«Святая мудрость землепашца и поэта»- выступление Олега Дорогань на вечере 105-летия Н.И.Рыленкова

С 13 по 17 февраля 2014 года на Смоленщине в библиотеках, школах, культурных учреждениях состоялись встречи и вечера, посвящённые 105-летию со дня рождения Николая Ивановича Рыленкова. 15 февраля в Рославле, на родине поэта побывала делегация, в её составе В. Макаренков, поэт, председатель регионального отделения Союза российских писателей, поэт Б. Скотневский, секретарь Союза российских писателей (в этом году он стал лауреатом литературной премии им. Н.И.Рыленкова, на этих мероприятиях она и была ему вручена). От Смоленской областной организации Союза писателей России приняла участие и сделала выступление В. Суханова, поэт, писатель-историк, краевед.
В эти дни, посвящённые Н.Рыленкову, активное участие в мероприятиях приняли члены Союза писателей России: Юрий Пашков – старейшина смоленской литературы, ученик Н.И.Рыленкова, Анатолий Александров, писатель-историк, профессор, знавший поэта лично, Наталья Егорова, Вера Суханова, Анастасия Самофралийская, Татьяна Харитонова, Николай Кеженов, Владимир Королёв, Тамара Лосева, Николай Чепурных, Лина Меркулова, Любовь Сердечная.
О литературно-музыкальном вечере «Кто стремится к людям – тот творит, самого себя преображая» 17 февраля в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А.Т.Твардовского мы уже рассказывали на нашем сайте. Ниже приведен текст выступления Олега Дорогань, председателя Смоленской областной организации Союза писателей России, поэта, писателя-публициста, критика-эссеиста:

Ты не притча и не причуда,

Не прибежище и не профессия,

Ты всегда ожидание чуда,

Потому-то ты и поэзия.

Эти строки Николая Ивановича Рыленкова посвящены Борису Пастернаку, это эпитафия этому бессмертному поэту. И сам Николай Иванович был поэтом высокой поэтической культуры. Когда я впервые познакомился с его стихами «Ладони, пахнущие хлебом», «Апрель» и «В юности мы спрашивали часто…», помещёнными в школьную хрестоматию, я сразу их запомнил наизусть и полюбил этого поэта:

Кому какой даётся жребий,

Какая песня под луной,

А я взрастал на чёрном хлебе.

То хлеб земли моей родной.

Сразу приводила в волнение искренность и правдивость его стихов, его авторской интонации, богатство его жизненного опыта, основанного на крайней нужде и бедности, и воплощённого очень точно, ёмко и убедительно, мало того, так всеобъемлюще.

В этом стихотворении отразилось и трудное крестьянское детство поэта, и его зрелость, в немалой степени подпитанная книжной мудростью.

Я знал: в ржаной ковриге скрыта

Всей доброты земной душа.

Святая мудрость землепашца

В ней навсегда воплощена.

Ни возгордиться, ни зазнаться

Не даст в дороге мне она.

И нужно мне под русским небом,

Чтоб каждый день и каждый миг

Ладони, пахнущие хлебом,

Я чуял на плечах моих.

Подкупала рифма «землепашца – зазнаться», и как оказалось впоследствии, Николай Рыленков был мастер необычных звучных рифм, в т.ч. сложносоставных, состоящих не только из двух слов «труд свой – сотрутся», «угадано – назад оно», «нельзя – не льстя», «по лесу – полосу», и даже из трёх слов – как рифма «ровесник – есть в них».

Или ещё сложносоставная рифма: «заласканы – за лацканы»:

Мы с детства не были заласканы.

Нас провожала в путь гроза,

Сама судьба брала за лацканы,

Смотрела прямо нам в глаза.

Потом эту рифму я встретил у Р.Рождественского. Понятно, молодые эстрадники «жадно цапали» у старшего поколения всё, что у них было новаторски интересного.

Однако поиск таких рифм Н.Рыленков не делал самоцелью, они возникали у него естественно и спонтанно. Он оставался в рамках традиций, привнося в них новаторские приёмы. Недаром одну из своих литературоведческих книг он так и назвал «Традиции и новаторство».

А как порадовали меня его весенние, чуточку бурлескные стихи об Апреле – как о живом человеке, просто завораживал образ водицы-снежницы, прежде всего, необычным звучанием своим (одна из книг поэта была так им и названа «Снежница).

Улыбнись мне, Апрель – золотые ресницы,

Принеси мне в ладонях водицы-снежницы.

Той чудесной водою глаза я промою,

И пойду за тобою дорогой прямою.

Н.Рыленков попал делегатом на Первый съезд Союза писателей СССР в 1934 г., о стихах его хорошо отозвался Максим Горький. От его взора не укрылось, что свой языковой колорит лирики Н.Рыленков черпал из фольклора трёх братских народов – русского, украинского и белорусского, что определилось местом рождения молодого поэта.

