Презентация книги Сергея Адодина в Литературном музее СмолГУ

20 марта 2019 года в рамках реализации грантового проекта «Смоленская земля в памятниках литературы» в литературном музее СмолгУ состоялась презентация книги священника Сергея Адодина «Книжка для своих». На презентации в общей сложности присутствовало порядка 30 человек – в основном студенты и преподаватели СмолГУ. Гостя университета представил сотрудник кафедры литературы и журналистики Антон Азаренков, озвучив свою рецензию на «Книжку для своих». Далее речь держал писатель, оказавшийся к тому же прекрасным рассказчиком. Студенты охотно интересовались биографией автора, его взглядами на мир, особенностями его профессии. В рамках презентации отец Сергий прочел несколько вещей из разных своих книг, включая стихи. Слушатели остались довольны литературным мастерством и харизмой писателя.

Пятая книга писателя вышла в смоленском издательстве «Свиток» в 2019 году. «Книжка для своих» состоит из двух разделов. Первый, больший, занимают рассказы и очерки, второй, меньший, отведен сказкам.

Направленность прозы двояка: с одной стороны, это художественная публицистика о церковной жизни, с другой – это подростковая проза, выдержанная в жанре Young Adult (подростковая литература, сокращается обычно в YA, дословно «молодые взрослые»).

Рецензия А.А. Азаренкова:

Сразу обращает на себя внимание, что это художественная книга священника.
Как будто что-то диковинное.

Хотя любой образованный человек припомнит множество авторов-священнослужителей, оставивших заметный след в русской литературе. Я не буду оригинальным и назову имя архимандрита Тихона (Шевкунова) с его «Несвятыми святыми». Некоторые тексты отца Сергия действительно хочется читать на этом фоне – те, которые о церковном быте. То есть представляют церковную жизнь не с благостной и уж тем более не с патриотическо-официозной стороны, а как-то просто. И за этим – попытка описания личного духовного опыта.

Но ядро книги все же не очерки, а рассказы. Их жанр в современных терминах можно определить как янг-эдалт, необычайно популярный в последнее время в мире – и у нас. Это рассказы о подростках, для подростков, использующие подростковую оптику. (Напомню, что по западным меркам «young» – это 12 – 20 лет). Многие видные писатели в последнее время перешли в эту нишу. На ум приходит «Пищеблок» Алексея Иванова, «пионерский ужастик» в духе Стивена Кинга. Некоторые с этого начинают – нашумевшая «Плюс жизнь» Кристины Гептинг о вич-положительном подростке…

Из зарубежных бестселлеров сейчас все читают «13 причин почему» Джея Эшера о подростковом суициде. Так или иначе, все это вышло, конечно, из Сэлинджера.

Такая литература ввиду своей жанровой природы ставит этические проблемы ребром. Она строится с позиции читателя, а читатель – подросток, который не хочет, чтобы его чему-то учили. В силу своего призвания отец Сергий все же учит, но – в силу особенностей жанра – не морализирует, как бы подмигивает. Но, с другой стороны, почти никогда не дает читателю самому принимать решение.

Для янг-эдалт важны персонажи – зримые, портретные, в то же время как бы «обычные», такие как все. Персонажи отца Сергия вышли из улиц, они смотрят популярные фильмы, дерутся с гопниками, они на первый взгляд просты. Исходная точка этих рассказов – душевная лень героев, принципиальная их неотделимость от среды; конечная – некий духовный катарсис, как будто в их головах включается лампочка.

Стиль требует живых и насыщенных диалогов, что и выходит у автора, пожалуй, особенно хорошо.

Подростковая литература не боится запретных тем – насилия, секса, наркотиков, самоубийства, общественной травли. Поэтому и с возрастной маркировкой у этой литературы в нашей стране проблемы. Наш автор благочестив и кое-где приглушает краски. Но в лучших своих рассказах (например, в «Ангеле-хранителе») все по-честному.

Особого разговора заслуживает и доверительный тон рассказчика, адресованный как бы «своим» – так и называется книга. Это явно обращенная речь, а ведет ее внутренний ребенок, впервые принимающий важное решение. Не знаю, вышел ли этот ребенок из библейской заповеди «будьте как дети» или же это психоаналитическая работа автора со своим прошлым. В любом случае, в нашей современности для меня эта книга, без сомнения, состоялась.

20.03.2019 | Рубрика: Литературный Смоленск

Оставить комментарий