СЛОВО В ДЕНЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Свято-Успенский кафедральный собор, 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, братие и сестры, мы отмечаем праздник Сретение Господне. Что же это за встреча о которой нам напоминает сегодняшний праздник? Встреча эта произошла в Иерусалимском храме, где Симеон Богоприимец и Анна пророчица встретились с Основоположником Нового Завета Богомладенцем Христом. Божия Матерь в сопровождении Иосифа Обручника в сороковой день по рождении, исполняя предписания закона Моисея ,принесла Первенца в храм для посвящения Богу.

В это время в Иерусалиме проживал праведный Симеон. Он беспорочно ходил пред лицом Божиим,проводя благочестивую жизнь, что позволило ему стяжать благодать Святого Духа.(Лк.2,25). Он ожидал утешение Израиля и спасение через явление в мир Мессии. Ему открыто было посредством откровения от Духа Святого, что он не увидит смерти до встречи с Богомладенцем Христом.

По вдохновению свыше Симеон приходит в храм ,узнает в Богомладенце предсказанного пророками Мессию и приняв Его на руки произносит молитвенную песнь:»Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,»Он пророчествует о будущем Богомладенца:»…Сей лежит на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий».(Лк.2,34). И в наше время острыи дискуссии не прекращаются на предмет признания историчности Личности Христа Спасителя или Его Божественного достоинства. Мир греха и порока не может принять как норму жизни Евангельское учение Христа. Предсказывает Симеон Богоприимец и страдания Божией Матери: » и Тебе Самой оружие пройдет душу». (Лк.2,35), указывая на предстоящие Голгофские страдания Ее Сына.

В образе Симеона Богоприимца и Анны пророчицы представлена Ветхозаветная Церковь, состоящая из праведников, ожидавших Мессию – Христа для спасения мира. Ветхозаветная Церковь в лице Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. принимая Богомладенца Христа, приняла в качестве приоритета в деле домостроительства спасения Новозаветное Откровение.

Чему нас учит праздник Сретения Господня? Прежде всего тому,что наша встреча с Богом должна происходить в храме Божием. Храм особое место присутствия славы Божией. Здесь Бог ниспосылает Свою благодать народу Божию в силу Крестных заслуг Сына Божия.(Ин.3,16). Храм Божий – это место молитвы :»дом Мой домом молитвы наречется» – напоминает нам Спаситель мира.( Мф.21,13).

Молитва – дар Бога людям. Она соединяет с Богом и низводит с неба на землю благословение Божие. Подвижник отечественного благочестия преподобный Серафим Саровский считал, что больше всего Духа Божия дает молитва. Молитва призвана всех нас умиротворять и духовно обогащать. Молитвенный подвиг укрепляет в вере и помогает приобретению религиозного опыта.

Значимость молитвы в духовной жизни отмечали учителя и богословы нашей Церкви. Митрополит Антоний ( Храповицкий ) в свое время писал: » Продолжительная молитва нужна не для Бога. а для нас самих – рассеянных и косных, – она согревает сердце человека и влияет на постепенное возникновение в нем религиозной настроенности. Не вдруг в человеке, занятом житейскими делами возжигается религиозное чувство, но для этого требуется продолжительная сосредоточенность на молитвенных помыслах и некоторые другие средства.» А апостол Павел, ссылаясь на свой духовный опыт, призывает к непрестанной молитве : » Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.» ( 1Фес.5,16-17 ). Лучшим средством для этого может послужить молитва Иисусова : » Господи Иисусе Христе, Сыне Божий , помилуй мя , грешного». Молитвенное делание христианских подвижников позволяло достигнуть такой чистоты сердца и духовных высот, что их озарял Божественный Свет.

Величайшим событием Новозаветной истории христианства является преображение Господа нашего Иисуса Христа на Фаворской горе. Там Господь раскрыл славу Своего Божества пред учениками в меру их духовного восприятия. В пределах человеческого земного существования самый краткий путь на гору Фавор к личному преображению проходит через храм Божий. В храме совершаются благодатные таинства и обряды, излагается толкование Священного Писания, происходит назидание образами вселенской святости, народ Божий принимает участие в таинстве Евхаристии.

Евхаристия – источник нашего освящения и духовного преображения жизни мира. Причащаясь святых Христовых Таин мы соединяемся с Самим Господом: «Ядущий Мою плоть и пиющий мою Кровь во Мне пребывает, и Я в Нем» ( Ин.6,56 ).

Евхаристия – залог наследия жизни вечной : » Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» ( Ин. 6, 54 ) .

Евхаристия носит и сотерологический характер. Божественная энергия , излучаемая Святой Евхаристией , помогает нам достигать обожения.

«Как тело Господа прославилось на горе , преображенное в славе Божией и бесконечном свете , так тела святых будут прославлены и воссияют , словно молния… Славу, которую Ты дал Мне , Я дам им. (Ин.17,22 ). Как бесчисленные свечи горят единым пламенем, так тела всех членов Христовых станут тем же , что есть Христос… Наше человеческое естество преображается в полноте Божией , становясь всецело огнем и светом.» ( Псевдо-Макарий. Гомилии 15, 38 ).

Итак, необходимым условием для встречи в храме с Богом требуется принадлежность к Христовой Церкви, нравственная жизнь, участие в молитвенном и Евхаристическом подвиге христианской общины, поучение в Законе Господнем и святоотеческом наследии, проведение добродетельной жизни. ( Иак. 2,17 ). Аминь.