святом Равноапостольном Князе Владимире. С большим интересом было встречено выступление лауреата фестиваля « Словенское поле» Веры Сухановой. Анастасия Самофралийская, принявшая участие в конкурсе «Там, где к Великой мчится Пскова», продекламировала два стихотворения «Римскому-Корсакову» и «Псков». Владимир Королёв выступил со своим новым произведением под названием «Зима была неотразима». Мария Парамонова прочла новые стихотворения «Семь сотен снегов» и «Гроза. К Пушкину». Светлана Трагоцкая и Сергей Подольский также порадовали слушателей своими стихами, написанными специально для этого фестиваля.

По приглашению председателя Псковского регионального отделения Союза писателей России Игоря Александровича Смолькина (Изборцева) смоленская делегация побывала в главном офисе псковских писателей. В неформальной обстановке писатели обменялись своими впечатлениями, обсудили существующие проблемы, прочитали свои новые стихи.

30 июля на церемонии возложения цветов к памятнику солдату Первой мировой войны Владимир Королёв продекламировал стихотворение, посвящённое своему деду, штабс-капитану царской армии Филиппу Латонову.

Затем в концертном зале Псковского областного колледжа искусств им Н. А. Римского-Корсакова прошёл мастер-класс лауреата премии им. М. Е. Салтыкова Щедрина и конкурса «Золотое перо России», поэта Василия Рысенкова.

Смоленские писатели были отмечены дипломами фестиваля «Словенское поле».

Во время вручения Олег Дорогань прочитал стихотворение «Ты водила полки Одигитрия», Вера Суханова и Анастасия Самофралийская продекламировали произведения на крымскую тему. Очень тепло было встречено выступление Марии Парамоновой со стихотворением «Земля ранима и прекрасна». Сергей Подольский и Светлана Трагоцкая также выступили в рамках заключительного гала-концерта участников фестиваля.

По итогам фестиваля планируется издание сборника, в который войдут произведения всех дипломантов.

Заместитель председателя Смоленской организации Союза

писателей России А.Самофралийская

Фото участников фестиваля

Положение о VII Международном литературном конкурсе, посвященном памяти писателя Константина Симонова и 750-летию города Могилёва

1.Общие положения

Конкурс проводится с 1 августа до 1 ноября 2017 года Могилёвским городским отделением Республиканского общественного объединения «Русское общество» совместно с Могилёвским областным отделением ОО «Союз писателей Беларуси», Смоленской и Брянской областными организациями Союза писателей России, при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь, Представительства Россотрудничества – Российского центра науки и культуры (Минск), Могилевского городского Совета ветеранов, средств массовой информации Беларуси и России.

Цели и задачи проведения конкурса:

  • привлечь внимание современников к событиям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), к героической обороне Могилева – яркой странице в 750-летней истории города, к жизни и творчеству К.М.Симонова, к единению народов в борьбе за мир во всем мире;
  • поддерживать творчески одаренных людей (поэтов и писателей из Беларуси, России и других стран);
  • популяризация русской культуры и ее духовных ценностей, выявление и поддержка талантливой молодежи, пишущей на русском языке, делающей переводы с русского языка на белорусский;
  • воспитывать чувство патриотизма у современников, чувство любви к Родине, к её историческому наследию, чувство благодарности и уважения к героям и участниками Великой Отечественной войны; сохранять историческую правду о событиях и героях войны.

Литературный конкурс проводится по номинациям:

  • «Малая проза».
  • «Поэзия».
  • «Перевод».

Тематика литературного конкурса:

  1. «Должны смеяться дети и мирно в мире жить» (сочинение в эпистолярном жанре – жанре письма) – для возрастной категории от 15 до 18 лет;
  2. «Жди меня» (произведения, посвящённые Константину Симонову, героической обороне Могилёва (событиям лета 1941 года) – яркой странице в 750-летней истории города; произведения антивоенной тематики, призывающие к борьбе за мир во всем мире, мировоззренческие – о смысле и ценности человеческой жизни) – для возрастных категорий от 18 до 35 лет, старше 35 лет;
  3. Перевод на белорусский язык стихотворения К.М.Симонова «Если дорог тебе твой дом…» – для возрастных категорий от 18 до 35 лет, старше 35 лет.

Оформление работ:

  • Формат Word: тип файла rtf, шрифт Times New Roman.
  • Размер шрифта – 12.
  • Произведения должны быть напечатаны на одной стороне листа формата А4.
  • Общий объём предоставляемых работ не должен превышать 3 (трёх) печатных листов формата А4.

Возрастная категория участников конкурса:

  • от 15 до 18 лет («Должны смеяться дети и мирно в мире жить»);
  • от 18 до 35 лет;
  • старше 35 лет.

  1. Условия и порядок проведения конкурса

Конкурсные работы присылаются с 1 августа до 1 ноября 2017 года (с пометкой «На конкурс») по почте на адрес: 212038, Беларусь, г. Могилев, а/я 30 или на электронный адрес: elena.opidovich@mail.ru;

  • в формате Word;
  • тип файла rtf;
  • шрифт Times New Roman;
  • размер шрифта – 12.

