О поэзии Владимира Пядухова

Олег Дорогань

Память о Стране и боль по Родине

О поэтической книге Владимира Пядухова

Есть поэты, исполняющие миссию утешителя, врачевателя, а есть поэты – боль. Владимир Пядухов, скорее, относится ко вторым. Ещё Герцен писал: «мы не врачи, мы боль». Вот и Николай Дорошенко в предисловии к новой книге стихотворений пишет о Владимире Пядухове как о поэте остросоциальной боли.

Да, Владимир Пядухов не просто поэт, он масштабная личность,  поборник бескомпромиссной справедливости, и это красной нитью нижет его книги, отзеркаливая словом правды нынешнюю реальность. Он отражает слом эпох от перестроечных перемен до смутного безвременья, разрушившего Страну Советов и удушающего Родину Русь, когда так и хочется воскликнуть: «Безвременье, не слишком ли оно подзатянулось?!». Ведь инерционные процессы, не справляясь с рыночной стихией, от «лихих девяностых» через «нулевые годы» докатились до нынешних времён и их никак не остановить.

В издательстве «Российский писатель», в серии «Современная русская поэзия»,  в 2016 году вышла книга Владимира Пядухова «Песня моей жизни», а в 2018 году там же была издана его новая книга «Страна и Родина».

Две обложки стерегут от века
Книгу с зарисовками времён,
В строках с заголовками имён
Распахните Душу Человека!

Составляющими книги стали три раздела: «Страна», «Память» и «Родина». В первом – правда и боль по утраченной Стране, Державе, в которой мы родились, выучились, выросли, состоялись и которой так бездарно лишились. И противопоставление её сегодняшней стране, которая ещё не выстроена – в ней больше хаоса, чем декларируемой стабильности. «Крепчает власть – Страна слабеет».

Не все, признайся, в драке бились,
Кусая губы в стороне,
Когда ворюги веселились
В Родной Разграбленной Стране.

Делая акценты на словах, присваивая им заглавную букву или полностью строя их из заглавных, автор словно делает акценты на своей боли, которая чем далее, тем острее.

Моя сторонка продана в оффшоры,
Над ней глумятся все кому не лень.

Сетует автор. Да что там сетует – сокрушается, падение и распад, разложение и унижение державы воспринимая как личное горе, индивидуальную трагедию. Однако не теряет веры в светлое, окружённый тёмными силами. «Верю, будет светло», – так знаково называет он одно из своих стихотворений.

Сигаретой обглоданной
День дождём докурил.
Покажите мне Родину
От Кремля – до Курил.

Что еще не продажное
Сохранилось у нас?
И высокое, важное
Происходит сейчас?

Зреют зверские силы,
Накаляется зло.
ПЛАМЕНЕЕТ РОССИЯ –
ЗНАЧИТ, БУДЕТ СВЕТЛО!!!

К прискорбию, от той Страны осталась Память-Боль, но она у поэта не ностальгирует, как у многих из нас, а требует возмещения морального ущерба, сатисфакции за все те унижения, которые мы претерпели вместе со страной. И это главными смыслами пронизывает второй раздел. Его составляют три венка сонетов и три коротких стихотворения. Памяти-боли вполне соответствуют образы в заключительном стихотворении:

У провалов могил, почерневших от горя,
Измочалив до тряпки птенца,
Будто вор, оказавшись на воле,
Всхлипнув, ворон слетает с креста…

В третьем разделе «Родина» предстаёт Россия малой родиной и великой. И – никакой, то есть такой, какую мы сейчас имеем. А в ней можно встретить всё, что угодно, то есть всё, что негодно. «Да, мы научились предавать своих – даже мёртвых. В угоду чужим – живым». Сердце сжимается от сострадания и жалости, когда читаешь стихотворение «Дом престарелых», там есть такие строфы:

Тихий дом с венцом ограды белой,
Здесь, почти у жизни на краю.
Всероссийский дом для престарелых,
А точней – забытое «приют».

Там с надеждой в пробужденном взоре
Спрашивают: «Ты, сынок, к кому?»
Глубоко запрятанное горе
В тех словах не сразу я пойму.

Многие, кто в этот дом приходит,
Сумками со снедью мельтеша,
Кровный долг до откупа низводят,
Между делом к матери спеша.

Утрата преемственности, расслоение поколений видится автору за царящим в обществе безразличием и бездушием. Оно, может быть, вынужденное, когда большинство нашего народа обрекли на бедственное прозябание, на выживание в условиях коренных – с ломкой через колено – перемен и грабительских реформ.

