Интервью Олега Дороганя «Накануне года литературы»

В начале декабря секретарь Союза писателей России, член правления Смоленской областной организации Союза писателей России, поэт, критик, эссеист, лауреат всероссийской литературной премии «Имперская культура», ответил на вопросы корреспондентки Анжелики Казаковой . Ниже приведен текст интервью.

НАКАНУНЕ ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ

Расскажите о себе, о том, как начали писать стихи, прозу. Когда вы пришли к осознанию себя, как писателя?

Родился я в украинском городе Черкассы в 1956 г.  По окончании Львовского военно-политического училища служил в Монголии, в Прикарпатском ВО, в г. Ивано-Франковск.  В 1984 году поступил в Военно-политическую академию, три года жил в Москве. Затем служба в Казахстане, оттуда перевод в Северо-Западную группу войск, в Таллиннскую дивизию, имеющую почётное наименование Ельнинская.  С выводом дивизии в 1993 году попал в Ельню.  Так оказался я на Смоленщине, здесь же и уволился, остался в запасе в звании подполковника. А собственно в Смоленске я живу третий год.

Читать книги и писать стихи стал ещё в раннем детстве, и сколько себя помню, я всегда что-то записывал, что-то получалось стихами, а что-то прозой. Однако серьёзно своим творчеством занялся к 30-ти годам, когда почувствовал, что у меня сложилось и состоялось несколько достойных стихотворений. В 42 года стал членом Союза писателей России о двум поэтическим книжкам. Привитая любовь к литературе не изменяет мне и сейчас, я часто перечитываю книги, полюбившиеся мне когда-то, в том числе детские книжки, и ощущаю, как это позитивно сказывается на моём душевном состоянии. Считаю, что живу по принципу Станиславского: любить не себя в искусстве, а искусство в себе.

Вас называют в числе десяти лучших литературных критиков России. Вы, вероятно, знаете, куда движется наша литература? Останемся ли мы самой читающей нацией?

В Москве меня заметили в качестве литературного критика и эссеиста после публикаций в центральных литературных изданиях «День литературы» (гл. редактор В.Бондаренко) и «Российский писатель»  (гл. редактор Н.Дорошенко). В издательстве «РП» у меня изданы книга критики и эссеистики «Между истиной и откровением» (2010 г.), книга избранных стихотворений «Русь непреходящая» (2011 г.), а также литературно-исторические исследования в книгах «Непобедимые русские смыслы» («Вече», 2008 г.) и «Россию надо заслужить» («Новая книга», 2013 г.). Большое влияние на меня оказало личное знакомство с В. Н. Ганичевым, председателем Союза писателей России. Вот уже 20 лет он возглавляет самый писательский союз, в котором 7,5 тысяч писателей, в смутные и лихие годы не дал ему развалиться, сплотил, соборовал все здоровые силы. И на последнем съезде в октябре этого года вновь избран на этот ответственный пост. А в ноябре он со своей командой принял участие в большом писательском собрании, состоявшееся под эгидой президента России В. Путина. Такое присутствие первого лица страны свидетельствует о его небезразличном отношении к современным мастерам слова в России. И в знак особого расположения к литераторам он объявил 2014 годом литературы.

А нация наша как была, так и осталась самой читающей в мире. Мало того, многие не только читают, но и сами пишут. Прогресс не стоит на месте, меняются формы чтения и общения, огромные возможности для всех, кто хочет высказаться, самовыразиться, поделиться с другими, открыл Интернет. Например, на сайте Стихи.ru полмиллиона пишущих, что свидетельствует о талантливости нашей нации. Ещё Интернет хорош тем, что с его помощью можно защитить свои авторские права, выявить плагиат.

Какими качествами  должен обладать писатель, чтобы стать членом Союза писателей России. Может ли автор из интернета стать членом профессиональной писательской организации?

Главное качество, конечно, талант. Существуют и более формальные критерии приема в Союз писателей. Что касается нас, уже ставших членами Союза писателей,  каждому из нас нельзя ронять свой статус. Чем должен отличаться член Союза писателей России от интернет-пользователя, выкладывающего свои стихи или рассказы? Прежде всего, ответственностью за слово, высоким идейно-эстетическим идеалом, художественным мастерством, всесторонним и глубоким  осмыслением бытия. Если интернет-автор нередко позволяет себе ненормативную лексику и нецензурные выражения, то настоящий писатель употребляет допустимые в печати выражения и лишь в самых крайних случаях, когда того требует художественное отражение действительности. То же относится и к другим проявлениям так называемой «свободы самовыражения» – не за счет эпатажа писатель должен привлекать внимание к своему произведению! Писатель – зеркало времени, но не смутное, не тусклое и не кривое. Даже сатирик, если он истинный писатель, отражает действительность в своих призмах так, чтобы не затмевать отражение чёрными красками. Следует не опускаться до читателя, а поднимать его до своего уровня. Такова диалектика наших отношений с ним.