В 1936 году он стал секретарём Смоленской организации Союза писателей страны. Но не сразу в полной мере определилась его творческая самобытность. В отличие от своего земляка А.Т. Твардовского, уже заявившего о себе как об одном из наиболее интересных и значительных поэтов советской эпохи, Николай Рыленков шёл к своему признанию тернистой и долгой дорогой. Несмотря на успешное начало, он не боялся ученичества, и этот период у него затянулся на полтора десятилетия. Не об этом ли он написал в своём стихотворении «Дубок», где все деревья распустились, расцвели, только дубок оставался в сторонке, не выставляя себя напоказ:

Дубок

Мой приятель лесник говорил мне, бывало, не раз:

— Верь тому, кто себя не спешит выставлять напоказ.

Погляди на дубок, что стоит на опушке лесной.

Позже всех он весной расправляет свой лист вырезной,

И так медленно-медленно тянется вверх от земли,

Что берёзы и вётлы давно его переросли.

Но коренья в земле укрепил он, и дай только срок,

Всех оставит в тени ставший дубом вчерашний дубок,

Встретит бурю любую, спокоен, суров и велик… —

Я слова твои помню, мой старый приятель лесник.

Не так ли и дар поэта, и его душа: пока не почувствует зрелости своей, под спудом копит силы, вызревает, не любит публичности. Не торопясь создал он Рыленков и свой образный словарь, и свою особую интонацию лирической беседы. В раздумьях о предназначении поэта, об истинном и ложном в поэзии Н.Рыленков обращался к опыту великих предшественников. Всегда стремится он постичь тайну их вековечного слова. О ремесле поэта, о его непростой доле Николаем Рыленковым написано немало стихов, приведу две миниатюры:

Если пальцев ни разу перо тебе не обожгло,

Не когтили в ночи тебя строчки, что сам сочинил,-

Поищи поскорее другое себе ремесло,

Не надейся, что песня возникнет из пены чернил.

***

Не сетуй, что перо в руке всё тяжелее,

Не капелька чернил, а жизнь висит на нём.

Теперь, всю суету отвергнув не жалея,

Ты скажешь только то, что душу жжёт огнём.

Одно время критики упрекали его за якобы пассивное любование природой, за описательное отношение к природе, отсутствие гражданских мотивов в лирике. На самом деле, Николай Рыленков гражданствен уже в том, что был он поэтом смыслов, и прежде всего смысла бытия, их искал и находил в изображении природы и в тихой лирике. Ему были присущи обострённое чувство правды, нравственно-этические искания поэзии, характерны раздумья, особенно в 50–60-е годы, о Родине, о стране детства, о преемственности поколений, об отечественной истории, об ответственности человека перед прошлым и будущим.

И работал он в разных жанрах. Освоил многие поэтические формы, написал ряд поэм, а также написал прозаические произведения – рассказы, очерки, повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», автобиографическую трилогию: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Чист и ёмок язык этой прозы – настоящий русский язык со всеми присущими только ему оттенками душевности – скромности и застенчивости, простоты и ясности, улыбчивости и грусти.

Писал он критические и литературоведческие статьи, эссе. Кроме того, был он и переводчиком. Проявлением «доброй души» поэта (так названа книга о нем) явились и его переводы поэтов соседней Смоленщине Белоруссии. Хорошо известен его стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве», он былопубликован в газете «Литературная Россия», вышел отдельной книжкой, и затем неоднократно переиздавался.

Дар Рыленкова, судя по его творениям, отличался пластичностью и музыкальностью. «Книгу песен» составили его стихи, на которые было написано немало песен. А его стихи о М. Глинке и Бетховене вошли в антологию «Музыка в зеркале поэзии».

Поэт умел соединить незримой связью душу природы и душу человека. В его лирике, прежде всего, видна интеллигентность, но эта интеллигентность не чуждается своей крестьянской родословной, (дорожит связью с народным словом, с народным взглядом на жизнь.). Самобытности он добивается не яростным утверждением непохожести на других, а отбором таких слов и выражений, которые несут в себе одновременно естественность и свежесть, искренность и сердечность. Не случайно с особой силой талант Рыленкова раскрылся в его любовной и пейзажной лирике.

В последние годы жизни Николай Рыленков работал и в жанре эпитафии, и довольно рано ушёл из жизни, в 60 лет, оставаясь на посту председателя Смоленской областной писательской организации. Его хорошо помнят ныне живущие члены нашей организации и Юрий Васильевич Пашков, его ученик, и Евгений Петрович Алфимов, получивший от Николая Ивановича рекомендацию для поступления в Союз писателей СССР, и Анатолий Андреевич Александров, автор многотомного художественно-исторического исследования «Две ставки».

И все мы гордимся этим. В нынешнем году мы отмечаем не только 105-летие со дня рождения Н.И.Рыленкова, не стоит забывать, 23 июня исполнится 45 лет со дня его смерти.

Это был настоящий поэт, у которого есть чему поучиться и с кого взять жизненный и творческий пример; даже уводя в область духа, он возвращает нас к земным непреходящим ценностям, учит обретать надёжную почву под ногами.

24.02.2014 | Рубрика: Литературный Смоленск

Оставить комментарий