На литературном вечере «Солнечная поэзия Исаковского»

20 января в большом зале СОУБ имени А. Т. Твардовского состоялся литературно-музыкальный вечер «Солнечная поэзия М.В.Исаковского».

Открыла его директор СОУБ имени А. Т. Твардовского Ольга Мальцева и передала слово ведущему библиографу Татьяне Насоновой, которая очень живо вела программу, изобилующую музыкальными номерами, среди которых были песни на стихи Михаила Исаковского.

Много интересного о жизни и творчестве Михаила Васильевича, о своем видении его самобытного творчества, неотделимого от истории государства, рассказали вице-губернатор Николай Кузнецов; член Союза писателей России, поэт, лауреат премии имени М.В.Исаковского 2013 года Вера Суханова; член Союза писателей России, поэт, трижды лауреат премии столичного журнала «Наш современник» Наталья Егорова; члены Союза писателей России Юрий Пашков, Николай Кеженов, Владимир Королев. Выступили также члены Союза российских писателей Владимир Макаренков, Вера Иванова.

Впечатляющим и значимым стал доклад, с которым выступил в рамках этого литературного вечера председатель правления Смоленской областной организации Союза писателей России, секретарь Союза писателей России Олег Дорогань (далее приводим текст доклада в сокращении):

«Имя Исаковского для всех нас было, есть и будет сакрально-святым!

Михаила Васильевича Исаковского я отношу к плеяде поэтов и писателей поколения победителей, наряду с его смоленскими соратниками по перу А. Т. Твардовским и Н. И. Рыленковым. Их Музы не молчали, когда громыхали пушки второй мировой войны. А песня «Катюша», написанная совместно с композитором Марком Блантером в довоенное время ещё в 1938 года, в полную силу зазвучала именно на передовой Великой Отечественной. И новое грозное оружие – реактивные гвардейские минометы – с лёгкой руки батареи капитана Флёрова, после боевого крещения, получили от народа имя девушки Катюши. Той самой, что выходила на берег реки Угры и пела песню, выпуская её как птицу, чтобы долетала она до бойца «на дальнем пограничье» – её любимого парня. В стихах этой песни продолжена традиция «Слова о полку Игореве», только Катюша не плакала, как Ярославна на Путивльской стене, а под цветение яблонь и груш полна была оптимизма и веры, что вернётся её воин с победой, не утратив к ней любви. «Катюша» стала самой знаменитой песней на фронте, она не только воспевала подвиг любви, она тоже воевала. И стала, смело можно сказать, самой любимой песней во всем стремящемся к справедливости мире, особенно у народов, борющихся за свою национальную независимость.

Поколение победителей сполна познало и триумф победы над величайшим врагом всех времён и народов – гитлеровской Германией, и трагедию, которой дышали реалии того сложнейшего эпохального времени.

Неспроста, когда солдат у М. Исаковского возвращается с фронта домой и видит, что «враги сожгли родную хату», – его скорбь была такой, что ни высказать её, ни выплакать, ни утешить, ни утолить. Однако поэту такой удивительной душевной глубины как Михаил Васильевич выразить это удалось – да ещё так, как никому другому. Критически настроенная цензура сразу не пропустила в печать это стихотворение, слишком пессимистически упадническим показалось оно. Перед лицом советской пропаганды не мог солдат-победитель выглядеть слабым и ронять слёзы, а несбыточность надежд якобы искажала облик советского человека, замыкая его в своём узком мирке.

И никто не заметил тогда, что солдатская «слеза несбывшихся надежд» скатывалась ему на грудь, а на ней «светилась медаль за город Будапешт». Стало быть, она светилась от слезы. И символично сливались два образа – трагической слезы и медали в знак победы – и в синтезе возникал жизнеутверждающий образ. Всеволод Вишневский этот сдвоенный образ отнёс бы к разряду введённого им в обиход оборота «оптимистическая трагедия», на первый взгляд, оксюморона, на самом же деле, органичного понятия, без которого невозможна была бы жизнь после кровавой фронтовой купели.

И эту песню только в 1960 году Марк Бернес взял на себя смелость исполнить на радио, куда долгие годы доступ ей был закрыт. Помнится мне, как в 60-е годы мой отец вернулся с высших автомобильных курсов при Рязанском высшем военном училище и привёз с собой слова песни «Враги сожгли родную хату», которую тогда распевало всё училище. И я тоже тут же влюбился в неё, уже играя к тому времени на баяне вальс на стихи М.Исаковского «В лесу прифронтовом» всё того же композитора-кудесника Марка Блантера:

С берёз, неслышен, невесом,

Слетает жёлтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист…

Какая здесь потрясающая гармония, и это в годы войны, какая ясность души и нацеленности на победу над врагом! В лирике Исаковского мысль сама просится в песню и естественно сливается с мелодией. Душевность его стихов истинна своей искренностью, неподдельностью чувств и впечатлений. О нём можно сказать стихами Б.Пастернака:

Есть в опыте больших поэтов

Черты естественности той,

Что невозможно, их изведав,

Не кончить полной немотой.