Произведения должны быть напечатаны на одной стороне листа формата А4. Общий объём предоставляемых работ не должен превышать 3 печатных листов формата А4.

На отдельном листе (четвёртом) участнику необходимо указать:

– полные Ф.И.О.;

– дату рождения;

– место работы или учёбы;

– адрес для переписки, E-mail;

– контактные телефоны.

Не принимаются к рассмотрению работы:

– исполненные с нарушением вышеперечисленных требований;

– предоставляемые на конкурс повторно;

– с нарушением этических норм;

– присланные после 31 октября 2017 года.

Внимание! Присланные на конкурс работы не рецензируются и не возвращаются.

Жюри и организаторы конкурса не несут ответственности за достоверность авторства работ; ответственность за достоверность авторства несёт лицо, приславшее работу на конкурс.

Награждение победителей конкурса:

Победители литературного конкурса определяются в каждой номинации и по каждой возрастной категории. Торжественная церемония награждения состоится на Симоновских чтениях – 2017 в Могилеве 1-2 декабря (победителей предварительно оповестят). Победители будут награждены дипломами и подарками.

Контактные телефоны:

+375-33-692-49-48 (МТС) Опидович Елена Сергеевна (Беларусь, Могилев);

+375-29-748-10-31 (МТС) Сливко Марина Александровна (Беларусь, Могилев);

8-915-647-54-84 Дорогань Олег Иванович (Россия, Смоленск);

+7-903-818-71-21 Сорочкин Владимир Евгеньевич (Россия, Брянск).

Председатель Могилёвского городского
отделения Республиканского общественного
объединения «Русское общество» Е.С.Опидович

Председатель Могилёвского областного
отделения общественного объединения
«Союз писателей Беларуси» А.Н.Казеко

Секретарь Союза писателей России,
Председатель правления Смоленской областной
организации Союза писателей России О.И.Дорогань

Секретарь Союза писателей России,
руководитель Брянской областной общественной
писательской организации Союза писателей России В.Е.Сорочкин

На пристани менестрелей

В конце июня в городе Балаклава в Крыму прошёл 14-ый Международный фестиваль поэзии под романтичным названием «Пристань менестрелей». Он проводится ежегодно с 2004 года и собирает поэтов и музыкантов из России и ближнего зарубежья. Целью фестиваля является популяризация поэзии, возрождение её духовности и поиск новых талантов. Фестиваль проходит в формате очного конкурса в номинациях: авангард, пейзажная, любовная, философская, гражданская лирика, песенная поэзия, поэзия для детей, редкий жанр. По любезному приглашению создателя и бессменного руководителя «Пристани менестрелей» Любови Матвеевой, поэта, члена Союза писателей России, штурмана гражданского флота, почетного гражданина Балаклавы, в состав жюри поэтического конкурса в этом году вошли члены Смоленской организации СП России – Вера Суханова и Анастасия Самофралийская.

На открытии Любовь Владимировна поприветствовала гостей, рассказала об истории создания фестиваля, представила членов жюри и пожелала всем творческих успехов. Вере Сухановой было доверено судить конкурс в номинации «Пейзажная лирика», А. Самофралийская работала в номинации «Одно стихотворение» на тему «Экология души». После конкурса всех пригласили отведать балаклавской ухи, а затем жюри подвело итоги. Вечером на торжественной церемонии лауреаты фестиваля были награждены дипломами и ценными подарками.

На следующий день состоялась поездка в Севастополь. Лауреаты фестиваля и члены жюри выступили перед военными моряками Черноморского флота, посетили военный крейсер «Москва», где многое узнали о службе военных моряков, о недавних морских походах. В. Суханова и А. Самофралийская побывали в корабельной церкви, где помолились у икон Николая Чудотворца и святого праведного Феодора Ушакова, русского адмирала. Эти две иконы особо почитаемы на флоте.

Попив чаю в офицерской кают-компании военного крейсера, члены жюри и лауреаты конкурса отправились на военном катере к Приморскому бульвару Севастополя. На открытой эстраде недалеко от величественного памятника нашему земляку адмиралу Нахимову состоялся заключительный концерт победителей фестиваля и членов жюри. Стихи смоленских поэтесс были тепло приняты слушателями.

В последний день фестиваля В. Суханова и А. Самофралийская совершили морское путешествие к мысу Фиолент, который воспел в своих стихах А. С. Пушкин. Во время экскурсии смолянки увидели генуэзскую крепость Чембало, датируемую 14 веком, о которой писал Александр Куприн, долгое время живший в Балаклаве (на набережной стоит памятник писателю), поразились великолепию воздвигнутого на крутой скале первого в Крыму православного Свято-Георгиевского мужского монастыря. Александр Сергеевич Пушкин, в 1820 году посетивший мыс Фиолент, в своих письмах к друзьям писал: «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление».

Все эти красоты могут увидеть те, кто в следующем году решит приехать на 15-ый фестиваль «Пристань менестрелей» в Балаклаву. Любовь Владимировна Матвеева приглашает всех авторов Смоленской области принять участие в очном конкурсе!

Заместитель председателя Смоленской организации
Союза писателей России А. Самофралийская

Фото В. Сухановой

Предыдущие записи »