Литератор – это личность, а не рефлектирующая особь.  Ему важно видеть явления со всех сторон, ведь если бы у зеркала не было задней чёрной стороны, оно вообще бы ничего не отражало. Свет и тьма соседствуют и взаимопроникают. И нам надо терпимо относиться к непониманию, к обвинениям в сложности стиля, заумности, элитарности. Ведь что такое литература, по большому счёту? Это высочайшая концентрация художественного слова. Ярчайшим примером этого может послужить роман «Пирамида» Леонида Леонова, который он писал сорок лет.

Как развивается литературный процесс в России?

Значительный поток литературного процесса движется по коммерческо-рыночным законам. Однако лучшая здравомыслящая часть нашей организации исповедует свои основные принципы и направления развития отечественной литературы, насущной и настоящей:

– усиление всечеловеческого звучания Слова;

– вместе с тем сакрализация державной линии; коль уж русская нация является государствообразующей, важно способствовать укреплению, а не дальнейшему распаду многонациональной России;

– утверждение нравственно-духовной доминанты в творчестве, уравновешенности эстетической и этической сторон;

– осмысление современных явлений и процессов, осуществляемых в обществе, и на основе этого актуализация литературного процесса;

– стремление к сбалансированности идейно-философской содержательности и событийности, сюжетности;

– достижение гармонии между аналитикой и художественностью, описательностью и образностью, информационным и интонационным словом;

– углубление психологизма в произведениях, внимание к тончайшим душевным движениям и внутренним побуждениям, чтобы каждый автор мог сказать о себе: «малейшее движение души я облекаю в трепетное слово»;

– опора на позитивное в людях и обществе – в противовес кризисным явлениям и апокалиптическим настроениям;

Хочется, чтобы эти принципы были близки и писателям других творческих союзов и объединений. В Смоленске существует два писательских союза. Вновь и вновь нам задают вопрос об их объединении. В начале «лихих 90-х» часть писателей откололась от основного Союза и создала союз российских писателей. Время постепенно сглаживает разногласия. Но пока не объединятся столичные центры организаций, слияние дочерних региональных организаций практически невозможно. Об этом недавно сказал на выступлении перед преподавателями-филологами и Владимир Макаренков, председатель Смоленского отделения Союза российских писателей.

Вашей организации предстоит отчетно-выборное собрание. Внесет ли оно какие-либо изменения в вектор развития смоленской литературы?

20 декабря состоятся выборы нового председателя нашей Смоленской областной писательской организации СП России. Долгое время организацию возглавляет Виктор Смирнов, известный в России поэт, он много сделал для организации, одной из самых многочисленных в России (сейчас в ней 70 членов), и лично я буду предлагать оставить его в качестве почётного председателя. На это собрание В. Ганичев пришлёт своего представителя, который выразит его волю, назовут кандидатуру, выдвинутую на секретариате, куда на этом съезде ввели и меня.

К сожалению, внутри нашей организации есть писатели, которые недопонимают и недооценивают значение московского центра. Им бы хотелось обходиться без него, они-де сами тут цари и боги. Что за местнический меркантилизм такой? Для писателя главное – Слово, духовная составляющая, верные этические и эстетические маяки-ориентиры. Мы служим не вещам, а вещим ценностям. Ценности эти духовно-нравственные, проводимые державно, православно и патриотически. И мы стремимся к тому, чтобы предупреждать и предотвращать деструктивные факторы, ведущие к расколу. Бог соборует, а сатана раскалывает. Такова диалектика бытия здесь на земле. И В. Ганичев лично для меня служит выдающимся примером объединителя писательских рядов.

Что касается молодой смены, к сожалению, хочу констатировать тот факт, что молодёжи в писательских союзах совсем мало.  Привлекать в свои ряды как можно больше молодёжи – это теперь одна из первостатейных наших задач. В противном случае, мы будем упускать всё новые поколения, а, в конечном счёте, потеряем будущность. На это, я думаю, направит свои усилия новый состав правления организации.

В завершение всем пишущим, всем неравнодушным к литературе хочется сказать: идущий да обрящет, пишите, и стар и млад, и да воздастся вам сторицей!

19.12.2013 | Рубрика: Литературный Смоленск

Оставить комментарий