В родстве со всем, что есть, уверясь,

И знаясь с будущим в быту,

Нельзя не впасть к концу как в ересь

В неслыханную простоту.

И душевность песенных стихов Исаковского не могла не сочетаться с державностью, ведь служили они, прежде всего, созидательным мобилизующим державно–образующим началам. И песни его им соответствовали просто и естественно, окрыляли и поднимали на труд и на бой, побуждали служить могучим и великим целям государственного значения.

М. Исаковский велик тем, что он выразил не только чисто русскую душу, но и душу всего многонационального советского народа. Неспроста его «Катюша» быстро облетела весь Советский Союз, а затем и весь мир, обретая поистине мировую известность. Такой чести, пожалуй, была удостоена только английская песенка про фронтовых лётчиков, где их самолёт в русском переводе летит «на честном слове и на одном крыле».

Лично мне Михаил Васильевич дорог ещё тем, что в 1919 году он создал в Ельне уездную газету «Знамя» и редактировал её два года, пока не переехал в Смоленск. Время, как вы помните, было трудное, – суровые годы гражданской войны.

Вспоминает один из его современников: «Больше всех был популярен и любим Михаил Исаковский. Впервые я услышал его на литературном вечере в Доме учителя. Выступали столичные авторы, но самое сильное впечатление оставил присоединившийся к ним смоленский земляк. До сих пор слышу его завораживающий, чуточку глуховатый негромкий неторопливо скандирующий голос:

Я ельнинский ельник увидел во сне

И сонную Ельню на сонной Десне.

У каждого дома, у каждых ворот

Стоял на часах девятнадцатый год.

Эти строки стали дороги и мне, особенно, когда наша дивизия из Прибалтики была выведена в 1994 году, и у меня возникли такие стихи:

Российская гвардия здесь возродилась.

Жаль, этим недолго страна погордилась.

Да, Ельня недавно тоже была провозглашена городом славы в числе других городов, но как-то в СМИ стало забываться историческое значение этого города, где в 1941 году в первых контрнаступательных победных боях родилась советская гвардия.

В 1924 году М.Исаковский был переведён в губернскую газету «Рабочий путь», где сотрудничал 10 лет. М.Исаковский стоял у истоков Смоленской писательской организации, начало которой берёт свой отсчёт с 1924 года, когда была создана литературная группа, оформившаяся в Смоленское отделение РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей), и М. В. Исаковский стал первым её секретарём. Тогда же он творчески помог А.Т.Твардовскому самореализоваться как поэту.

Я всегда задавался мыслью, как он так легко постиг и так глубоко проник в душу народную? Оказывается, из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые «литературные произведения» мальчика. С десяти лет писал он, по отзывам сельчан, «хорошо, складно» и, главное – «жалостливо». Особенно (как потом вспоминал сам Михаил Васильевич) доверяли ему неграмотные солдатки, а также обиженные судьбой женщины сочинять письма мужьям, родным и близким. Письма эти обусловили дальнейший рост нравственно-эстетического развития будущего поэта. Благодаря этим письмам впечатлительный и любознательный подросток получил доступ к сокровенным чувствам и мыслям крестьян, постигал их судьбы. И тем самым, учился искренне выражать человеческие чувства на бумаге, раскрывать душу человеческую. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» займет значительное место в лирике Исаковского. Поэт не только научится в своих произведениях говорить от другого лица, но и прямо придаст ряду своих стихотворений форму письма («Письмо из деревни», «Письмо», «Письмо сельскому Совету», «Первое письмо», «Письмо землякам» и др.).

Несмотря на то, что писатели занимали почётное место в советском социалистическом обществе (а может, отчасти и поэтому), цензура осуществляла за ними тотальный контроль. Не пощадила она и поэму «Сказка о правде» Исаковского, обличающую позёрство, лицемерие, фальшь.

Самое главное, что песни его, отражающие народную душу и вселенски отражённые ею, всегда несли его на крыльях, не давали кануть в бюрократически чиновничьей литературщине. Песней стала не только жизнь его, но и его живое бессмертие!»

Олег Дорогань и все выступавшие на литературном вечере сердечно поздравляли члена Союза писателей России Веру Суханову с присвоением звания лауреата литературной премии имени М. В. Исаковского. Праздничную программу вечера традиционно дополнили песни Михаила Исаковского в исполнении солистов филармонии и студентов института искусств. В отделе краеведения библиотеки можно было познакомиться с выставкой книг великого поэта, в том числе с редкими изданиями.

Интересно, что среди зрителей находился ветеран Великой Отечественной войны, бывший военный летчик Иван Евдокимов. В 1938 году ему посчастливилось в этом же зале нашей главной библиотеки присутствовать на встрече читателей с самим автором «Катюши».

Материал предоставили:

Олег ДОРОГАНЬ, Николай КЕЖЕНОВ,

фото Николая ЧЕПУРНЫХ

21.01.2014 | Рубрика: Литературный Смоленск

1 комментарий

  1. Anton — 22.10.2015, 05:49

    Здорова! Присоединяюсь к точке зрения участников, Исаеовский это наш народный поэт.