Между кучкой стремительно обогатившихся и сотнями миллионов при этом обедневших в ходе распада Советского Союза разрастается пропасть. И ей как бездной Россия расколота на две страны. О социальном расслоении в современном обществе задумывается поэт в стихотворении «Кнут»:

Скажут мне: «Ваши козыри биты».
Не сегодня. Не даже вчера.
Между русскими колышки вбиты,
Как на нет, сведены хутора.

Видно по всему, Владимир Пядухов берётся за неудобные темы, ставит нелицеприятные вопросы, ими, как тореадор, машет красной тряпкой, и борется за правду, вызывая огонь на себя. Сил уже недостаёт, не тот возраст, однако он запала не теряет, и честь ему этого не даст.

Земля моя! Земелюшка родная!
Я слаб в седле, не держат ноги твердь,
Ты для меня единая–святая,
И за тебя готов я умереть.

Конечно, неординарный взгляд на вещи влечёт за собой и «непричёсанные» мысли и стихи, за которые авторы во все времена терпели нападки и козни, а в худшие из времён – и казни.

Однако Владимира Пядухова это не останавливает. Порою кажется, что он отбрасывает лежащую на поверхности логику и становится «возмутительно нелогичным» до безрассудства, как будто он только что вышел из полемики с неприятелем и продолжает её, выливая негодование на белые листы страниц книги своей жизни.

Там что, уже не наши люди,
Что гонят газ, качают нефть?
_ _ _
Кто право дал распоряжаться?
Меня не спрашивал никто.

Лишить народ его национальных богатств, по сути, ограбить народ удалось под декларацию либеральных так называемых «общечеловеческих ценностей», прав и свобод каждой личности. Демократия, занявшее место «тоталитаризма», а по большому счёту, государственности, державности, оказалась на самом деле антинародной, противочеловеческой.

Ценностность каждой личности – необходимое условие благосостояния всего народа. Однако этой ценностности надо каждому достичь, что становится всё труднее в условиях ограничения свобод из-за обеднения и растущего социального неравенства населения.  Поэтому чем дальше происходит обнищание народных масс, тем выгоднее оглупление, оболванивание и падение статуса каждой личности.

Всё это наводит Владимира Пядухова на тяжёлые раздумья, ведёт его к противоречивым выводам и обобщениям.

В стихотворении «Откровение» поэт показывает парадоксы в становлении зрелости, входящей в пору старости:

Не верьте, что с годами мы умнеем,
Мы просто меньшим пламенем горим,
И мудрости набравшись – каменеем,
Но глупости обдуманней творим.

И всё же время – мощный регулятор энергии поэта, и чем его меньше становится, тем парадоксальным образом оно больше подчиняется ему, так как он умеет вкладывать в него всё больше смыслов и значений, творчески реализуемых, постоянно обновляемых.

Годы теперь исчисляются строже.
Грому и молнии песню внушив,
Хлынул, со временем нынешним схожий,
Ливень открытой души.

Пусть обложные слова пустобрехов
Ищут в нем тень от корявой сосны,
Правды-реки русло – не пересохло.
Ливень совпал с половодьем весны.

Половодье правды – образ, органично присущий именно этому поэту. Оно, это половодье, вокруг всех нас, только большинство не хотят его видеть. Несмотря на то, что многие тонут в нём, и это губительными сущностями уже проникло в них, и внутри их почти полностью овладело ими.

Быть может, Владимир Пядухов своими стихами может быть не всеми понят и приемлем. Но сам он не может покривить душой при их написании, не всегда заботясь о благозвучности. Он бывает порою резок, непримирим, но это его характеризует, скорее, как бойца за идею, а не как борца за личное благополучие.

Владимир Пядухов из тех личностей, чья бескомпромиссность никогда не лишит его добрых качеств, доверия к добрым и честным людям, стремления поспешить к ним на помощь, на выручку.

На поклон не пойду,
Обнаружив враньё.
Только верить,
Наверное, не разучусь.

Если ищут во мне,
Как спасенье своё,
То последним
Куском поделюсь.

И этим словам веришь, тем более, когда лично знаком с этим поэтом. Я сам убедился в том, что человек этот не только истинный гражданин и патриот своего Отечества, но и просто настоящий человек. Своих он не сдаст, не подведёт ни в чём, даже если надо подставлять свою грудь. От пуль укрыться ещё можно, а от слов едва ли. Боль Отечества – его боль, и выражая её – он будит совесть, которая в нынешнее рыночное время то единственное, что остаётся в дефиците. И утолить эту боль может лишь пробуждение всех здоровых совестливых сил России – и только это может вызвать неостановимый и необратимый процесс её возрождения и процветания.