На острые углы есть круглые столы. Текст выступления 29.05.17 г.

Выступление
на Круглом столе «Традиционные духовные ценности в развитии русской культуры. История и современность» 29 мая 2017 г.

В этом году исполняется 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. И когда я стремлюсь оценить эпоху, я представляю себе весы. Если брать советскую эпоху, я вижу на одной чаше весов индустриализацию, пятилетки, электрификацию всей страны, культурную революцию, ликвидацию всеобщей безграмотности, победу в Великой Отечественной войне, ядерный паритет двух держав, одной из которых была наша – Советский Союз. И, надо признаться, при этом было больше стабильности в мире, меньше войн и террористических актов. А на другой чаше весов я вижу – кровавые пятна революции, Гулаг, Соловки, уничтожение православной веры, истребление священников…Что перевешивает? Сегодня нет паритета – осталась одна супердержава – США, то есть – нет гарантии мира во всём мире. Перевешивает односторонность, которую с началом перестройки нам навязала либеральность прозападного толка. Превалируют крайности. А любая крайность – это ложь.

Лично я тридцать пять лет прожил в советской эпохе, был коммунистом, атеистом, однако не был безбожником, потому что Бог, – а это и есть совесть, – во мне жил, как и во всём обществе. Он культивировался через семейные ценности, через привитие духовных ценностей и моральных норм и в семье, и в школах и вузах, поэтому и ту эпоху при всестороннем осмыслении её я не назвал бы сейчас безбожной. И когда мне говорят, что я не могу быть православным человеком, как и всё наше поколение, я не могу с этим согласиться.

Мы все испытали на себе как никогда сильно действие третьего закона диалектики – закона отрицания отрицания, когда одной эпохой пытались полностью перечеркнуть предыдущую, а вместе с тем и всех живших в ней. Нас учили диалектике, которая через противоречия запускает механизмы развития природы и общества, и это развитие идёт по спирали, говоря образно: через тернии к звёздам. Нельзя отрицать доброе, заменять его злым. Все рациональные зёрна одних времён рано или поздно прорастают в других временах. И здесь нельзя навешивать ярлыки по национальному или политическому принципу, как патриотов своего Отечества называли «красно-коричневыми», а на Украине русских и русскоязычных обзывают «москалями», которых нужно уничтожать.

Отсюда напрашивается вывод: если патриотизм – это любовь к Родине, то национализм – это ничто иное как ненависть к другим нациям и народам. Своё Отечество мы любим, а другие надо уважать. Вспомним, как В.Маяковский, писавший в своих стихах: «Мы диалектику учили не по Гегелю», – советовал «глазами жадными цапайте всё то, что в нашей стране хорошо и что хорошо на западе». Советская эпоха ушла, а лучшее в ней и лучшие представители её остались. И здесь уместно вспомнить слова нашего президента о том, что те, кто не жалеет о Советском Союзе, не имеет сердца, а кто хочет вернуть его обратно, не имеет разума. Такова диалектика истории, развития и смены эпох.

Да и в советский период мы пережили не одну, а несколько эпох. Каждый новый руководитель, каждый правитель выстраивал и свою систему, свую эпоху, в которой общепринятая марксистско-ленинская идеология приобретала новые совершенствующиеся черты, становилась ближе к человеку, его духовно-этическим и социально-психологическим потребностям. Впрочем, и там были попытки полностью отрицать или заслонять одну эпоху другой. И всё-таки разумная диалектика долгое время брала верх над диалектикой дьявольской. С приходом либерально-рыночной модели экономики стала меняться, капитализируясь, и надстройка общества. И большевистски интернационалистский призыв «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» получил новую свою реализацию.

Вот и метод социалистического реализма который стал определяющим в советскую эпоху, с лозунгом «Мы наш, мы новый мир построим», в результате перестройки стал напрочь отрицаться либералами прозападного толка. А ведь лучшие образцы соцреализма, его вершины не превзойдены и сегодня. Вспомним роман-эпопею «Тихий Дон» М.Шолохова, или поэмы «Страна Муравия» и «Василий Тёркин» А.Твардовского, кстати, единственного поэтического эпоса, написанного о Великой Отечественной войне и в годы войны.

Тема социалистического реализма неисчерпаемая, многие писательские имена, исповедующие его духовно-нравственные ценности, останутся в истории отечественной литературы, а лучшие традиции будут неуклонно преумножаться. Лично мне и сегодня лучшие образцы литературы и искусства советского периода помогают сохранять свой внутренний мир в целостности, не дают разрушить те смыслы, те духовные и душевные скрепы, которые его формировали и совершенствовали. А все обвинения в несовершенстве этого художественного метода, имеющие однобокий тенденциозный характер, в основе своей лишены здравого смысла.

Лучшие из произведений соцреализма отражали правду жизни с высоты идейно-нравственного и художественно-эстетического идеала. Другое дело, что были произведения, в которых правда жизни подменялась желанием видеть в нём уже сегодня осуществлённые идеалы коммунизма, без учёта трудностей и конфликтов реалий, стремлением отрицать антагонистические противоречия внутри социалистического общества, которое в развитии становилось всё совершеннее, цивилизованнее, стало определяться как «развитой социализм».

Да, жаль, в официальном мировоззрении насаждался атеизм, но никогда не культивировались безнравственность и аморализм. А честь и совесть, элементарная порядочность с честностью и добросовестностью всегда были в большей цене, чем предприимчивое хамство и бескультурье. И нормы морального кодекса строителя коммунизма строились на библейских заповедях: не укради, не убий, люби ближнего своего, человек человеку друг, товарищ и брат, а нем волк, как в обществе капиталистическом. Памятуя слова Ф.Достоевского, что «русский человек – это всечеловек», понятие «общечеловеческих ценностей», в которое вкралась либеральная гниль, я заменил бы определением «всечеловеческие ценности».

Русская душа как никакая другая является вместилищем всех духовных ценностей человечества, в чём убеждает нас национальная русская культура и великая отечественная литература. Одним из направлений социалистического воспитания было формирование нового человека. Я думаю, и сегодня нужно думать и говорить об этом, воспитывая людей на ценностях православных. В нашем обществе православная культура со своей великой духовной составляющей возрождается и набирает силу, а в нашей литературе появляется всё больше православных писателей. Но когда сегодня пытаются переписать историю нашего Отечества и Великую Октябрьскую революцию представить «Октябрьским переворотом», мне хочется сказать: уважайте свою историю. Сто лет назад вместе с монархией и самодержавием было свергнуто православное государство с её царём, а теперь есть надежда, что православная держава возрождается, обретая в соответствии с нынешними реалиями социально-общественного развития новую формацию справедливо устроенной, гармонически равновесной державности.

Олег Дорогань,
председатель правления
Смоленской областной организации
Союза писателей России